Святослав - князь - воитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:05, реферат

Описание

Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси. Летопись относит рождение Святослава Игоревича к 942г. В момент смерти отца, убитого в 945г. древлянами, Святослав был трехлетним ребенком и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги.

Содержание

1.Юный князь Святослав Игоревич.

2.Разгром Хазарского Каганата.

3.Война с Болгарией.

4.Нападение печенегов на Киев.

5.Возвращение Святослава в Болгарию.

6.Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

история Князь Святослав(РЕФ).doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

          ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИКИ

 

Т Е М А

СВЯТОСЛАВ-КНЯЗЬ-ВОИТЕЛЬ

 

 

Пироженко Галина Александровна

 

Физико-математический,

1курс


 

 

Научный руководитель

 

 

Ромащенко Елена Владимировна

 

 

 


 

ТАГАНРОГ

2009

                                       План.

1.Юный князь Святослав Игоревич.

2.Разгром Хазарского Каганата.

3.Война с Болгарией.

4.Нападение печенегов на Киев.

5.Возвращение Святослава в Болгарию.

6.Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Юный князь Святослав Игоревич

Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси. Летопись относит рождение Святослава Игоревича к 942г. В момент смерти отца, убитого в 945г. древлянами, Святослав был трехлетним ребенком и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги. Возрос он в среде дружинников своего отца. Юный князь Святослав воспитывался боярином Асмудом и воеводой-Свенельд.

Уже в 946г.он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть отца Игоря, наказанных хитростью, но еще не покоренных силою. Святослав сам начал это сражение; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабою детскою рукою, падает у ног княжеского коня. И сказали Асмуд и Свенельд: «Князь уже начал: последуем, дружина, за князем. Дружина,  видя у себя во главе начальника-младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает.»

Детство и отрочество князя протекают среди воинов, где у всех один интерес-война, где одно достоинство лишь ценится в человеке - храбрость и отвага. Развитием этих достоинств определяется программа княжеского воспитания и на всей дальнейшей жизни храброго князя неизгладимым следом отразилось воспитание, основанное на началах дружинной чести: единственной заботой князя стала война, единственным мерилом его поступков – мнение дружины, единственным идеалом - слава беззаветно храброго воина, никогда не изменяющего традициям дружины. Это видно даже и в том, что, когда Ольга, приняв христианство, начала уговаривать и сына последовать ее примеру, Святослав ответил ей:  « Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Он тем самым показал, что воинское братство дороже ему родной матери. Святослав был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявил презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не переставая любить его нежно, должна была смириться.

Прошедшие годы изменили княгиню Ольгу – даже для нее, природной правительницы, не прошли даром. И прежде всего – не прошли бесследно первые дни и месяцы ее власти. Когда она доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами. Вспоминая их с каждым годом все больше, она ловила себя на мысли, что многое сделано было не так, как должно, что есть иные способы у властителя, помимо железа и крови. Эти думы привели ее к новой вере, которая сможет стать подспорьем ей и ее потомкам в делах власти,  дабы никогда не повторилось свершившееся с князем Игорем. В 957 году сама отправилась в столицу империи  и веры греческой, чтобы почерпнуть ее в самом источнике. В Константинополе сам патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный – восприемником от купели. Она будет надеяться, что Русь, ведомая ею не один год, и в этом пойдет за ней, но Русь пойдет за ее сыном – воином. Лишь внук исполнит ее заветную волю – и через столетия Русь будут называть Святою…

Когда Святослав вырос и возмужал, он обнаружил типичные черты князя  - дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным походам. «Повесть временных лет» свидетельствует о том, что «…он собирает много храбрых воинов, легко ходил в походах, как барс, и воевал много…». Князь думал о подвигах, пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу оружия российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного героя летел в поле. Там суровою жизнью он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем. Каков был военачальник, таковы и воины. Древняя летопись сохранила для нас еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, и всегда  заранее объявлял войну народом, повелевая сказать им: « Иду на вас!» Во времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыцарской чести.    Князь Святослав войдет в историю как князь – полководец, князь – воин. Он верил в себя, свято чтил свое слово. Верил чужим клятвам, не желая для себя принимать ту  скользковатую, но практичную мысль, что слово изреченное  - есть ложь. Слово, он считал, часть твоей души, твоей совести, и, раз произнеся его, ты должен держать его, не жалея для этого ничего. Ибо нет ничего драгоценнее на свете, чем правда, чем праведное общение между людьми. Так понял он завет отца, обучавшего его не словами, но своей жизнью. О подвигах отца – князя Игоря ему рассказывали долгими вечерами – после тяжелого дневного обучения воинскому искусству, опуская то, что ребенку знать было еще рано. Тем самым творя прекрасную волшебную сказку, в которой жил великий и могучий воин, храбрый и всегда справедливый. Рано лишившись отца, сохранит о нем лишь смутные воспоминания и зная его лишь по разговорам – думам других, всегда будет считать его для себя примером. Но запомнит он и несправедливость отца по отношению к людям, ставшую причиной его смерти. Запомнит он и жестокую расправу матери, мстившей за мужа. И размерами, и свирепостью месть эта превысит  святое право ответить ударом на удар и взять око за око. Этого он, не приняв раз детским сердцем, не сможет принять уже никогда. И никогда не пожелает и не сможет поступить так, как поступать нехорошо, нельзя. 

