Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:01, реферат
Мировая цивилизация накопила огромный исторический опыт преодоления трагических последствий войны, но, к сожалению, и настоящее время не является исключением в деле предостережения глобальных военных столкновений. Порой они были еще ожесточенней, масштабней, кровопролитней, чем в предшествую-щие столетия. Противостояние военно-политических межгосударственных бло-ков, противоречия между отдельными странами, межэтнические конфликты явля-лись и являются неблагоприятными факторами всемирного исторического про-цесса, приводящего к войне.
1. Вступление........................................................................................................ 3
2. Мир в начале Второй Мировой Войны .......................................................... 4
3. Великая Отечественная Война Советского Союза против фашистской Германии ............................................................................................................... 8
4. Завершающий этап Второй Мировой Войны: война с Японией................. 22
5. Значение и последствия победы в Великой Отечественной Войне............ 26
6. Современный взгляд на истоки победы......................................................... 31
7. Заключение....................................................................................................... 38
8. Список используемой литературы.......
Почему-то постоянно пропускается ряд побед 1944-1945 годов. А ведь он показывает славу русского оружия. Именно блестящие наступательные операции привели к долгожданной победе. А в учебниках нашим победам уделяется в среднем 15-20%, а львиную долю занимает описание поражение.
Иностранные СМИ также всячески стараются приуменьшить заслугу СССР в победе над гитлеровской Германией. Доказать неправоту того или иного мнения очень трудно. В Москве даже ведётся программа патриотического воспитания подростков, чтобы в душе каждого русского человека была вера в непоколебимую стойкость и храбрость людей, пожертвовавших жизнью ради отечества. Русский народ не в первый раз доказал миру, на что он способен ради блага отечества.
Зорин Алексей
А.М.Кондаков (генеральный директор издательства «Просвещение»): «ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ФОРМАЛЬНОЙ» |
Великая Отечественная война стала самой трагической страницей российской истории XX в. Она вошла почти в каждый дом. Проходят десятилетия, но война остается важнейшей частью исторической памяти народа. Война показала готовность людей защищать свое Отечество даже ценой собственной жизни, о чем свидетельствует массовый героизм на фронте и в тылу. Цена Победы была очень тяжелой. Были у нее и моральные аспекты (лозунг «Мы за ценой не постоим»). Война оказала огромное влияние и на последующее развитие России. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь, демографические последствия стали очень тяжелыми для российского народа. Безусловно, современное молодое поколение россиян должно понимать трагизм Отечественной войны для всего народа. У народа не было выбора, и во имя Победы и будущего России были принесены огромные жертвы. Этого нельзя забывать никогда. Люди, прошедшие войну, помнят события тех лет до мельчайших подробностей. Война навсегда осталась в их жизни. Дети погибших тоже никогда не забудут погибших на этой войне отцов. Для молодежи XXI в. эта война уже стала историей. Но история должна учить их жить в современном мире и строить свое будущее. Вторая мировая война фактически стала рубежом в истории человечества, изменившим картину мира, его политическую карту. Существенным уроком и для молодых россиян, и для молодежи всего мира должно стать желание никогда не допускать повторения подобной мировой катастрофы. Приоритетными для будущих дипломатов и политиков, всех граждан страны должны стать мирные политические решения во всех сложностях и конфликтах мировой политики. Толерантность, демократические принципы, уважение к истории, традициям других народов, бесценность человеческой жизни — вот то, что следует осознавать молодым россиянам на уроках по истории войны. Вторая мировая война была столкновением передовых технических достижений. Поэтому важным уроком для молодого поколения россиян должно стать понимание значимости превращения современной России в высокоразвитую страну передовых технологий. Россия переживает сейчас сложные времена. Но, как показывает исторический