Татаро-монгольское нашествие на Русь и установление татаро-монгольского ига

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе я хочу показать различные точки зрения историков на эту проблему.

Во второй половине XII- началеXIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем.

Содержание

Введение.

1. Причины установления татаро-монгольского ига.

2. Татаро-монгольское нашествие на Русь и установление татаро-монгольского ига.

3. Свержение татаро-монгольского ига и его влияние на дальнейшее развитие Руси.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

история. тат-монг иго.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

С 60-х гг. XIII в. начинается постепенное свертывание института ханских баскаков. В это 1ф»емя Золотая Орда выходит из состава Мон гольской империи и становится суверенным государством. Теперь сами золотоордынекие ханы оказывались не заинтересованными в существовании на подвластных им землях администрации, назначенной каракорумскими правителями. Еще один удар баскаческой системе на Руси нанесло разделение в 1280 г. Золотой Орды на Орду Чингизида Тохты и Орду темника Ногая. Противоборствовавшие ханы стремились посадить в русских городах баскаков из числа своих сторонников, что приводило лишь к упадку роли наместников. К началу XIV в. в основных центрах Северо-Восточной Руси, впоследствии ставшей ядром Русского государства, институт баскачества был ликвидирован

С установлением монголо-татарского господства изменилось и положение русских князей. Хотя продолжали действовать древнерусские юридические нормы наследования княжеств, ордынские правители властно вторгались в существовавшие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262 г.-— в золотоордынский Сарай, чтобы получать там ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык — особая грамота на его владение. Получение такой грамоты обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени — и ближайшему окружению. Составитель жития тверского князя Михаила Ярославича, один из образованных и наблюдательных тверских церковников, писавший около 1319—1320 гг., отметил, что, «когда каким-либо князьям нашим доставалось княжение великое (имелось в виду Владимирское великое княжество.— В. К.), ходили князья русские в Орду к царю, нося множество имения своего... Обычай есть поганым и до сегодняшнего дня: разжигая вражду между братьями князьями русскими, себе множайшие дары берут.

Иногда русским князьям, чтобы умилостивить хана, его жен, детей, сановников и добиться выдачи желаемого ярлыка, приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя. И тогда вместе с ним на Русь отправлялся с вооруженным отрядом ордынский заимодавец, которому князь в погашение долга давал право собирать налоги с населения княжества. Так, в 1321 г. для взимания долга в Кашин приехал еврейский купец с татарским отрядом. В 1327 г. родственник золотоордынского хана Узбека Чолхан «насильством и граблением» взыскивал с тверичей долги, сделанные князем Александром Михайловичем в Орде, чтобы получить ярлык на великое княжение Владимирское. Сохранилась русская народная песня о Щелкане, как называли на Руси этого ордынского притеснителя, где очень образно описывались его действия: «У которого денег нет у того дитя возьмет, у которого дитя нет у того жену возьмет, у которого жены-то нет — того самого головой возьмут.

В 1971г. московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской), вынужденный ввиду неблагоприятной для себя политической ситуации пойти на раздачу многочисленных ценных подарков Мамаю и его окружению, вернулся и Москву с многочисленными ордынскими кредиторами, которые принялись собирать дань с подвластного Дмитрию населения. Корыстолюбие ордынских правителей, амбиции русских князей дорого обходились простому люду.

Церемония возведения обладателя ярлыка на княжеский стол происходила при обязательном присутствии ханских послов. Лишь Иван III избежал этой унизительной процедуры, символизировавшей политическое верховенство ханской власти.

Русские князья в Орде нередко подвергались унижениям. Вот как галицкий летописец описал пребывание у Батыя в 1250 г. Даниила Романовича: «Даниил Романович, который был князем великим, обладавшим Русской землей, Киевом, и Владимиром, и Галичем, а с братом своим и иными странами, ныне сидит на коленях и холопом называется. А татары дани требуют, а он жизни не чает, и грозы приходят. О злая честь татарская! Его отец был царем в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал многие другие страны. Сын его не принял (не удостоился.— В. К.) чести, кто иной может принять?!»