 

 

2. Разгром Хазарского Каганата

«…Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»

   3 июля 964 года русский князь Святослав с дружиной разгромил Хазарский Каганат, написав еще одну страницу в истории  русской боевой славы. Значение этой победы многие недооценивают, о ней мало что говорится в учебниках, о ней мало говорят. А ведь победа над Хазарами была поистине значимой и Великой.

Хазарский Каганат зародился в VII веке на обломках Тюркского государства. Изначально Хазары были кочевым народом, однако в ходе истории остепенились, стали вести оседлый образ жизни. Хазары много воевали, особенно с Арабским Халифатом, союза с Хазарией искали Византийцы. Государство Хазар находилось на пересечение торговых путей, что способствовало развитию сельского хозяйства и ремесла. По вероисповеданию хазары были иудаистами. В IX веке, под влиянием еврейской торговой общины, вся хазарская знать приняла иудаизм.

   Хазары жили в основном за счет посреднической торговли, сбора дани с покоренных земель, а так же взятием пошлин с купцов. Не брезговали Хазары и грабежами с работорговлей. У Древнерусского государства, возле самых его границ, был очень мощный противник, которые время от времени совершал набеги и не давал купцам спокойно торговать. Русские купцы, преимущественно новгородцы, терпели постоянные обиды и притеснения со стороны буртасов, волжских болгар и хазар; для русской торговли крайне важно было, чтобы большой водный путь, соединяющий юго – восток и северо – запад восточной европейской равнины, т.е. все течения реки Волги, перешли в русские руки.

Была и еще причина похода Святослава на хазар. В 914 году на Волге, в стране хазар, буртасов и болгар, погибла рать великого князя Игоря при сборе дани для хазар. По понятиям дружинной чести великий князь Святослав, как приемник Игоря, обязан быть смыть позор, лежавший на его памяти, а как сын, обязан был мстить врагам своего отца.          

   Побуждаемый этими причинами, в 964году Святослав со своей дружиной выступил в поход. Он не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшие на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку, населенную вятичами. Не желая во время своего далекого похода на Волгу иметь у себя в тылу врагов, Святослав вятичей не тронул, хотя они и платили дань хазарам, будучи враждебны Киеву.

  Союзниками Святослава в походе 964-965гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Грузы пришли от реки Яик. Союзники благополучно встретились у Итиля- столица Хазарии располагалась на огромном острове(18 км в ширину), который образовали две волжские протоки: Волга и Ахтуба.

    Первой под его мечом пала Волжская Булгария, ее армия была разгромлена и рассеяна, столица Булгар и другие города захвачены, их население разогнано. Так же поступил Святослав и с буртасами - города были взяты на копье и сожжены, жители - рассеяны. А затем пришла очередь Хазарского каганата - еще недавно одной из крупнейших и богатейших держав, простиравшейся на западе до славян-вятичей, на востоке до бескрайних равнин Сибири, подступавшей на юге вплотную к мусульманскому миру, а на западе - к самой Византийской империи.

Русское войско появилось на границах хазарских владений с непривычной стороны - с севера, в то время как обычно русы продвигались по Азовскому морю и Дону. Каганат всегда считал себя прикрытым с севера от любых неожиданностей союзниками - ныне их не стало. В этом видно начало свободного замаха славянского меча, через малое время совершившего полукруг - от Волги до Дуная, от северо-востока - через юг - на запад. Хазары, гордые столетиями предшествующей воинской славы, решились, несмотря на печальную участь булгар и буртасов, на открытую битву. Решающая битва произошла недалеко от хазарской столицы – Итиля. Навстречу Святославу вышло величественное войско, ведомое самим каганом, показывающимся на глаза своим подданным лишь в особо исключительных случаях. Тут был как раз именно такой случай; и Святослав, и каган понимали, что в этом бою решится участь Хазарии.