опыт, Российскому государству не раз приходилось с успехом решать не менее сложные задачи. И еще один урок неплохо было бы извлечь молодому поколению из национальной трагедии XX в. Лишь любовь к Родине, служение Родине позволило тогда выстоять и всей стране, и каждому ее жителю. Пренебрежительное отношение к своей стране ударяет, в конечном счете, по самим приверженцам подобных настроений. Это, несомненно, один из важнейших уроков той войны. Традиционно в советских учебниках истории Великой Отечественной войны было отведено значительное число параграфов. Очень подробно изучался ход сражений. В современных учебниках битва под Москвой, Сталинградская битва, Курское сражение рассматриваются, как правило, в более сжатом виде, что иногда вызывает негативное отношение ветеранов войны. Но так ли важно для большинства современных школьников знать подробности военных действий? Нам представляется, что нет. Зато в современных учебниках по истории XX века (например, в учебнике под ред. А.О.Чубарьяна «Отечественная история XX — начала XXI в.») расставлены очень важные акценты, о которых раньше вообще не принято было говорить. Это глобальные вопросы, такие, как «война и общество» (истоки массового героизма советских людей, жизнь на фронте, жизнь в тылу, жизнь в плену и оккупации), какой была цена Победы, ее моральные аспекты, ответственность власти. Очевидно, что именно эти проблемы в большей мере интересуют современных россиян, вспоминающих события Великой Отечественной войны. Литературы для учителя и учеников по изучению истории Великой Отечественной войны сейчас издается сравнительно немного. Учителю, классному руководителю, конечно, нужны пособия, которые помогли бы в проведении классных часов, вечеров памяти. Но память не должна быть формальной, гораздо действеннее в воспитательном отношении может быть просто история семьи конкретного ученика, семей его знакомых. |
А.В.Лукутин (учитель истории школы № 666 Москвы, лауреат конкурса «Учитель года России» 2004 г) : «УРОК ВОЙНЫ — ЭТО УРОК ОТВЕТСТВЕННОСТИ» |
Постараюсь сформулировать ответы на вопросы, хотя это очень сложно. Я поговорил со своими учениками 9 и 11 классов по данной проблематике и еще более уверовал в тезис, что, чем дальше от события, даже такого грандиозного, как Вторая мировая война, тем сложнее «показать» новому поколению его грандиозность. Сразу разведу два понятия: «должно вынести» и «выносит». Понятие «должно», как и для любого поколения, не только нынешнего — это нечто, навязанное сверху — СМИ, родителями, учителями и т.п. Юношеский максимализм далек от этого. Поэтому при изучении или просто разговоре о Великой Отечественной войне я избегаю понятия «урок, который нужно вынести». Попытка навязать урок — пустой номер. Даже пригласив ветерана войны, сложно потом объяснить ученикам, что этот 80-летний человек, который плохо передвигается и говорит, - это «тот самый», о котором снимают фильмы и пишут книги, который своим подвигом спас мир в далеком 1945-м. При разговоре со своими (и не только) учениками я вижу и чувствую большое уважение к героям тех лет. Иногда, простите за эту фразу, потому что так принято. Внутренней установки нет... У нас долгое время в теме участия СССР во Второй мировой были под запретом размышления о причинах, ходе и последствиях войны. Был установленный стандарт восприятия. В последнее время по телевидению и в печати появился многофакторный информационный пласт, который разрушает сказанное выше. «Оказывается!..» — далее по тексту. Он имеет право на существование — эти вопросы важны: и предпосылки войны, и наша к ней подготовка, и роль лидеров государства, и цена Победы. Последний вопрос по-прежнему остается предметом исторических дискуссий. Он включает разные аспекты, в том числе умение воевать и добиваться победы малой кровью. Еще один момент. Я часто спорю со своими коллегами по вопросу: «Должны ли наши дети знать всю (образно говоря) правду о войне?» Как историк, который должен «объективно» подходить к любым вопросам прошлого и настоящего, — отвечу, что безусловно. А как внук кавалера ордена Славы — боюсь, что нет, не должны. Вот и борются во мне два человека. Иногда первый побеждает второго. А уроки... Главный урок — это урок ответственности! Ответственности за себя, за свою семью, за Родину, наконец. Главное ведь состоит в том, чтобы способствовать формированию позитивных представлений и образов, чтобы создавать обстановку взаимной толерантности