Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:04, реферат
В составе университета 7 факультетов: авиационных двигателей; авиационного приборостроения; информатики и робототехники; авиационных технологических систем, защиты в чрезвычайных ситуациях; обще-научный; вечерний факультет на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения; Институт экономики и управления; 6 филиалов в городах Башкортостана.
Уфимский государственный
авиационный технический
В составе университета 7 факультетов: авиационных двигателей; авиационного приборостроения; информатики и робототехники; авиационных технологических систем, защиты в чрезвычайных ситуациях; обще-научный; вечерний факультет на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения; Институт экономики и управления; 6 филиалов в городах Башкортостана.
Подготовка специалистов осуществляется по 61 специальности и 25 направлениям в области авиационной и ракетно-космической техники; автоматики и управления; машиностроения и металлообработки; приборостроения; электронной техники, радиотехники и связи; электромеханики; электроэнергетики; прикладной математики; информационной и вычислительной техники; экономики и управления; безопасности жизнедеятельности. За последние 5 лет открыто 20 новых специальностей и направлений.
Исторические корни УГАТУ уходят в XIX век, ибо прародителем университета был Варшавский политехнический институт, основанный в 1897 году и закрытый во время первой русской революции. Именно тогда в казачью столицу – Новочеркасск – были переведены денежные средства и личный состав Варшавского политеха. Поэтому УГАТУ по праву считает политехнический институт в Новочеркасске своим «дедушкой». Официальная история вуза восходит к 1932 году. Тогда был основан Рыбинский авиационный, базой которого стал филиал Новочеркасского авиационного института, открытый в Рыбинске в конце 20-х годов прошлого века.
С начала Второй
мировой войны Рыбинский
В 1982 году за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и развитии научных исследований вуз был награжден орденом Ленина, в 1992 году УАИ получил статус технического университета.
«Наука –
фундамент качественного
Опыт мирового
развития свидетельствует о появлении нового типа экономики
– экономики, основанной на знаниях. В
УГАТУ делают ставку на инновации.
Сегодня в вузе создан учебно-научный
инновационный комплекс (УНИК), в котором
не только решается проблема установления
тесных связей между всеми участниками
инновационной деятельности, но и обеспечивается
повышение их роли в социально-экономическом,
технологическом, образовательном и культурном
развитии Башкортостана. В УНИК реализуется
полный цикл инновационного процесса
- от фундаментальных научных исследований
до готового, востребованного потребителем
продукта.
Тесные творческие контакты УГАТУ с академическими и отрасле¬выми научными структурами способствуют эффективному проведению совместных научных исследований, широкому привлечению научных кад¬ров Российской Академии наук к организации и проведению учебного процесса. Университет интенсивно развивает международные связи и является участником ряда международных образовательных и научных программ. Налажены тесные творческие контакты с известными университетами Германии, Франции, Дании, Великобритании, США, Китая, Турции, Португалии, Швеции, Японии. Совместные образовательные программы поддерживаются российскими и международными грантами и способствуют развитию творческого сотрудничества вузов-участников.
В университете широко используются инновационные технологии в образовании, воспитываются студенты, не получающие знания, а добывающие их. Творческие способности выпускников вузов сейчас не менее важны, чем их теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Поэтому раскрытие потенциальных возможностей студентов, их созидательных способностей в вузе считают одной из главных задач образования.
Только за последние 2 года более 100 студенческих работ награждены дипломами и более 30 – удостоены медалей Минобрнауки России.
Ныне в УГАТУ
обучаются более 20 тысяч студентов.
Это крупный учебно-научно-
В 2007 году университет стал единственным представителем Республики Башкортостан – победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Ближайшая цель
научно-педагогического
Сегодня УГАТУ - это современный центр образования, науки и культуры, где обучение ведется на восьми факультетах и двух кафедрах дневного отделения:
Кроме того, работает вечерний факультет при УМПО и на филиалах в гг. Кумертау и Ишимбае, а также осуществляется прием на все факультеты по прямым договорам - контрактам, в том числе на ряд специальностей на филиалах в гг. Кумертау, Ишимбай и в представительствах УГАТУ в гг. Стерлитамак, Туймазы и Нефтекамск.
Уфимский авиационный институт (УАИ), впоследствии ставший Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ), был организован на базе учрежденного в 30-х годах прошлого века Рыбинского авиационного института.
