Тюркский каганат - первая евразийская держава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:40, реферат

Описание

середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.

"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
3

1.
Тюркский каганат – первый первая евразийская держава….…
4

2.
Особенности древнетюркской эпохи……………………………….
13

3.
Хозяйство………………………………………………………………
14

4.
Социальная организация……...………….…………………………
15

5.
Этнополитическая история…………….…………………………...
18

6.
Степная империя тюрок………………..……………………………
19


Заключение…………………………………………………………….
20


Список использованной литературы………………………………
21

Работа состоит из  1 файл

Тюркский каганат – первая евразийская держава.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья - так называемого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от Пайканда до Сирии. Основным покупателем шелковых тканей была Византия. Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество драгоценных шелковых тканей. Уже с конца IV в. в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье. Согдийские шелка высоко ценились не только на западе, их ввозили даже в Восточный Туркестан и Китай. Сбыт этих тканей в VI в. стал важной проблемой для согдийских городов. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, также существовало развитое шелкоткацкое производство; сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец.

Первая попытка сбыть накопившийся у них шелк и договориться о регулярной торговле была предпринята согдийцами в Иране. Согдийский посол Маниах прибыл туда в 566 или 567 г. как представитель тюркского кагана. Хосров, не заинтересованный в увеличении количества шелка на иранском рынке, купил привезенный Маниахом шелк и тут же сжег чужеземный товар. Тогда Маниах сделал попытку найти путь к более выгодному покупателю - Византии. В 567 г. он возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь. Византия, как и Иран, не испытывала острой нужды в согдийском шелке, но была заинтересована в союзе с тюрками против персов. Тюркское посольство было с почетом принято при императорском дворе, и между тюрками и Византией заключено военное соглашение против Ирана. Вместе с Маниахом в ставку кагана выехал византийский посол Земарх. Каган принял Земарха в своей ставке близ "Золотой горы", на Тянь-Шане. И сразу же предложил византийскому послу сопровождать тюркское войско в походе на Иран. Попытка шаха дипломатическим путем остановить тюркское наступление не удалась, и тюрки захватили в Гургане несколько богатых городов. Впрочем, уже в 569 г. тюркское войско, вернулось в Согд.

Вслед за тем Истеми перенес военные действия за Волгу и к 571 г. завоевал Северный Кавказ и вышел на Боспор, подчинив аланов и утигуров. Тем самым каган расчищал трудный обходный путь в Византию, путь через Хорезм, Поволжье и Кавказ или Крым. Византийский историк Менандр упоминает семь византийских посольств к тюркам в конце 60-х - начале 70-х годов. В 575-576 гг. на короткий срок тюрко-византийские отношения внезапно обострились.

Второй поход тюрок в Иран относится к 588-589 гг. Согласно ирано-арабской традиции, тюркское войско, возглавленное "царем тюрок" Савэ (или Шаба), вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука "царя тюрок". Попытка реванша оказалась безуспешной, и между тюрками и персами был заключен мир. В 616-617 гг. иранский полководец Смбат Багратуни сделал попытку повторить подвиг Бахрама, но его поход не имел политического результата. 
Вплоть до разгрома Сасанидов арабами граница между тюркскими владениями в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной. Все эти годы, с большей или меньшей регулярностью, караваны с шелком и другими товарами шли на запад и через Иран, и через Хорезм и Поволжье. 
Кратковременный период подъема Западнотюркского каганата приходится на время правления каганов Шегуя (610-618) и Тон-ябгу (618-630). Их власть распространилась на территории от Алтая и бассейна Тарима до верховьев Амударьи и Гиндукуша. Столицей каганата стал Суяб - крупный город в долине Р-Чу (ныне городище Ак-Бешим близ г.Токмак, Кыргызстан). Реализуя договорные отношения с Византией, Тон-ябгу-каган принял личное участие в войне императора Ираклия против Сасанидов и вторгся в Закавказье (627-628). Тюрки захватили огромную добычу во взятых ими Чоре (Дербенте) и Тбилиси. Апофеозом успехов кагана стала его встреча с Ираклием под стенами Тбилиси. Византийский император возложил на голову кагана свою корону и обещал выдать за него дочь, принцессу Евдокию.