В первых рядах войска были «черные хазары», легкие конники, не носившие в бою кольчуг, вооруженные лишь луками и копьями-дротиками. Начиная бой, они засыпали противника железной пылью стрел и дротиков, расстраивая порядки наступающих. Сзади них располагались «белые хазары»-тяжеловооруженные всадники в железных нагрудниках, кольчугах, шлемах; хазарская знать и их дружины, всецело посвятившие себя войне, хорошо владевшие оружием, с которым почти никогда не расставались, - длинными копьями, мечами, саблями, палицами, боевыми топорами. Они должны были ударить в момент первого успеха «черных хазар» и вырезать дрогнувшее войско. Здесь же были и наемники – мусульмане, мастера боя, с ног до головы закованные в сталь.

  Русские двинулись вперед монолитной стеной щитов, прикрывавших воина от шлема до стальных поножей. Стрелы и дротики отскакивали от этой стены, устремившей вперед стальной клин. Погасив наступательный порыв ринувшихся вперед «белых хазар» частой стрельбой из луков, дружина Святослава ударила как один человек, мастерски - безостановочно работая длинными прямыми мечами и боевыми топорами...

И великая держава, веками заставлявшая трепетать своих соседей и проходившая иногда насквозь земли славянских племен в своих походах за живым товаром, почти сразу съежилась, сжалась, потеряв свою воинскую силу. Святослав разгромил хазарское войско. Жители спешно покидали город. Остатки чудом уцелевшего войска, и еще недавно гордые своим положением столичные жители - бежали на пустынные острова Каспия, понимая, что в степи не скроешься - несколько облав непостижимого врага, и ты - либо мертвец, либо раб.

Но победителям было пока не до них - их решили предоставить собственной судьбе. У Хазарии были и другие города, и поэтому, взяв во дворце кагана, знати и купцов большую добычу и предав город огню, дружина, ведомая Святославом, пошла на юг - к древней столице каганата- Семендеру. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пустое пространство между станицами Червленной и Гребенской; оно описано Л.Н.Толстым»Казаки».) Семендер имел четырех угольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся дальше.

Впереди был край вчерашней державы хазар - море, а между ним и Святославом - крепость Семикара, которую взяли штурмом с ходу.

Дальше в Крыму лежали богатые и беззащитные сейчас владения Византии, и их жители замерли в смертном ожидании, с ужасом представляя, что сделают с ними невесть откуда появившиеся у самых их границ варвары. Но Святослав не ударил - он хотел не добычи, но победы, победы над каганатом, все еще висевшим камнем на шее. Он повернул на север, оставив в тылу нетронутыми земли Империи, черед которой еще не пришел. Пройдя по Дону, русские обрушились на Саркел - шестибашенную мощную крепость, в цитадели которой, за высокими стенами устремившимися в небо, гордо возвышались еще два башенных шпиля, выше остальных. Крепость была выстроена на мысу и с трех сторон омывалась Доном, вдоль четвертой же хитроумные византийские зодчие прорыли два глубоких рва, призванных охладить наступательные порывы возможного неприятеля. Но строители крепости, как и ее защитники, не причисляли к нему русские дружины - и, оказалось, напрасно. Крепость- Серкел была построена византийцами в период их короткой дружбы с  Хазарией, и создал ее грек – архитектор Петрона. Князь одержал победу.

Серкел был взят штурмом, сожжен, и разрушен, город он переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Серкела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

Святослав захватил основные города каганата такие как: Итиль, Семендер, Серкел… Нижний Дон снова стал заселяться  славянами, центром этой территории стала крепость Серкел, переименованная в Белую Вяжу. А на берегу Керченского пролива образовалось новое русское княжество -Тмутаракань. В городе был большой морской порт, и этот город стал форт постом Руси на Черном море.

Разгромив Хазарский Каганат, Русь обезопасила свои границы от постоянных хазарских набегов и грабежей. Теперь большинство торговых путей проходило через территорию древнерусского государства, что сильно способствовало его развитию, а так же пополнению казны. Так же Руси теперь не грозило стать иудейским государством, что тоже было не мало важно.

Информация о работе Святослав - князь - воитель