Факультеты
Кафедры
Осенью 1941 года Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе эвакуировался в Уфу. С января 1942 г., уже в Уфе, началась подготовка инженеров по специальности «Производство авиадвигателей». В июне 1943 года в институте, получившем к тому времени название Уфимского авиационного, был организован моторостроительный факультет и вечернее отделение. Обучение на факультете велось по двум специальностям: «Авиационные двигатели» и «Производство авиадвигателей». За годы войны на факультете подготовлено более 100 специалистов по производству авиадвигателей. До 1958 года название факультета неоднократно менялось и лишь после официального утверждения Минвузом за ним было закреплено название факультет «Авиационные двигатели».
После войны быстро росла потребность в инженерных кадрах для авиационной промышленности и, прежде всего, для Уфимского моторостроительного завода. В 1949 г. кафедру «Теории и конструкции двигателей» возглавил д.т.н., профессор А.Н. Рахманович - первый штатный преподаватель высшей научной квалификации УАИ в послевоенные годы.
С 1956 года по 1962 год существовала объединенная кафедра теоретической механики и сопротивления материалов. С 1962 года они были разделены.
В 1958 г. за счет разделения имеющейся в вузе кафедры «Теория и конструкция авиационных двигателей» были организованы две кафедры: кафедра «Теории авиационных двигателей» и кафедра «Конструкции авиационных двигателей»
К 1960 г. из стен института вышло около 1,5 тысяч молодых специалистов по авиационным двигателям.
В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства автомобильных двигателей в 1968 г. факультет начал подготовку инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) была организована в 1972 году путем выделения сектора поршневых двигателей кафедры «Авиационные двигатели». А в 1977 г. открылся прием на специальность «Гидравлические машины и средства гидропневмоавтоматики» и была организована выпускающая кафедра «Прикладной гидромеханики».
В эти же годы начали организовываться и научно – исследовательские подразделения факультета: лаборатория прочности и надежности резьбовых соединений (организаторы – руководители – профессора Р.Р. Мавлютов и Г.Б. Иосилевич, В.С. Жернаков), комплексная отраслевая научно – исследовательская лаборатория высокотемпературных охлаждаемых турбин. Руководителями работ в этой лаборатории стали профессор С.А. Гаврилов и доценты В.А. Трушин и А.С. Челушкин. Период характеризуется, также, масштабным развитием НИР на кафедрах факультета. Объемы НИР на факультете были в тот период весьма значительными и самыми большими в УАИ.
Развитие науки оказало влияние и на организацию учебного процесса, а именно – вовлечение в НИР студентов, активное внедрение НИРС, как систему подготовки на факультете молодых ученых. В конечном счете это позволило на факультете АД «вырастить» целую плеяду кандидатов наук (свыше 70 чел.), создать основу для дальнейшей подготовки докторов наук (свыше 30 чел). Расширилась учебно-научная база в результате приобретения за счет средств заказчиков и размещения на площадке УАИ в районе аэропорта учебно-испытательного корпуса с необходимым оборудованием.
Развивалось научное направление, созданное на факультете еще в конце 60-х годов, по теории и рабочим процессам ЖРД и РДТТ, в частности, по проблемам управления вектором и модулем тяги.
Активно развивалось также (с 1975 г.) научное направление по проблемам горения в камерах сгорания ГТД, в частности, проблемам образования и выброса сажевых частиц при сжигании углеводородных топлив под руководством профессора З.Г.Шайхутдинова и доцента Ф.Г.Бакирова. Выполнялся большой комплекс исследований по конвертированию авиационных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в наземные энергоустановки высокой мощности и эффективности.
Под руководством профессора Жернакова В.С. создано новое научное направление, связанное с решением ряда фундаментальных и прикладных задач механики разрушения и оценки трещиностойкости элементов конструкций, геометрически нелинейных задач теории оболочек.
Работы под руководством профессора Б.П.Рудого по математическому моделированию, увеличиваясь в масштабах, привели к организации при факультете в конце 80-х годов малого научно-внедренческого предприятия «Альбея», которым разработан большой объем программного продукта, в т.ч. система имитационного моделирования «Альбея», изготовлена конструкторская и технологическая документация на серию двигателей малой механизации.
В 1990 г. в связи с объединением кафедр ТАД и Теплофизики ДЛА произошло изменение наименования кафедры ТАД – объединенная кафедра была названа кафедрой «Теории авиационных и ракетных двигателей». При этом в связи с открытием на ФАД подготовки специалистов по новой специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника» кафедра ТАРД стала выпускающей – начала вести подготовку инженеров-теплофизиков.