и уважения друг к другу, чтобы в отношениях между народами и странами сегодня смотреть вперед, что, разумеется, не исключает того, чтобы историки-профессионалы честно спорили о тех или иных проблемах истории, в том числе и о ее трагических страницах. Я пытался найти книги, обращенные к учителю, и оказалось, что, кроме учебников (очень разных) и нескольких методичек, новейших исследований, предназначенных конкретно для учителей и учеников, в природе нет. Есть разного рода «агитки», по-другому их не назовешь, выпущенные к юбилею Победы. Есть статьи в журналах и газетах, документы, которые можно анализировать на уроках, плакаты и учебные фильмы (правда, очень старенькие). Много сайтов в Интернете (с ними стараюсь быть аккуратен, когда предлагаю своим ученикам). Может быть, я говорю очень сумбурно, но, честно признаюсь, очень не хочется повторять банальности... Для меня Великая Отечественная война — это мой великий героический дед, миллионы порушенных жизней, горе, слезы и чудо человеческое. И обида — как мы, современное поколение, позволяем себе порой относиться к тем, кто выжил? |
Д.Стукал (победитель Всероссийской олимпиады школьников по истории 2004 г., студента Высшей школы экономики) : «НУЖНО ГОВОРИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ НА ВОЙНЕ» |
Каждый человек воспринимает празднование годовщины нашей Победы в Великой Отечественной войне по-своему. Ассоциации, возникающие при упоминании о Победе, очень разнятся у представителей разных поколений. Для кого-то это воспоминания о тяжелых, изматывающих боях на фронтах войны, озаряемых лишь верой в близкую Победу; для кого-то — живые образы детства; для наших родителей — это рассказы старших. Для нас, современных российских школьников и студентов, война — это нечто очень далекое, это, скорее, страницы истории. Всплеск ксенофобии и антисемитизма в наши дни противоречит, казалось бы, логике истории: народ, который выстоял в смертельной схватке с фашизмом, сам встает на путь национальной и религиозной нетерпимости. Проблема толерантности, о которой так много рассуждают в последнее время, становится одной из наиболее злободневных. И изучение отечественной и зарубежной истории, в особенности Второй мировой и Великой Отечественной войн, должно помочь этому. В последнее время апологетика в адрес Советского Союза, спасшего мир от коричневой чумы (это фундаментальный факт современной истории), сменяется отрицанием заслуг нашего народа в Победе над фашизмом. Как найти разумный баланс? Наверное, необходимо признать многие ошибки тех лет и вынести из них уроки. Обвинения в адрес Англии и Франции, которые проводили политику «умиротворения агрессора» и подписали «Мюнхенский сговор», бесспорно, обоснованны. Но утверждать, что внешняя политика СССР в предвоенные годы была направлена на поддержание баланса и стабильности в мире, также очень трудно (достаточно вспомнить советскую политику в Финляндии, Литве, Латвии, Эстонии, Польше). Договор о ненападении 23 августа 1939 г. обычно трактуется как вынужденный ход советской дипломатии, вполне оправданный в тяжелых предвоенных условиях. Лишь в последнее время получил признание тот факт, что «советско-германский договор временно отсрочил нападение Германии на СССР, но создал благоприятные условия для осуществления ее военно-политических планов в Европе». Осознание того, что любые попытки договориться с агрессором не могут привести к положительным результатам, что (как любил повторять выдающийся российский дипломат А.М.Горчаков) благие цели никогда не достигаются тайными происками, принципиально важно в наше время, когда Россия стоит перед новым вызовом — международным терроризмом. Понимание порочности политики двойных стандартов — это, думаю, один из тех важнейших уроков, которые должно вынести из истории Второй мировой и Великой Отечественной войн современное поколение российских школьников. Другим уроком должно стать понимание катастрофичности любого международного военного конфликта в XXI в. Великая Отечественная война унесла жизни около 27 млн наших соотечественников. Эта цифра — предупреждение о недопустимости повторения кровавых ошибок прошлого. Важно акцентировать внимание на повседневной жизни людей в годы войны. Очень интересное решение было найдено О.В.Волобуевым и С.В.