Управленческие идеи Ю. Крижанича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:51, реферат

Описание

Поскольку управление как сознательная человеческая деятельность по организации производства в целях удовлетворения разного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность.

Содержание

1. Управление это Наука.
2.Далёкое прошлое ,Но короткая история Управления как науки.
3. Заключение.

4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 64.42 Кб (Скачать документ)

С такими планами в 1659 г. Крижанич прибыл в Москву, самовольно убежав из Рима. В Москве он скрыл свое католическое миссионерство и был принят как многие иноземцы, предлагавшие себя для государственной службы, — просто как «выходец-сербенин Юрий Иванович*. Чтобы создать себе прочное служебное положение, он предлагал царю Алексею Михайловичу разные услуги: быть царским библиотекарем, московским и всеславянским публицистом, написать правдивую историю Московского царства и всего славянского народа в звании царского «историка-летописца». Однако ему удалось получить только работу по написанию славянской грамматики и лексикона. В это время о себе он писал так: «Меня называют скитальцем, бродягой. Это неправда: я пришел к царю моего племени, пришел к своему народу, в свое отечество, в страну, где единственно мои труды могут иметь употребление и принести пользу, где могут иметь цену и сбыт мои товары — разумею словари, грамматики, переводы». Но через год с небольшим за обвинение в шпионаже его сослали в Тобольск, где он пробыл 15 лет. Таким образом, Московию он наблюдал всего 2 года. Тем не менее этот недостаток опыта общения с москови-тянами не помешал ему обобщить увиденное и услышанное в Москве. Будучи в ссылке, он написал много статей, записок, а в 1663 г. трактат «Разговоры о владательстве», или «Беседы о правлении», более известный в современной научной литературе под названием «Политика». Это сочинение было предназначено для царя Алексея Михайловича, и лично к нему автор часто обращается в своем трактате. Однако ни одно из предложений Крижанича не нашло воплощения в царствование Алексея Михайловича, хотя трактат «Разговоры о владательстве» был настольной книгой не только обоих последних царей — Алексея и Федора Алексеевича, но и Петра I. Как свидетельствуют биографы, она была «наверху», во дворце великого государя, следовательно, есть основания предполагать, что она не оставалась без влияния на императора. Многие историки видят в реформах Петра I проявление идей и мыслей Ю. Крижанича, изложенных в его главном сочинении.

В трактате Крижанича нет эпиграфа на русском языке, но в предисловии он приводит высказывание Филиппа, князя Чешской державы в Немецкой земле, которое вполне могло бы стать эпиграфом, ибо отражает предназначение трактата: «Хорошее устройство государства познается по трем вещам: во-первых, по хорошим дорогам — если будут хорошие мосты и можно будет ходить по стране, не страшась воров и прочих опасностей; во-вторых, по хорошей монете — если торговля не страдает от негодных денег; и, в-третьих, по хорошим судам — если будет всем легко добиться суда и скорой управы». Правда, с его же дополнением: «Князь этот действительно хорошо сказал, но, однако же, назвал не все, что надо, а только самое основное. Ибо, кроме этих трех забот, правителям необходимы еще и другие промыслы, о которых мы здесь расскажем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Трактат Крижанича

Трактат состоит из 47 разделов, объединенных в 3 большие части в соответствии с представлением Крижанича о 3 основах процветающего государства: «О благе» (4 раздела), «О силе» (7 разделов) и «О мудрости» (36 разделов). По форме трактат выглядит примерно следующим образом. Во-первых, в каждой части (иногда и в разделе) приводятся результаты наблюдений Крижанича за конкретной сферой в России в виде критических замечаний о ее состоянии (государственное управление; организация торговли, промышленности и ремесел; военное дело; уровень культуры, быта, науки и образования). Во-вторых, описывается желаемое состояние этих сфер, их идеальная модель или характеризуется положительный опыт западных стран в этой сфере. В-третьих, высказываются рекомендации по устранению российских недостатков и достижению желаемых состояний. Как видим, форма изложения схожа с современной трактовкой сущности стратегического управления.

В 1-й части в разделе «О торговле», состоящем из 64 глав, речь идет об основных методах обогащения государства, «посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных. А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля. А четвертый промысел — хозяйство, или общее устройство, и он является основой и душой всех остальных. Они называются доходными промыслами». Далее он так подтверждает свою главную мысль: «Если король сам хочет разбогатеть, то он должен сперва позаботиться, чтобы в королевстве было изобилие всякой всячины и дешевизна. А этого король может достичь (насколько это возможно в его державе), если добьется, чтобы люди со всем тщанием и радением стали заниматься земледелием, ремеслом, торговлей и народным хозяйством».