Период с 1990 года характеризуется коренным изменением условий работы высшей школы, связанным с внедрением государственных образовательных стандартов в систему подготовки специалистов с высшим образованием. С 1993 г. с учетом внедрения в вузе многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, появления перечня бакалаврских и магистерских программ по ГОС РФ, и с учетом региональных потребностей в специалистах была развернута подготовка бакалавров по направлениям: 550900 «Теплоэнергетика», 552700. «Энергомашиностроение» и 551000 «Авиа – и ракетостроение». Позднее, в 1999 г., это явилось базой для начала подготовки и приема на первый курс для обучения по специальности 100500 – «Тепловые электрические станции». Параллельно ведется и подготовка специалистов специализацией «Газотурбинные энергетические установки». На факультете организован прием магистров по трем специализированным программам: 551005 «Проектирование и конструкция энергетических установок и летательных аппаратов», 552705 «Системы гидравлических и пневматических приводов» и 552706 «Поршневые и комбинированные двигатели».
В 1995 г. состоялся первый выпуск инженеров по специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника».
В 1997 г. состоялся первый выпуск бакалавров по указанным направлениям. Практически все выпускники, за редким исключением, продолжили обучение по инженерным специальностям. Среди выпускников ежегодно несколько человек получают дипломы с отличием, поступают в аспирантуру.
В связи с необходимостью проведения большого объема конструкторских, технологических и производственных работ для постановки на производство результатов НИР кафедр в начале 90-х годов были организованы предприятия «Научно-технический центр «Экомотор» и «Научно-производственный центр «Экомотор», НПФ «Теплофизика», МВП «Конверсия». В настоящее время они продолжают функционировать, занимаясь продвижением результатов НИР и ОКР.
Создание конкурентоспособных образцов техники связано, как правило, с принятием новых, а часто и нетрадиционных решений. Эффективность этих решений зависит от информационной и психологической готовности к этому специалистов, разрабатывающих изделия, их готовность к научно-техническому творчеству. Поэтому в процессе подготовки специалистов необходимо, кроме привития им определенных навыков, умений, передачи нужного объема информации, формировать в них и творческое начало. На факультете по инициативе кафедры ДВС в 1984 году были начаты работы по поиску новых путей совершенствования подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Возникнув как инициативные, эти работы продолжались в рамках программы целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) и вылились в создание и внедрение в учебный процесс функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС).
Реорганизация учебного процесса была проведена в основном в сторону индивидуализации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов в получении знаний и в решении задач дипломного проекта. Выпуски специалистов, подготовленные в соответствии с ФЦТПС, показали ее высокую эффективность. К моменту защиты дипломного проекта до 80% студентов подавали заявки на предполагаемые изобретения, до 22% имели положительные решения, до 100% - натурные объекты, крупные программные разработки.
Все эти и последующие годы качество подготовки специалистов получило высокую оценку со стороны ГАК и предприятий-потребителей специалистов.
Студенты, обучающиеся на специальностях, факультета неоднократно принимали участия в Российских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и становились победителями и призерами.
Аспиранты и студенты неоднократно награждались именными стипендиями таких организаций, как РАН, корпорации “Boeing” , АССАД.
На факультете эффективно работает аспирантура и докторантура. Начиная с 1982 года на факультете защищены более 30 докторских и более 150 кандидатских диссертаций. В настоящее время 98% преподаватели факультета имеют ученые степени доктора или кандидата наук
Основные направления научно-методической работы в указанный период были нацелены на модернизацию материально-технической базы лабораторий, разработку и обновление методического обеспечения на основе применения ПЭВМ, а также необходимого информационного обеспечения дистанционного обучения. Этот процесс успешно продолжается в настоящее время.
Результатом этой работы явились 7 учебников, 21 монография и десятки учебных пособий с грифом Минвуза и грифом научно-методических объединений и комиссий вузов.
Ведущими научно- педагогическими направлениями факультета АД в настоящее время являются:
В целом, за время своего существования факультет «Авиационные двигатели» весьма динамично развивался по всем направлениям деятельности. Выпущено более 5000 специалистов, опубликовано более 1500 научных статей, получено более 500 авторских свидетельств и патентов.
Руководство факультета:
Кафедры факультета
Научно-исследовательские лаборатории
Специальности и направления подготовки
Бакалавров
Дипломированных специалистов
Магистров