Теория конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:09, реферат

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение 3-4
1. Конкуренция. Виды конкуренции. Функции конкуренции.
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Виды конкуренции. 6-8
1.3 Функции конкуренции 9-10
2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 11
2.2 Монополистическая конкуренция 12
2.3 Олигополия 13
2.4 Чистая монополия 14-17
3. Особенности конкуренции в России 18-22
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

история эк учений-теория конкуренции.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

     Антимонопольное регулирование - это система нормативных  правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

     Методы  антимонопольного регулирования: ограничение  монополизации рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

     Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение  иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

     В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко  государство для таких субъектов  определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению  качества жизни, защите окружающей среды  и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

     Но  уровень развития конкуренции в  нашей стране явно недостаточен.

     Называются  несколько причин:

     1.Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия.

     2.Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов.

     Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Для демонополизации экономики и  развития конкуренции необходимо: 1.Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

2.Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; 3.Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; 4.Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы.

     Позитивное  влияние конкуренции на экономику  заключается в следующем:

1. Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы.

2. Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению.

3. В известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

     К числу негативных сторон можно отнести:

1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства.

2. Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения.

3. Ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

     Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с  монополией и плановой экономикой.

Список используемой литературы: 

1. Базылев  Н.И., Базылева М.Н. Экономическая  теория: учебник для вузов. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

2. Борисов  Е.Ф. Экономическая теория в  вопросах и ответах: учебное  пособие. - М.: Проспект, 2008.

3. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.

4. Макконелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

5. Робинсон  Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. - М.: Прогресс, 1986

6. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.

7. Смит  А. Исследование о природе и  причинах богатства народов - М.: Эксмо, 2007.

8. Чемберлин  Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: ИЛ, 1959.

9. Юданов  А. Ю Конкуренция: теория и  практика - М.: Гном-Пресс, 2001.

10. Янова  В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005. 

Информация о работе Теория конкуренции