Первым из промыслов подвергается анализу торговля. Кри-жанич выявил 10 важнейших недугов в организации внутренней и внешней торговли в России:

«Во-первых, в этой стране мало торжищ, и надо, чтобы их было больше...

Во-вторых, нет в стране золота, серебра, меди, олова, свинца... и хорошего железа.

В-третьих, нет драгоценных камней, жемчуга, кораллов и красок.

В-четвертых, нет сахара, шафрана, перца... и других пряностей и благовений.

В-пятых, нет маслин, винограда, миндаля, лимонов... и многих других плодов.

В-шестых, нет и совершенно необходимых  вещей — т. е. сукон и других материалов для одежды — шерсти, шелка, бумаги.

В-седьмых, лишена страна и камня, и  более хорошего леса для построек, и хорошей глины для посуды.

В-восьмых, нашего народа умы не развиты  и медлительны, и люди неискусны  в ремесле и мало сведущи в торговле, в земледелии и в домашнем хозяйстве. Арифметике и счетной науке торговцы наши не учатся. Поэтому чужеземным торговцам всегда легко бывает нас перехитрить и нещадно обмануть...

В-девятых, пути в этой преширокой державе длинны и тяжелы из-за болот  и лесов и опасны из-за нападений... разбойных народов.

В-десятых, изобилует страна лишь мехом  либо овчинами и пенькой и с  некоторых пор поташом. А мед, воск, икру, пшеницу, рожь, лен, кожи и  другие товары, вывозимые отселе, вывозят  не из-за обилия их, а по необходимости  и из-за козней чужестранцев, и при  этом мы сами лишаемся плодов своей  земли и терпим недостаток в них».

А «чтобы помочь народу в столь  многих его нуждах, есть лишь один способ, т. е, пусть царь-государь возьмет  на свое имя и в свои руки всю  торговлю с другими народами... Ибо  только таким способом можно будет  вести счет товарам, чтобы не вывозить слишком много наших товаров, каких у нас нет в избытке, и ненужных нам чужих товаров  не ввозить. Таким способом царь-государь сможет умножить торжища и стражу, потребную государству для сопровождения  товаров.

А иноземным торговцам нечего будет  здесь делать. А сукна ч всякие немецкие товары смогут идти через наши руки... к бухарцам и к индийцам, ...к персам, к туркам, ... к черкесам и к валахам... И, напротив, товары тех народов попадут к нам и через наши руки — к немцам, к полякам и к литовцам.

От таких действий все государство  разбогатеет и все жители возрадуются. Немило это будет одним лишь крупным торговцам, Доходы которых отчасти уменьшатся. Но на это нечего смотреть, раз дело идет об общей пользе для всего народа».

Напомним: в России в XVI—XVII вв. «немцами»  называли Жителей многих стран Западной Европы. Употребление слова «немец»  в значении «чужеземец из Западной Европы» встречается и у Крижанича, но в большинстве случаев приобретает специфический смысл. Для Крижанича «немцы» — это не испанцы, французы, итальянцы или венгры, т. е. «латинянцы» в русской письменности, а германцы, англичане, голландцы, датчане, шведы. Таким образом, «немцы» в понимании Крижанича — это лютеране и протестанты, проживающие в городах Западной Европы.

После призыва заняться внешней  торговлей Крижанич убеждает царя в том, что он не должен стыдиться руководить внешней торговлей, и приводит примеры из Библии и из опыта Франции, Испании, Англии, Португалии. Затем он излагает 7 принципов управления внешней торговлей, которое иногда напоминает современное руководство для менеджера по продажам:

«1. Царские приказчики не должны продавать  дома ничего из того, что куплено  в своей державе, но все, что купят  у царских подданных, они должны продавать чужеземцам с наивозможной прибылью и по самой высокой цене.

А покупая у подданных, не должны скупиться, но платить

щедро, как будет возможно.

А то, что купят у чужих, они должны продавать своим без

всякой или, по крайности, с наименьшей прибылью.

А чужим народам пусть продают  эти товары как можно

дороже.

Не следует продавать враздробь, а только оптом. А продавать только в двух или в трех местах страны.

А в обычное и хорошее время  царские думники и торговые

надзиратели должны прежде всего следить за тем, чтобы торговые

приказчики ни в чем не обманывали царя-государя и ничем не

обижали народ. И чтобы при царской  торговле не росла цена на

товары, но, напротив, чтобы все  товары в стране были бы дешевле,

нежели бы могли быть при торговле отдельных жителей.