Многие русские князья погибали в ханской ставке. В 1246 г. при дворе Батыя были казнены черниговский князь Михаил Всеволодович и его родственник Андрей Мстиславич. В том же году в Каракоруме был отравлен отец Александра Невского великий князь владимирский Ярослав. В 1270 г. в Золотой Орде казнили рязанского князя Романа Ольговича В 1318 , при хаме Узбеке был казнен тверской князь Михаил Ярославич. При Узбеке, принявшем магометанство, вообще резко участились казни русских князей: в 1326 г. были умерщвлены великий князь владимирский, сын упомянутого Михаила Ярославича Дмитрий Грозные Очи и новосильский князь Александр, в 1330 г. убит старо-Дубский князь Федор, в 1334 г. лишен жизни дмитровский князь Корче, в 133 г. были казнены тверской князь Александр Михайлович и его старший сын Федор. Хотя после Узбека казни русских князей в Орде прекратились, поездки туда оставались небезопасными.

Раздавая русским князьям ярлыки, ордынские правители стремились регулировать политические отношения в подвластном им русском улусе. Считаясь с существовавшими на Руси традициями престолонаследия, давая московскому князю ярлык на московское княжество, а ярославскому – на ярославское, а не наоборот, ордынские ханы, когда им было нужно, бесцеремонно нарушали эти традиции.

Так, в конце 40-х гг. XIII в. наиболее сильному и авторитетному из потомков Всеволода Большое Гнездо князю Александру Невскому они дали опустошенные Киев и южную Русскую землю, а менее разоренный Владимир-на-Клязьме, который Александр Ярославич должен был наследовать на правах старшинства, передали его младшему брату Андрею. После анти ордынского восстания в Твери, вызванного притеснениями Чел хана, хан Узбек лишал ярлыка на великое княжество Владимирское тверского князя Александра Михайловича, разделил земли этого княжества на две части, отдав одну из них московскому князю, а другую - суздальскому. Опасаясь усиления Ивана Калиты, Узбек в 1341 г. отнял у московских князей Нижний Новгород и передал его суздальскому князю. В 1360 г. ярлык на великое княжение владимирское был отобран Ордой у московских князей и передан князьям суздальского дома. В том же году была восстановлена политическая самостоятельность Галицкого (Галиц Костромской) и Ростовского княжеств, ранее находившихся в зависимости от московских князей. В 1371 г. Мамай выдал яр лык на Владимирское великое княжество, которым владел Дмитрий Московский, тверскому князю Михаилу Александровичу. В 1383 г. хан Тохтамыш вернул этому князю Кашинское княжество, которое по московско-тверскому договору 1375 г. получило статус самостоятельного, независимого от Твери. В 1445 г. монголо-татары восстановили политическую самостоятельность Нижегородского княжества, еще в 1392 г. присоединенного к Москве. Так ордынские правители на протяжении XIII—XV вв. перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигая вражду и соперничество между русскими князьями.

Политическая подвластность завоевателям порождала .; другие формы зависимости русских княжеств. Тяжелой повинностью стала обязанность князей поставлять воинов в ордынское войско. Русские, византийские, польские, венгерские, тюркские источники свидетельствуют об участии русских полков в военных операциях золотоордынцев (в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, Балканском полуострове). Правда, с конца XIII в. по крайней мере княжества Северо-Восточной Руси уже не привлекаются к столь отдаленным походам ордынских правителей. С южнорусских же земель, даже тех, что со временем подпали под власть Литовского государства, Орда продолжала получать вспомогательные военные силы и в XIV в.

Но самыми тяжелыми для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси ордынской данью или выходом, что было дословным переводом широко распространенного в странах Востока арабского термина «харадж». Уже в 1246 г. один из монголо-татарских баскаков «в Руссии» пересчитал русское население и обязал каждого ежегодно отдавать ему I медвежью шкуру, 1 шкуру бобра, 1 шкуру соболя, 1 шкуру хорька, шкуру черной лисицы. «И всякий, кто не даст того,- резюмировал итальянский путешественник, —- должен быть отведен к татарам и обращен в их раба».

