Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:03, реферат
Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером.
1)Мир в начале Второй мировой войны
2)Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии:
1) Причины
2) Основные этапы войны
3) Успехи в трудностях фронта и тыла
4) Героизм масс и личностей вождей
5) Участие в коалиции и конференции
3)Завершающий этап Второй мировой войны: война с Японией
4)Значение и последствия победы в Великой отечественной войне
5)Современный взгляд на истоки победы.
Год | Фамилия | Количество | Время, проведенное в кабинете Сталина |
1931 | Молотов | 97 | 126,15 |
1932 | Молотов | 117 | 291,45 |
1933 | Молотов | 140 | 435,15 |
1934 | Каганович | 103 | 323,10 |
1935 | Молотов | 101 | 315,35 |
1936 | Молотов | 109 | 267,40 |
1937 | Молотов | 213 | 601,20 |
1938 | Молотов | 170 | 470,25 |
1939 | Молотов | 274 | 659,30 |
Приведенная выше таблица красноречиво свидетельствует, что вместе со Сталиным репрессивную политику государства определяли такие одиозные фигуры как Молотов, Каганович, Ворошилов и др.
В истории деятельности органов госбезопасности в условиях сталинского режима представляется важным изучение персоналий тех деятелей и руководителей СССР, которые оказали значительное, а в некоторых случаях и определяющее влияние на судьбы страны и общества.
Все это показывает ограниченность возможностей сталинской системы власти в достижении гарантий соблюдения основных прав и свобод граждан.
Специфичность и монополизм в агентурно-оперативной работе органов государственной безопасности СССР предопределяли участие НКВД в контроле на объектах экономики, транспорта, выполнение контрольно-инспекторских и хозяйственно-организаторских функций и выдвигали, таким образом, органы государственной безопасности на ключевые позиции в государственном механизме.
Благодаря агентурно-оперативной деятельности, позволявшей универсально решать многие задачи, а также наличию высоко дисциплинированных и мобильных сил и средств органы государственной безопасности оказались легко приспосабливаемы к такому роду работы и зачастую вынуждены были подменять государственные и хозяйственные структуры. Выполнение таких обязанностей противоречило интересам контрразведывательной работы.
Для деятельности органов государственной безопасности СССР наряду с выполнением контрразведывательных функций были присущи и такие направления работы, которые хотя и были законодательно оформлены, однако, противоречили основным правам и свободам граждан, закрепленным в Конституции СССР (в частности, это касалось ст. 58-10 УК РСФСР).
Результаты и эффективность деятельности органов государственной безопасности в силу ее внутренней противоречивости наиболее трудны для оценок. С одной стороны - разведывательно-подрывная деятельность западных стран встречала отпор со стороны органов ОГПУ-НКВД, которые имели определенные результаты на этом направлении; с другой стороны - сказались репрессивные черты сталинской системы власти, когда органы государственной безопасности использовались для расправы с тысячами не в чем не повинных людей.
С геополитической точки зрения органы государственной безопасности СССР выступали в роли защитника общенациональных интересов своего государства в противовес Западному миру, преследовавшему цель мирового господства. И в этом случае критика коммунистического режима и его идеологии являлись своеобразной ширмой в стратегических устремлениях США и их союзников и лишь усиливали потенциал враждебности в странах Запада по отношению к СССР. Это была борьба против серьезного конкурента на мировой арене и существовавший в Советском Союзе государственно-политический режим только обострял эти противоречия.
Излишняя идеологизация деятельности органов государственной безопасности была обусловлена революционными событиями, гражданской войной и наличием в стране только одной партии - ВКП(б). Под идеологические стереотипы подгонялась практика ведомства, что снижало эффективность его работы. Вследствие этого значительная часть сил и средств органов государственной безопасности по воле Сталинского ЦК отвлекалась от проведения разведки и контрразведки, как важнейших задач обеспечения безопасности советского государства и направлялась на борьбу с мнимыми врагами народа, что в значительной мере формировало негативное отношение к органам НКВД и являлось тормозом в развитии демократических начал в обществе.
Эти тенденции в деятельности органов государственной безопасности СССР являлись отражением политических установок партийно-государственного руководства, которые основывались на классовом подходе в правовой практике. Поскольку в обществе доминировал марксистко-ленинский подход ко всем явлениям действительности и существовал примат революционной целесообразности, роль права оказалась принижена, а принцип верховенства закона приобретал формальные черты. В нормотворчестве имел место субъективизм, выразившейся в установках Сталина и функционеров партии на всех уровнях, приспособление к конкретному историческому моменту. Ведомственные подзаконные акты нередко противоречили Конституции СССР, были антидемократичны, имело место пренебрежение основополагающими правами личности.
Недостатки законодательства и расширительное толкование правовых норм отрицательно влияли на правоприменительную практику органов НКВД.