При Тон-ябгу был установлен более строгий политический контроль каганата в практически независимых среднеазиатских государствах, чей вассалитет всегда ограничивался лишь уплатой дани. В Кундузе (Тохаристан) была учреждена ставка сына кагана, Тарду-шада, в центры других государств были посланы уполномоченные кагана, тудуны, которым вменялся в обязанность контроль за сбором податей и посылкой дани в каганскую ставку. Местным владетелям были "пожалованы" тюркские титулы, как бы включавшие их в административную иерархию каганата. Подводя итоги правления Тон-ябгу, китайский историограф отмечает: "Никогда еще западные варвары не были столь могущественны". 
Деспотический характер власти Тон-ябгу, который, по формулировке китайской хроники, "полагаясь на свое могущество и богатство, стал немилостив к подданным", скоро оказался в противоречии с нарастающими сепаратистскими устремлениями племенной знати, усилившейся в ходе победоносных войн. Пытаясь предотвратить междоусобицу, дядя кагана, Кюль-багатур, убил племянника и провозгласил себя каганом. Однако часть племен поддержала другого претендента на трон, и межплеменная война началась.

Уже к 634 г. каганат утратил все свои владения к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между знатью двух племенных конфедераций, составлявших западнотюркский союз, - дулу и нушиби. 
В 634 г. к власти пришел Ышбара Эльтериш Шир-каган, опиравшийся на нушиби. Он сделал попытку возродить действенность военно-административной системы "десяти стрел". Новые реформы превращали племенных вождей, арканов и чоров, в назначенных или утвержденных каганом управляющих, лично-зависимых от него. В каждую "стрелу" был направлен уполномоченный центральной власти, член каганского рода. Однако военно-политические ресурсы каганской власти оказались недостаточны для удержания племен в повиновении. Уже в 638 г. племена дулу провозгласили каганом одного из присланных к ним принцев. После кровопролитной и тяжелой войны между дулу и нушиби каганат распался на две части с границей по р.Или. Ышбара-каган был низложен и бежал в Фергану.

Межплеменная война продолжалась еще 17 лет и привела к вторжению в Семиречье китайских войск (657 г.), нанесших поражение ополчению "десяти стрел" и взявших Суяб. Последний независимый правитель "десяти стрел", Нивар Ышбара-ябгу-каган (Ашина Хэлу китайских источников), был захвачен в плен и через два года умер.

             

              2. Особенности древнетюркской эпохи

 

Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в конце V века. Первоначальное ядро этого народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует также мнение о том, что термин первоначально имел социальное значение. И происходил от слова "тюркун", означавшего "военная знать".

Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский, Тюргешеский, Уйгурский каганаты, государства енисейских кыргызов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов и, наконец, кыпчаков. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не обозначала исчезновения первых. Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения.

В связи с выходом на широкую международную арену древнетюркское государство возвращается к традиционным символам политической власти. В основу государственной идеологии была заложена идея туранизма. Вероятно, свою роль сыграли племена, связанные со степными районами Казахстана и Средней Азии. Импульсы, дошедшие до центральных степных районов Казахстана, актуализировали реанимацию идеи туранизма. Возможными носителями этой идеи, мы предполагаем, были племена, входящие в группу Алаша и связанные с древней историей Турана, о которых в виде отголосков сохранились различные легенды в этот период предания о динлинах, о пегих лошадях, о народе бома.

О реанимации не только идеи великого туранизма, но и восстановление имени священной, культовой фигуры Алаша хана, как первого хана кочевых тюрко-монгольских племён и родоначальника ханских династий также связано с временем усиления тюрков на востоке. К. Халид, исходя из древнейших исторических преданий казахов и других народов Центрально-Азиатских регионов, возвращение культа Алаша хана связывает с началом возвышения тюрков - карлуков в Караханидское время.

Хотя этногенез тюрков больше связан с Центральной Азией, этот огромный регион не был изолирован от соседних цивилизаций. В момент своего могущества территория каганта простиралась от Манчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов субконтинента.

 

2.1. Хозяйство.

 

В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер кочевого и полукочевого скотоводства и осёдло-земледельческого типа хозяйства в перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни и использовала горда и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков.

В хозяйственно-культурной системе Великой степи Мавераннахр занимал особое место как у тюрков, так и у их предшественников и последователей. Прежде всего, присырдарьинская территория имеет стратегическое значение в плане обеспечения кочевого населения Великой степи необходимым количеством земледельческой и ремесленной продукции. Контроль над трансконтинентальными путями давал кочевникам также огромные выгоды как в экономическом, так и в политическом отношениях. Из территории Мавераннахра готовились глобальные миграции в глубинные районы Востока. Можно сказать, что территория южнее Сырдарьи вынашивает плод миграционной активности, зачатой кочевниками еще в просторах Великой степи.

Обретя определенную структуру и подкрепленные жизнеутверждающей энергией, мигранты шли на завоевание центров оседлых цивилизаций. В этом плане Мавераннахр являлся своеобразным плацдармом Великой степи.

Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга и этот симбиоз создавал государство. Для тружеников города необходимы были защита неспокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена.

 

2.2. Социальная организация.

 

Сравнения социальной природы тюркских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего воздействия (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.

Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек).

Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.

Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.

Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений.

Информация о работе Тюркский каганат - первая евразийская держава