Театр и кино в послевоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:02, доклад

Описание

Творчество московских театров в целом в первый послевоенный сезон не могло полностью удовлетворить идейные и художественные запросы зрителей; Как указывалось в постановлении ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г., в театрах резко уменьшилось число пьес советских авторов на современные темы. Среди современных пьес, поставленных в первый послевоенный год на московских сценах, шли и такие, художественный уровень которых был невысок.

Работа состоит из  1 файл

Театр и кино.docx

— 16.76 Кб (Скачать документ)
 
 

Театр и кино

в послевоенные годы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сообщение по истории

 сделала  ученица 9 «Б»

класса средней  школы №120

Компанец Дарья

 работу  проверила учитель истории 

Щедрина Наталья  Фёдоровна

Театр

Большой, сложный  творческий путь прошли в послевоенные годы столичные театры.

Творчество московских театров в целом в первый послевоенный сезон не могло полностью удовлетворить  идейные и художественные запросы  зрителей; Как указывалось в постановлении  ЦК партии «О репертуаре драматических  театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г., в театрах резко  уменьшилось число пьес советских  авторов на современные темы. Среди современных пьес, поставленных в первый послевоенный год на московских сценах, шли и такие, художественный уровень которых был невысок.

Партия, призывая деятелей культуры и искусства к дальнейшему  укреплению тесного контакта с жизнью, напоминала драматургам, режиссерам, актерам, что «советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать политику Советского государства, которая является жизненной основой советского строя». Партия ставила перед театром задачу создать яркие, полноценные в художественном отношении сценические произведения о жизни советского общества, о советском человеке на новом этапе его развития. «Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны». Это была фактически программа творческой деятельности театров.

Наряду с ранее  существовавшими театрами в Москве после войны появились новые. В 1945 г. были созданы Московский драматический  театр, Театр драмы и комедии. В 1951 г. открылся Московский драматический  театр им. А. С. Пушкина. В 1957 г. в семью  московских театров вошел коллектив  Театра-студии молодых актеров, переименованный  позже в Театр-студию «Современник».

В репертуаре важное место продолжали занимать постановки, посвященные ратным подвигам советских  людей. В решении театрами народно-героической  военной тематики заметно проявились новые тенденции — желание  наряду с вымышленными героями вывести  на сцену действительных, исторически конкретных участников недавних событий, показать героическую борьбу народа против фашизма во всей ее широте как борьбу истинно всенародную.

Так, пьеса Б. Чир-скова «Победители», поставленная в МХАТ (1947 г., режиссеры В. Станицын и Г. Конский), посвящалась битве на Волге. Ум, волю, выдержку, талант передового советского командира прекрасно передал в роли генерала Муравьева Н. Боголюбов. Стойкость простого русского человека, воина, готового стоять насмерть за каждый дом осажденного города, отчетливо воплотилась в образе лейтенанта Федорова, созданном И. Кудрявцевым.

Пафос спектакля  «Спутники» В. Пановой (1947 г.) в Театре им. М. Н. Ермоловой заключался в показе высоких моральных качеств простых советских людей, с особой силой проявившихся в дни Великой Отечественной войны. Театр раскрывал конфликт между обывательским, мещанским мировоззрением, тормозящим развитие советского общества, и передовым сознанием людей, всем существом стремящихся в будущее, работающих на благо Родины не за страх, а за совесть.

В начале 50-х годов  ряд московских театров пережил  творческий кризис. На деятельности театров  пагубно сказалась теория бесконфликтности, получившая распространение в советской  драме. Ослабление идейной активности неизбежно влекло за собой спад художественного  мастерства, появление штампов в  актерском и режиссерском искусстве.

в деятельности московских театров находил отражение процесс  новой консолидации творческих сил  всего советского искусства, служащего  народу — строителю коммунизма.

Кино

А так же и в  кино В первое время после войны российское кино испытывало серьезные трудности. Неоправданное снижение количества выпускаемых картин привело к резкому сужению тематического диапазона, к штампам в художественных решениях, ограничило приток новых творческих сил. В ряде фильмов, таких как "Клятва" (1948) и "Падение Берлина" (1949) режиссера М. Чиаурели, исторический материал укладывался в схемы, носившие отпечаток культовых догм. Но реалистическая традиция все же пробивала себе дорогу на экран. Исследование характера, взятого на большом отрезке пути, сопряжение человеческой судьбы и времени явились принципиальными завоеваниями фильма "Сельская учительница" (1947, реж. М. Донской) по сценарию М. Смирновой. Книга Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" легла в основу одноименного фильма А. Столпера (1948). Образ Мересьева, созданный актером П. Кадочниковым, вошел в число экранных героев тех лет. Большой популярностью пользовались приключенческие ленты "Подвиг разведчика" (1947, реж. Б. Барнет) и "Смелые люди" (1950, реж. К. Юдин), основанные на материале недавних боев.

В годы "холодной войны" выходят на экраны картины  публицистического свойства: "Русский вопрос" (1947, реж. М. Ромм) и "Встреча на Эльбе" (1949, реж. Г. Александров). Философской углубленностью отличалась картина "Мичурин" (1948). Среди других биографических картин она выделялась высокой мерой образности, свойственной авторской работе А. Довженко.

В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как "Падение Берлина" (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и "Сталинградская битва" (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

 В послевоенные  годы на экранах нередко появлялись  помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы.

Решение об увеличении числа выпускаемых фильмов оказало  благотворное влияние на весь кинематографический  процесс. Последний фильм В. Пудовкина - "Возвращение Василия Бортникова" (1952, по роману Г. Николаевой "Жатва"), - о человеке, пришедшем с войны, содержал в себе ряд новых черт. Итальянский критик и теоретик кино Г. Аристарко писал о фильме: "Интерес к отдельному индивидууму, взятому из народной гущи, к психологии своих персонажей помог режиссеру отвергнуть так называемую теорию бесконфликтности и возвратить права гражданства личным конфликтам, необходимым в их взаимосвязи для всестороннего показа человека, увиденного изнутри".

Главное, что интересовало авторов, заключалось не во внешних  масштабах, а в исследовании характеров людей, оказавшихся на крутом историческом переломе, в раскрытии трагизма их судеб.


Информация о работе Театр и кино в послевоенные годы