Лишь на Кавказе,
где наместник пытался проводить
политику сближения с умеренными
национальными деятелями, отступления
были минимальными.
5.2. Национальное
движение в этих условиях лишь
усилилось. Антирусские настроения
стали развиваться не только
в регионах, развитых в социально-экономическом
отношении. В Средней Азии и
в Казахстане росло недовольство
конфискацией земель для русских
переселенцев, возникали новые мусульманские
организации, увеличилась панисламистская
пропаганда.
6. Другие преобразования
6.1. В области
образования реформы были только
начаты. В 1909 г. проект о введении
в 10-летний срок всеобщего начального
обучения поступил в Думу. Уже
с 1908 г. выделялись средства
земствам и городам на развитие
школ. В 1910 г. более половины
земств начали подготовку к
введению всеобщего начального
образования. Но вопреки столыпинским
проектам создание единой бессословной
школы начальные школы подчинялись училищным
советам во главе с предводителями дворянства,
а церковноприходские школы остались
в ведении Синода. Не были реализованы
и планы введения принципа непрерывного
и образования, с преемственностью различных
ступеней.
6.2. Местное самоуправление
по замыслу Столыпина реорганизовать
не удалось. Законопроект о
бессословных волостных органах,
под властью которых находились
бы и помещики и крестьяне,
был отвергнут Госсоветом уже после смерти
его инициатора. Лишь в 1912 г. отменена была
должность земского начальника, напоминавшая
крестьянам о временах произвола крепостников.
8. ВЫВОДЫ
8.1. Характер
третьеиюньской монархии. В результате
революции 1905-1907 гг. в России установился
государственный строй смешанного,
сложного характера. Основу государства
составлял полуфеодальный абсолютизм
со значительными элементами
буржуазной монархии (Основные законы,
законодательный парламент, формально
допущенные свободы). Противоречивый характер
нового государства вызывал заложенную
в его основах нестабильность политической
власти.
8.2. Социальной
опорой режима соответственно
являлись не только помещики,
но и, на первом этапе буржуазия
и часть интеллигенции. В то
же время реформистские маневры
правительства вызывали протесты
крайне правых. В 1912-1914 г. социальная
база третьеиюньской монархии
существенно сократилась.
8.3. В политическом
отношении кроме охранительных
черносотенных организаций, в
1907-1910 гг. также поддержало правительство
правое крыло либералов при
"вооружённом" нейтралитете
левого крыла либерального движения.
Такой союз, оказавшийся непрочным содержал
в себе возможности нового кризиса и политического
противостояния самодержавия и большинства
общества. В 1911-1914 гг. в усиливавшейся оппозиции
к самодержавию оказались все политические
течения за исключением черносотенцев.
8.4. Итоги внутренней
политики. Большая часть правительственной
программы не была выполнена.
После смерти Столыпина преобразования
в значительной степени были
свернуты (за исключением аграрной
и образовательной реформ), так
и не достигнув главной цели
- укрепления российского государства.
Содержащиеся в характере режима
противоречия обусловили так
же противоречивую государственную
политику. Правящие круги оказались
неспособными встать на путь
действенных преобразований. Непоследовательная
правительственная политика лавирования
не разрешила основных проблем
России. С одной стороны она
оттолкнула поместное дворянство,
во многом способствовавшее падению
Столыпина, а с другой - разрушила
союз с правыми либералами
и вызвала новый подъем освободительного
движения.