Великая Хартия Вольностей – основа английской государственности и право периода феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является анализ основных положений Великой хартии вольностей, а также права периода феодализма.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основные положения Великой хартии вольностей 4
2. Понятие феодальной системы права 8
3. Имущественные правоотношения 9
4. Семейное право 10
5. Уголовное право 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Великая Хартия Вольностей Контр МЭСИ.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

    Всякий  новый приобретатель – на этом особенно настаивает английское право – должен был нести все те повинности, которые нес предшественник.

    Далеко  не всегда оказывалось возможным доказать право собственности на землю каким-нибудь законным способом. Весьма часто право собственности было основано на захвате. На помощь приходила приобретательная давность. После невоспрепятственного владения в течение определенного срока приобреталось право собственности, и местный суд (или курия) выдавал соответствующий документ.

    В XIII веке французские кутюмы потребовали для таких случаев тридцатилетней давности владения11.

    В Германии не без помощи докторов римского права – помещики и силой, и через суд добиваются замены старых форм наследственных крестьянских держаний арендными отношениями, при этом краткосрочными. Это позволяло увеличивать повинности при каждом новом, выгодном для помещика, изменении цен. После кратковременного периода освобождения крестьян в большей части Германии осуществляется «вторичное закрепощение», заключавшееся в том, что чиншевиков лишили свободы перехода.

    Важное  воздействие на характер феодальной земельной собственности оказал майорат. После некоторого периода, в течение которого феодальная земельная собственность (лен) поровну делилась между всеми сыновьями-наследниками, устанавливается принцип первородства. Наследником стал признаваться только старший сын. Сделано это было для того, чтобы предотвратить дробление феодов, их измельчание. 

    4. Семейное право 

    Семейное  право европейского средневековья  развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви.

    Раннее  христианство видело в браке богоустановленный  способ обуздания чувственности  и потому относилось к нему с терпимостью. Но уже в 451 году устанавливается запрет для монахов, а в 1107 – для священников вступать в брак. Внедрялось это с большим трудом.

    С IX века стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению. Следствием такого взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов, на что очень много сил положил папа Григорий IX.

    Тридентский собор (XVI в.) наложил анафему на всех, кто не признает брак таинством и допускает развод.

    Брак между близкими родственниками не допускался. Но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню. Тем не менее церковь закрывала глаза на проистекавшие из этого неизбежные кровосмешения.

    Правомерность  физического наказания жены  сохранялась в течение всех средних веков, а в самое раннее время феодализма не возбранялись ни ее продажа (в Англии), ни даже убийство ее (в особенности за прелюбодеяние). Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены хотя и не запрещались, но ограничивались.

    По  общему правилу, можно было дарить не более 1/3 имущества (Саксонское зерцало). В Англии по общему праву жена наследовала 1/3 свободного держания (фригольда).

    Раздельность  имущества супругов существовала в немногих странах Европы, в частности во Франции.

    Каноническое  право ставило вне официального общества детей,  рожденных  вне  брака.   Оно  требовало  их  последующего узаконения браком родителей, хотя законы и обычаи ограничивали возможность подобного узаконения.

    Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным (например, вследствие прелюбодеяния  жены), церковь допускала отлучение  от стола и ложа: брак сохранялся, брачные отношения разрывались.

5. Уголовное право 

    В настоящее время кажется само собой разумеющимся, что уголовный  закон должен быть определенно сформулирован  и что только те действия влекут за собой уголовное преследование, которые прямо и недвусмысленно предусмотрены законом как преступные.

    Средневековая юстиция смотрела на это по-другому. Хотя и кутюмы и законы предписывали наказание за известные действия, судья не был связан этими предписаниями, особенно в том, что касалось преступлений, квалифицируемых как политические и религиозные.

    То  же самое следует сказать и  о наказаниях. Каждый раз, когда преступление заслуживало особого наказания, судья изобретал казнь, которая должна была поразить воображение, была бы достаточно длительной, достаточно мучительной.

    Преступлением считалось всякое проявление «неверности» по отношению к королю, сеньору, цеху, гильдии. Но что такое «верность», не было определено достаточно точно, и потому всегда существовала возможность произвола. От этого особенно терпели города, когда они были вынуждены бороться за вольности12.

    Можно указать на множество действий, считавшихся  преступлениями, которые не назовет преступными ни один современный суд. Так, анатомирование трупов рассматривалось как преступление, за которое вплоть до XVI века была установлена смертная казнь.

    В то же время многие деяния, признаваемые преступными любым современным  законодательством, не считались таковыми в средние века. Это прежде всего  открытый грабеж на больших дорогах, которым систематически занимались конные отряды рыцарей, пленение и заточение в целях получения выкупа, так называемое право первой ночи, бывшее легализованным изнасилованием, и т. п.

    Распространение инквизиции и преследование так  называемых религиозных преступлений привело к необычайному расширению феодальной репрессии. Под видом еретиков истреблялись и уничтожались все те, в ком видели опасность существующим порядкам, все наиболее передовые умы, восстававшие против схоластики и суеверий.