А когда какие-либо местные торговцы захотят купить товары

у государевых приказчиков, то приказчики должны продавать им

всем по одинаково указной цене.

А в городах надо дать монополию  на тот или другой товар тем  местным торговцам, которые

обещают дешевле их продавать».

Крижанич предложил комплекс мер по устранению указанных выше недостатков в организации внешней торговли в России. В частности, необходимо увеличивать число торжищ, ибо «чем больше торжищ в королевстве, тем оно богаче». Причем он называет конкретные места в России, где их следовало бы разместить и почему, и направления торговых путей. Так, «можно устроить одно торжище на Дону напротив Азова для торговли с турками, другое — в калмыцких землях: на Иртыше у Соленого озера для торговли с Индией, третье — в Путивлс для украинцев и волохов... А Хвалынское (Каспийское) море хорошо бы заполнить сделанными царскими кораблями для перевозки персидских товаров».

Далее Крижанич предлагает конкретные маркетинговые рекомендации с примерными расчетами о возможной выгоде, демонстрируя широту своего стратегического видения и предпринимательскую хватку. А выгоды по его расчетам следующие:

«1. Имея острог на Иртыше у Соленого озера, мы могли бы ежегодно добывать у калмыков 30 или 40 тысяч сырых  воловьих и овечьих кож. Нам следовало  бы тут же возле самородной соли дубить их в бочках. Так делают англичане, потому что кожи от этого бывают толще и крепче. Затем мы могли бы продавать их немцам, если бы найти путь по Иртышу на море и до волока, а через волок зимой посуху снова к Архангельскому морю. А там у волока, если это было бы можно, поставить острог для торговли индийскими и сибирскими товарами.

2. Ныне наши вояки, которые  ходят за солью на Соленое  озеро, должны полдня тащить  соль от озера к реке на  своем хребте или возить ее  на тачках. А если бы поставлен  был острог, привозили бы соль  на лошадях. И мы могли бы  тогда добывать соль не только  для своего обихода, но и  могли бы продавать ее на  море немцам. Ведь немцы возят  к себе соль из Португальской  земли. А отсюда им было бы  ближе».

Затем идут рассуждения о тканях, пряностях, драгоценных камнях, цветных  металлах, фруктах и многих других товарах, возможных для продажи  и перепродажи на территории этого  острога. Общий вывод таков: «Эти торговые дела настолько важны, что  следовало бы, не жалея труда, разыскать  в калмыцких землях какое-нибудь место для постройки острога  и учреждения такой торговли. Никакие  расходы и труды, потребные для  этого дела, не могут показаться чрезмерными: если даже подарить калмыкам многие тысячи, то и это ничего не будет значить по сравнению с  такими прибылями... Сибирь и ныне нам  полезна, но может стать гораздо  полезнее».

Аналогичные предложения об организации  внешнеторговых мест, о предметах  торга на них, потенциальных поставщиках  и покупателях и предварительные  расчеты Крижанич приводит на примерах Хвалынского моря, Дона, Азовского моря и Причерноморья. При этом Крижанич не забывает и о попутных источниках Дохода. Так, предлагая царю построить на море торговый флот с целью организации взаимовыгодной торговли с персами, он приводит такие расчеты: «Хвалынское море имеет 2800 миль в окружности. При хорошем ветре его можно переплыть в ширину за пять, а в длину за шесть дней. В море есть много островов, населенных и пустых. Пустые острова царь-государь мог бы заселить нашими людьми, а с населенных островов со временем брать дань.

Всю окружность или все берега этого  моря нужно осмотреть и узнать, где растет много винограда, а  если его нигде нет, то найти место, где бы он мог расти. И с помощью  своих и тамошних людей завести  там такие виноградники, чтобы  их хватило для всего нашего государства.

Если бы царь-государь заполнил это  море своими кораблями, он стал бы хозяином моря и собирал бы дань с кочевых  народов, живущих на его берегах  и неподвластных персидскому  королю, и с торговцев, плавающих  там, как это делают венецианцы на Адриатическом море...

Если бы сбылась половина, треть  или хотя бы десятая часть того, о чем мы до сих пор говорили, быстро бы наше государство стало  полным всякого добра и преобильным».

Приведем еще несколько управленческих идей Крижанича, направленных на совершенствование и развитие государственного управления, хотя, как мы видели выше, его высказывания в духе предпринимательских инноваций вполне применимы и к частному бизнесу, даже на современном уровне развития.

Информация о работе Управленческие идеи Ю. Крижанича