В результате переписей населения, проведенных монголо-татарами в 50 -е и 70-е гг. XIII в. в северо-восточных русских княжествах и Новгороде, взимание выхода приобрело повсеместный и регулярный характер. Только для русской церкви (впрочем, как и для других вероисповеданий, существовавших в Монгольской империи) ордынские ханы сделали исключение. Духовенство, как белое, так и черное, освобождалось от дани, от расходов на содержание ордынского административного аппарата на русских землях и от военной повинности. Земельные владения церкви объявлялись неприкосновенными. Нельзя было забирать у церковников служивших им мирян, занятых каким-либо ремеслам. От ордынских платежей и разного рода повинностей освобождались и члены семей священников, если они проживали вместе. За предоставленные льготы православные священники и монахи должны были публично молиться о здоровье ханов и благословлять их. Последнее обстоятельство делало положение русской церкви особенно ее верхов, весьма щекотливым. На церковную организацию возлагалась обязанность поддерживать высокий авторитет иноверческой власти, которая накладывала повинности на христиан, но освобождала от них саму церковь.

С проведением переписей размеры ежегодно выплачивавшегося ордынского выхода стали исчисляться в денежном выражении, а не в натуральном, как было в самые первые годы монголо-татарского господства. Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Орду. Так, в конце XIV в. платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств Дмитровского, Галицюю (Гялич Костромской), великого княжества Владимирского составляли 5 тыс. руб. в год. С одного Московского княжества собирали 1 тыс. руб. выхода. В начале XV в. с территории бывшего Нижегородского княжества (без суздальской его части) собиралось 1,5 тыс. руб. дани. Неизвестны размеры выхода с Рязанского. Тверского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского, Смоленского княжеств и так называемого черного бора с Новгородской феодальной республики. По видимому, общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15 тыс. руб. в год. Много это было или мало? Ответить на поставленный вопрос помогут некоторые данные, относящиеся, правда не к XIV, а к XV в. В первой половине XV столетия. 4 достаточно крупных села в плодородном суздальском ополье стоили 500 руб. Волость Лужа (по-видимому, с городом Лужей) стоила 780 рублей.

Впрочем, размеры ордынского выхода несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371г и в 1374-1380 гг. Его сын Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 гг., хотя другие русские князья это делали. Иван III в 1479 г отказался платить дань хану Большой Орды (преемница Золотой Орды) Ахмату чем вызвал безуспешный поход на русские земли в 1480 г временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжении второй половины XIV и XV в. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани. «А если нас Бог избавит, освободит от Орды, тогда мне две доли, а тебе третья», делят между собой собранный ордынский выход с Московского княжества в 1389г. Дмитрий Донской и двоюродный брат, серпуховские князь Владимир Андреевич. Внуки этих князей, великий князь Василий Темный и серпуховско-боровский князь Василий Ярославич в середине XV в. заключают между собой соглашение, согласно которому «если переменит Бог Орду, а не будешь господине, давате Орде, тебе господине брать дань со своего удела себе, а мне, господине, со своего удела брать дань себе» (грамота была составлена от имени князя Василия Ярославича). Хотя принцип распределения ордынской дани между князьями в XVв. изменился (теперь каждый князь мог сам собирать дань в своих владениях), неизменным оставалось главное - ежегодный сбор дани в обычных условиях он выплачивался Орде, а при благоприятных обстоятельствах накапливался , княжеских сокровищницах.

Кроме дани с населения русских княжеств взимались иногда чрезвычайные ханские запросы, т е внеочередное ордынские платежи, как это было в 1384 г. Русские люди обязаны были также принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими и торговыми целями, следивших за сбором и отправлением выхода в Орду. В русских княжествах возникли даже особые категории людей — числяки (ордынцы) и делюи, обязанностью которых было принимать послов и доставлять собранный выход в Сарай.

Взаимные расчеты го содержанию ордынских послов попадали в тексты княжеских соглашений. «А что ордынская тягость и коломенский посол, когда то был в своей вотчине, а то нам по расчету. А владимирские послы были, когда ты выехал из своей отчины, и в те расходы тебе не входить», договаривался в 1390 г. сын Дмитрия Донского великий князь Василий со своим двоюродным дядей Владимиром Андреевичем (последний осенью 1389 г. поссорился с Василием и уехал из своих московских владений в Торжок). По смыслу договора 1390г. расходы по обеспечению ордынского посла в Коломне должны были нести оба князя потому что «коломенский посол» находился в Московском княжестве еще до ссоры серпуховского князя с великим князем, а расходы по содержанию ордынских послов во Владимире нес уже один Василий Дмитриевич, поскольку эти послы приехали тогда, когда Владимир Андреевич укрылся в Торжке. Расходы на послов, ложившиеся дополнительным бременем на подвластное обоим князьям население, не были пустяком даже для великокняжеской казны. В договоре 1390 г. были обговорены все детали компенсаций тех убытков, которые понес великий князь.