На июльском Пленуме ЦК КПСС (1953 г.) и в своем выступлении на ХХ съезде партии Н.С.Хрущев умело отмежевался от преступлений прошлых лет, взвалив весь груз ответственности в первом случае на Л.П.Берию, а во втором на тирана Сталина. Хотя сам Н.С.Хрущев, будучи секретарем Московской областной и городской партийной организации с 1935 г. по 1938 г. самым непосредственным образом участвовал в жутких репрессиях времен "ежовщины". Только с его санкции могли быть репрессированы руководители почти всех рангов г. Москвы. 3
Руководство органов госбезопасности и рядовые сотрудники, претворяя в жизнь партийную политику, сами оказались беззащитными пред накатившим маховиком репрессий. Выбора для них практически не оставалось: либо приспособляться, либо самому стать жертвой.
Обратимся еще раз к словам очевидца тех лет. "Не выполнение лимита (для оперативного сотрудника органов госбезопасности - А.П.) - в лучшем случае - снятие с работы; в большинстве - арест... Многие работники органов не выдерживают - кончают жизнь самоубийством. Стрелялись даже некоторые руководители НКВД. Зам. Наркома - Курский. Пускают липовый слух - на личной почве, семейные неурядицы. Чепуха, конечно же, не в этом дело. Вскоре вслед за Курским кончает жизнь самоубийством другой зам. Наркома, начальник СПО - Литвин. И опять мертвая тишина. Никто нечего не делает, а о работниках периферии и говорить нечего..." 4.
Взять к примеру начальников Управления НКВД по г. Москве и Московской области, которые были репрессированы в этот период.
1. Агранов Я.С. - начальник УНКВД с 09.1931 г. по 02.1933 г. арестован в 07.1937 г. - расстрелян (08.1938 г.)
2. Реденс С.Ф. - начальник УНКВД с 02.1933 г. по 01.1938 г. - арестован в 11.1938 г. - расстрелян (01.1940 г.)
3. Заковский Л.М. - начальник УНКВД с 01.1938 г. по 04.1938 г. - арестован в 04.1938 г. - расстрелян (08.1938 г.)
4. Каруцкий В.А. - начальник УНКВД с 04.1938 г. по 05.1938 г. - застрелился сам.
5. Цесарский В.Е. - начальник УНКВД с 05.1938 г. по 09.1938 г. - арестован 12.1938 г. - расстрелян (01.1940 г.)
6. Журбенко А.С. - начальник УНКВД с 09.1938 г. по 12.1938 г. - арестован в 12.1938 г. - расстрелян в 02.1940 г. 5
И совсем не случайно, что с приходом к власти, Н.С.Хрущев приказал уничтожить многие документы из партийных и государственных архивов.
Вовсе не оправдывая Л.П.Берию, который, как и Н.С.Хрущев повинен во многих необоснованных репрессиях, нужно отметить, что вина Л.П.Берии соизмерима вине Н.С.Хрущева и всех остальных вождей сталинского окружения. И нужно признать, что после назначения Л.П.Берии руководителем НКВД волна репрессий спадает и мало того, начинаются первые реабилитации под лозунгом борьбы с перегибами прошлых лет. (Это коснулось, прежде всего, многих военачальников и ученых).
В условиях сталинской тоталитарной системы органы госбезопасности были обречены на проведение репрессий, и руководство ВЧК-НКВД, по сути, не могло кардинально влиять на проведение массовых чисток. Ягода, Ежов и Берия могли только опосредованно сужать или увеличивать масштабы репрессивной политики. Многое здесь зависело от желания выслужиться перед "хозяином", показать свое рвение. Безусловно, что больше всего в этом преуспел Ежов.
Берия потенциально был способен сделать и больше, но в отличие от Ежова он был на голову выше по уровню образования, да и опыт партийных интриг у Берии был больше. К тому же сама натура дальновидного и хитрого политика интуитивно подсказывала Берии, что в делах с уничтожением "врагов народа" нельзя перегибать палку. Из печальной участи своих предшественников на посту руководителей НКВД Берия не мог не извлечь для себя уроки. Инициативу в проведении массовых чисток "большой мингрел" проявлять не хотел, и делал это лишь с санкции самого Сталина. Логика исторического процесса подсказывала Берии показать свою деятельность в лучшем свете для Сталина - провести первые реабилитации, чтобы выглядеть справедливым и мудрым на фоне малообразованного Ежова. Такая тактика соответствовала и сталинским планам. Поэтому с одобрения Сталина в 1939 г. прошел, так называемый, "бериевский антипоток" из ГУЛАГа и ссылок. А.И.Солженицын оценивает этот факт в истории НКВД "как случай в истории Органов невероятный". 6
Ученые по разному подсчитывают количество полностью реабилитированных лиц в 1939 г. Но в целом, число такой категории граждан колеблется в пределах от 1% - до 9% от числа репрессированных до того, как Берия возглавил НКВД. 7
Уроки прошлого показывают, что эффективная система безопасности общества может быть построена только на путях построения демократического, правового государства.
Исторический опыт свидетельствует о том, что примат интересов государства может вступать в противоречие с интересами его граждан и общества.
В результате непродуманных и фальшивых заявлений о том, что органы госбезопасности якобы стояли над партией и самочинно творили беззаконие, а не выполняли волю высшего партийного руководства (которое собственно и вовлекло органы госбезопасности в преступления) усилилась неприязнь со стороны общества к органам НКВД, возникли немалые трудности в их работе.