    Светские  суды мало в чем уступали судам  церковным. В Англии, где инквизиции не было, но преследования за ересь были не менее жестокими, общее число казненных – по всем видам преступлений – было очень велико: из 4-5 миллионов человек населения было отправлено на смерть: при Генрихе VIII – 72 тысячи человек, при его дочери Елизавете (XVI век) – 89 тысяч.

    Не  существует возрастного предела, ограничивающего  или исключающего применение уголовного наказания, особенно казни, в отношении  детей. Епископ Вюрцбургский, например (XVII в.), приговаривает к сожжению девятилетнюю девочку, заподозренную в «колдовстве», и она была сожжена вместе со своей младшей сестрой.

    Объективное вменение, то есть наказание без  вины, наказание единственно с целью устрашения и мести, широко применяется при каждом крупном политическом процессе, при преследовании еретиков и «колдуний».

    Английское  право, впрочем, довольно рано обогатилось  понятиями, заключавшими в себе идею группировки преступлений в зависимости от их тяжести. Самым тяжким стали признавать «тризн» – государственную измену (главным образом неверность сеньору); термином «фелония» охватывались особо тяжкие преступления против личности (убийство, изнасилование) или собственности (поджог).

    Это ничуть не мешало тому, чтобы приговаривать  к смерти за убийство кролика на чужой земле, за кражу носового платка из кармана и пр.

    Особую  группу деяний, квалифицируемых как  преступные, составляли те, в которых выражался протест угнетенного народа против эксплуатации.

    Многочисленные  постановления, касающиеся преследования крестьянских «разбоев», указывают на одну из наиболее распространенных, хотя и примитивных, форм сопротивления гнету. Но в то время, как законодательство и суд изощрялись в наказаниях для «разбойников», народные симпатии были на стороне последних.

    Способствуя развитию буржуазных отношений (до известного времени), европейский абсолютизм использует уголовное законодательство с тем, чтобы принудить работника (особенно разоренного огораживанием крестьянина) принимать навязываемые ему условия работы. В официальной теории непреложной истиной считалось, что устрашение является главной целью наказания («чтоб иным, на то смотря, не повадно было так делать», говоря языком старого русского права). Упование на суровость наказания как на самое верное средство предотвращения преступлений проходит через всю историю феодального права.

    Между тем опыт самой же средневековой  юстиции служит наиболее ярким свидетельством ошибочности этой точки зрения.

    Никакие репрессии не могут остановить классовой  борьбы, порождающей бесстрашные  натуры. Но репрессии сами по себе не могут подавить и общеуголовную преступность, хотя способны в какой-то мере и на какой-то срок (3-4 года в среднем) уменьшить количество преступлений.

    Самые суровые казни не производили  должного впечатления на преступников. Карманные воры продолжали красть у самого эшафота, пользуясь стечением публики (несмотря на то, что им самим грозил эшафот); Среди прочих наказаний, применявшихся феодальными судами, следует выделить ссылку на галеры. Излюбленным средством наказания в Германии было прогнать через строй. Оно применялось по отношению к лицу «податного сословия». Во Франции прогоняли через строй виновных солдат.

    Тюрьма  становится орудием наказания не ранее XVI века (до этого времени она только место задержания до суда).

 

Заключение

    В завершение работы кратко подведем итоги.

    Великая хартия вольностей является важным правовым памятником конституционной истории Англии и до сего дня признается в качестве одного из основополагающих законов Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Она отражает борьбу социальных группировок средневековой Англии в начале XIII в.

    Хартия  формулирует ряд важнейших юридических  принципов судебно-административной системы английского феодального  государства. Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему.

    1. Король  обязывается  соблюдать   феодальные  обычаи   в своих  отношениях с вассалами; не  вмешивается в юрисдикцию феодальных  курий.

    2. Налоги и сборы могут взиматься  не иначе как по решению «общего совета королевства».

    3. Всякий   арест   должен   быть   основан   на   показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей».

    4. Ни один свободный человек  не может быть заключен в  тюрьму, изгнан из страны, лишен  имения, поставлен вне закона  и т. д. «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями.

    5. Соблюдение хартии должен гарантировать  совет из  25 баронов,   наделенный  правом   «принуждать  и   теснить»   короля «всеми способами,  какими только может».

    Каждое  феодальное государство имело свое право. На севере Франции преобладало неписаное, обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII веков, так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям. Юг Франции называли «страной писаного права». Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс – смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.

    Список  используемой литературы 

  1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6. С. 21-23
  2. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие.– М.: РУМЦ ЮО, 2006.– 289 с.
  3. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы.– Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005 // СПС КонсультантПлюс
  4. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1./ Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.– М.: Юристъ, 2005.– С. 392
  5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. 390 с.
  6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.– М., Юристъ, 1996.– 576 с.

Информация о работе Великая Хартия Вольностей – основа английской государственности и право периода феодализма