Отказ выплачивать дань, принимать послов, другие проявления политически самостоятельности русских князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. На Русь посылались войска, опустошавшие владения непокорных правителей. При этом у отваживавшихся противостоять Орде русских князей всегда находились соплеменники-соперники, рассчитывавшие погреть руки на чужой беде.

Карательные экспедиции монголо-татар начались еще при Батые. В 1252 г. рать Неврюя опустошила Владимир, Переяславль Залесский и их окрестности. В 1281 г. ордынские войска под командованием Таитемеря и Алына, привеведенные князем Андреем Александровичем, взяли Муром, Владимир, Переяславль, Ростов, Суз-Юрьев. В 1293г. пришедший помогать Андрею сарайский полководец Дюдень помимо Владимира взял и опустошил Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Коломну, Москву, Можайск, Волоколамск, Дмитров, Углич. В следующем году монголо-татары завоевали Тверь. В 1307 г. пострадали земли Московского и Рязанского княжеств, в 1315 г. ордынцы опустошили Ростов, участвовали во взятии Торжка. В 1317 г. от них сильно пострадало Тверское княжество, в следующем году Костромское, и Ростов, в 1322 г. - Ярославль. В 1327 г. рать Федорчюка в отместку за восстание тверичей против Чолхана расправилась с жителями Твери и других городов Тверского княжества. Воевали, гра6или и жгли Рязанское княжество в 1358 г. ордынский царевич Маматхожа, в 1365 г эмир Тагай, а в 4373 г. -Мамай. В 1375 г. монголо-татары повоевали юго-восточную часть Нижегородского княжества. В 1378 г. на р. Пьяне Мамай нанес крупное поражение русским войскам, взял Нижний Новгород, а несколько позднее — Новосиль. В следующем году он вновь захватил Нижний, а в отместку за поражение на р.Воже опустошил Рязанское княжество, взяв при этом его столицу. В 1382 г. хан Тохтамыш захватил, разграбил и пожег Серпухов, Москву, Переяславль-Залесский, Коломну, повоевал окрестности Звенигорода, Волоколамска. Можайска, Владимира. Юрьева, Дмитрова. В 1388 г. монголо-татары взяли Рязань. В 1391 г. посланной ханом Тохтамьшем царевич Бектут повоевал Вятку. В 1399 г. царевич Ентяк вместе- с нижегородским князем Семеном Дмитриевичем взял и разграбил Нижний Новгород. Крупный поход в 1408 г на русские земли фактического правителя Золотой Орлы Эмира Эдигея привел к опустошению Серпухова, окрестностей Москвы, Переяславля, Ростова, Юрьева, Дмитрова, восточной окраины Тверского княжества, Новгорода Нижнего, Городца на Волге, галицких и белозерских земель. В 1410 г. ордынцы взяли Владимир, Стародуб-на-Клязьме и Муром. В 1415 захватили Елец.

В 1429г. татары во главе с Алибабой опустошили окрестности Галича Костромского, взяли Кострому, а также Лух и Плесо. В 1438 г. хан Улуг-Мухаммед разбил московских воевод и взял Белев. Летом следующего года он осадил Москву, разграбил и сжег Коломну. В 1443 г. царевич Мустафа напал на Рязанское княжество. В 1445г. Улуг-Мухаммед захватил Нижний Новгород, Муром, завоевал Лух, взял Суздаль. В 1449 г. хан Седи-Ахмат совершил набег на южные окраины Московского княжества. В 1451 г. посланный этим: ханом царевич Мазовша опустошил и сжег окрестности Москвы. В 1455 и 1459 гг. люди Седи-Ахмата делали набеги на правобережье р. Оки. В 1468г. казанские татары ограбили окрестности Галича. В 1472 г. хан Ахмат взял Алексин и воевал окское правобережье. Таков перечень основных военных походов монголо-татар на подвластные им русские княжества и земли на продолжение всего периода господства Золотой Орды над Русью. В этот перечень не включены походы монголо-татар на Киев, Курск, Брянск, Смоленск и другие южные и западные древнерусские города.

Информация о работе Татаро-монгольское нашествие на Русь и установление татаро-монгольского ига