Сущность, формы и функции исторического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Сущность, формы и функции исторического знания……..5
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Сущность формы функции исторического знания.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

     Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

     Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.

     Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

     Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.

     В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

     С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.

     Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

     Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

     В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества

     Понятие исторического источника, их классификация

     Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

      Классификация - распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы, согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

     В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

     1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

     - вещественные

     - письменные

     -изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

     - фонические.

     Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

     2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те, или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

     Так, источники  периода феодализма можно разделить на

     1) Публично-правовые акты:

     а) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

     б) договорно-законодательного вида  - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

     в) судебно-процессуального вида – с XV в.

    И т.п.

     2) Частные акты:

     а) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч. 

     б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

     3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

     4) частные письма.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

     Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития. История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.

     История России – часть мировой истории, ее изучение позволяет понять, как в рамках общемировых закономерностей развивались российское общество и государство, какое влияние на эти процессы оказывали природа и климат евразийского геополитического пространства, соотношение размеров её территории и её заселенности, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, внешние факторы и т.д. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Дрофа,1994. – 564 с.
  2. История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Юнити, 2001. – 608 с.
  3. Марков В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб.: Лань, 1997. – 230 с.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2003. – 436 с.
  5. Смирнов И. П. Новый историзм как момент истории. – М.: Аграф, 2000. – 528 с.

Информация о работе Сущность, формы и функции исторического знания