Кулешовым, авторами учебника для 11 класса, которые поместили в тексте параграфа, посвященного жизни людей в тылу, три фотографии женщины в мае 1941 — мае 1942 — октябре 1942. Сравнение этих снимков поражает даже зрелых людей и способно лучше каких бы то ни было слов объяснить, чем страшна война. Третьим уроком (по порядку, но отнюдь не по значению!) является осознание способности человека творить чудеса ради защиты своей Родины. Воспитание любви к стране, городу, району, дому, где родился и вырос, — вот цель патриотического воспитания. Человек, чувствующий духовное единство с окружающими, связанный незримыми узами с родными домом и школой, — это настоящий гражданин. Воспитание молодежи в этом духе — это, как мне кажется, приоритетная задача истории — школьной дисциплины. Важнейшим компонентом такого воспитания является изучение истории Великой Отечественной войны на примере своего города, района, дома. Читая о военных событиях, разворачивавшихся на тех самых улочках, по которым школьник каждый день проходит, он соприкасается со своим прошлым, лучше понимает происходившее. Так зарождается интерес к истории Великой Отечественной войны, а затем к отечественной истории в целом. Но региональный компонент в курсе отечественной истории занимает отнюдь не ведущее положение. В результате, школьник подробно изучает события на далеких фронтах (зачастую даже плохо представляя, где находится тот или иной населенный пункт), но при этом война остается для него чем-то чужим и неблизким. Серьезная проблема современного школьного учебника по истории войны — это перегруженность информацией. На школьника в прямом смысле слова обрушивается поток дат, географических названий, имен. При этом человек, его жизнь, страдания и переживания остаются за рамками школьного курса. У нас, молодых, формируется образ предка-робота, которым руководили стратегические соображении, обусловленные геополитическим фактором и т.д. Человек утрачивает свою человечность. Приводимый в учебниках поток фамилий сопровождается, в лучшем случае, указанием инициалов. Для школьников важно разглядеть живого человека в океане фактов. Задача школьного учебника истории — помочь им в этом! |
Е.А.Ямбург (доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 Москвы, заслуженный учитель РФ): «НУЖЕН ПРАВДИВЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЯТАМИ» |
Одинаково опасны две крайности — барабанный гром по образцу того, что было в 1960—1970-х гг., массированное возвеличивание подвигов без осмысления глубинной сути событий войны, с одной стороны, и желание видеть только провалы и ужасы, грязь, скажем так, которая сопутствует любой войне, — с другой. Нужен баланс. Нужен глубокий, серьезный, правдивый, спокойный разговор с ребятами. Есть тема, о которой не любят говорить, — это цена Победы. В мемуарах Д.Эйзенхауэра, изданных в СССР с очень большими купюрами, есть описание разговора между ним и Георгием Константиновичем Жуковым в апреле 1945 г. Американский генерал говорит о больших потерях военной техники союзников на минных полях в Германии. Г.К.Жуков отвечает ему: у нас нет таких проблем, поскольку мы пускаем впереди танков пехоту. До окончания войны оставалось несколько недель... Абсолютно самоотверженная деятельность людей (подобно батарее капитана Тушина в «Войне и мире» Льва Толстого) — при провалах верховного командования, огромном количестве жертв. Об этом нужно говорить на уроках, чтобы ребята видели масштаб событий, их подлинный исторический объем. Говорить деликатно, но очень честно. Современные учебники истории, к сожалению, не идут в этом направлении. Создается впечатление, что авторы просто не знают, какому богу молиться. Это и понятно, ценностные векторы направлены в противоположные стороны (сочетание имперского герба, либерального флага и коммунистического гимна говорит о многом). Историки, пишущие для школы, стараются максимально уйти от трактовок событий, и учебники все больше и больше напоминают справочную литературу, увы, не свободную от ошибок. Я не склонен возлагать вину на авторов, здесь сказываются недостатки системы, сложившейся в образовании, которая не позволяет создавать нормальные учебники. Невозможно «уложить» всю отечественную и всемирную историю в так называемый первый концентр (с 5 по 9 класс). История с неизбежностью оглупляется, спрямляется, упрощается. И что в этом случае можно «углублять» в старшей школе, во втором концентре, если в 5—9 классах не заложены основы? |
Великая Отечественная Война - крупнейшее событие XX в. Не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в идеологии и психологии.
Победа – спасение от угрозы фашистского порабощения.
Цена - комплекс материальных, экономических, интеллектуальных, духовных и др. усилий государства и народа, понесенного урона, ущерба, потерь и издержек. Последствия не только в социальном и демографическом плане, но и во внешнеполитических и экономических сферах международных отношений, растянувшихся на долгие годы.
Великая Отечественная Война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила среду обитания, нанесла ущерб природе, оставила недобрую память. Кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила и искалечила судьбы многих, круто изменила жизнь, принеся страдания, лишения, горечь и печаль.
Процесс выявления людских потерь в Великой Отечественной Войне имеет сложную историю. Фальсификацией реалий, длительным сокрытием фактов, жесткой цензурой на публикации результатов исследований, гонениями инакомыслящих.
1993 г. - снятие грифа секретности ? правда - потеря 27 млн. Не учтены сотни тыс. продолжавших умирать в госпиталях и в домах инвалидов, не учтены косвенные потери (неродившиеся дети).
Ущерб народному хозяйству. Нацисты разрушили и уничтожили: 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень, 6 млн. зданий (без крова 25 млн), 32 тыс. предприятий, 65 тыс. км ЖД, 40 тыс. лечебных учреждений, 84 тыс. учебных заведения, 43 тыс. библиотек, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов. Оккупанты зарезали, отобрали или угнали: 7 млн. лошадей, 17 млн. крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз, 110 млн. голов домашней птицы.
Общая стоимость материальных потерь = 679 млрд. руб. (госцены 1941 г.). Ущерб народному хозяйству вместе с военными расходами и временной потерей доходов от промышленности и сельского хозяйства = 2,5 трлн.руб.
Численность населения восстановлена и достигла довоенной отметки (194 млн.) через 10 лет.
На советско-германском фронте уничтожено 600 дивизий фашистской коалиции, потеря ? авиации, большую часть танков и артиллерии и кораблей.
СССР оказал решающую помощь народам Европы и Азии в борьбе за национальную независимость. Несмотря на потери вышел из войны окрепшим, с международным авторитетом. Ликвидирована географическая изоляция СССР и превращение в великую мировую державу ? становление новой геополитической ситуации в мире, характеризующейся противостоянием 2-х систем: социалистической и капиталистической.
Распад мировой колониальной системы империализма.
Источник победы – героизм воинов КА, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс. Коммунистическая партия – организотор и вдохновитель побед над фашизмом. Социализм тех лет выдержал тяжелое испытание и проявил все положительные качества в противоборстве с сильным врагом, однако изъяны административно-
1) Учебник История России. 11 класс. Н.В. Загладин, С.И. Козленко
2) Всеобщая История. 11 класс. Л.Н. Алексашкина
3) Документы периода Великой Отечественной Войны
4) Свободная Энциклопедия в Интернете «Википедия»
5) Конспект лекций «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» С.Е. Макарова
6) http://vvov.shpl.ru/piosh6.
7) Сайты интернета
8) Другие источники
Информация о работе Великая Отечественная Война как часть Второй Мировой Войны