В условиях сталинского режима роль субъективного фактора крайне высока. Абсолютная власть создавала предпосылки для принятия любых решений (в том числе и иррациональных) небольшой группой стоящих у власти людей. В результате появлялись угрозы безопасности страны, её потенциал подрывался массовыми репрессиями, игнорировались научная экспертиза по важнейшим вопросам жизни государства. Обладая абсолютной властью, высшее партийное руководство активно использовало органы безопасности в противоправных делах, побуждали их к нарушению Конституции и неправомерному насилию, а затем в нужный для себя момент возбуждали против них и руководства органов народное негодование, ослабляя моральный и профессиональный потенциал НКВД. Тоталитарное мышление Сталина и его сторонников, низкий уровень их общей и политической культуры, в условиях сохранившегося режима единоличной власти, своими волюнтаристскими решениями нанесли серьезный ущерб безопасности страны.
Именно поэтому, раскрывая деятельность органов госбезопасности, важно показать влияние субъективного фактора на неё.
Уделяя внимание субъективным факторам в деятельности Сталина и его окружения, нужно дать более полную оценку политической и оперативной обстановки нежели это дается в исторических работах посвященных этому периоду. Следует отметить, что отсутствие продуманной программы реформ, научного прогнозирования развития событий, не учет уроков периода 30-х-40-х гг. не послужили уроком для руководителей реформ и архитекторов перестройки, начавшейся в 1985 г. Неправильный расчет ресурсных возможностей страны, пренебрежительное отношение к историческим традициям, отрицательное влияние субъективного фактора (деструктивное воздействие которого возрастает в периоды крупных поворотов в политике и в переходное время) существенно подорвали систему безопасности СССР и ускорили развитие кризисных явлений, приведших к распаду Советского Союза. Решающую роль в этом опять же сыграли субъективные факторы, и среди них противоречивость политической натуры М.С.Горбачёва и других архитекторов перестройки, совмещавших тоталитарные установки с псевдодемократией. Существенное значение здесь сыграло незнание психологии собственного народа, непонимание страшной разрушительной силы стихийной социальной инерции больших социальных групп людей, подверженных иррациональному влиянию стоящей у власти политической элиты. Беспринципность М.С.Горбачёва и его окружения и назначенного им для разрушения КГБ В.Бакатина, вновь поставили под удар органы госбезопасности и нанесли серьёзный ущерб государственным интересам страны.
Внешняя деятельность органов НКВД была подчинена решению задач разведывательного и контрразведывательного обеспечения военно-политической стратегии СССР, силового противостояния первого в мире социалистического государства с враждебным окружением западных стран.
Необходимо отметить, что противостояние между СССР и Западом явилось не только и не столько следствием идеологической несовместимости двух систем, сколько противоречием геополитических интересов СССР и Запада.
Потребность обеспечения этой стратегии отразились на активности и направленности разведывательной и контрразведывательной работы органов госбезопасности СССР против враждебного капиталистического окружения.
Необходимо указать на увеличение масштабов разведывательной и контрразведывательной работы органов НКВД, в частности, с позиций Коминтерна.
Изменения происходившие в сфере агентурно-оперативной деятельности, увеличение агентурного аппарата, категории осведомителей.
Сохранение массовой базы "подучётного элемента", тенденции к осуществлению широкого оперативного контроля за обществом и расширение функций органов НКВД, не входило в противоречие с потребностью реализации поставленных Сталиным задач.
Участие в коалиции и конференции
Успехи Германии на европейском театре второй мировой войны во многом были следствием непоследовательных действий правительств европейских государств, прежде всего Великобритании и Франции. К моменту нападения Германии на СССР стало ясно, что узко понимаемые национальные интересы и идеологические разногласия должны отойти на второй план в борьбе с общим врагом. Уже 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, известный своей антисоветской позицией, выступил по радио, выразив поддержку народа и правительства Великобритании Советскому Союзу. Через два дня президент США Ф. Рузвельт на пресс-конференции сказал о готовности оказать помощь СССР в его борьбе.
Выступление Черчилля дало возможность заключить 12 июля 1941 г. советско-британское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. В этом соглашении, во многом декларативном, были сформулированы основные принципы деятельности антигитлеровской коалиции: взаимная помощь и поддержка в войне против Германии и отказ от переговоров или заключения перемирия с противником без обоюдного согласия союзников.
В августе 1941 г. Черчилль и Рузвельт, встретившись на острове Ньюфаундленд, подписали "Атлантическую хартию", содержавшую призыв к формированию антигитлеровской коалиции. В сентябре в Лондоне на международной конференции с участием представителей СССР, Великобритании, Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Югославии, Люксембурга и движения "Свободная Франция" этот документ был одобрен и стал первым совместным заявлением СССР, США и Великобритании о целях борьбы против агрессора. Почти одновременно в Москве были начаты переговоры о поставках оружия и военного снаряжения Советскому Союзу. В декабре 1941 г. после нападения японцев на военно-морскую базу в Перл-Харборе США объявили войну Японии, в ответ на это им объявили войну Германия и Италия. 1 апреля 1942 г. в Вашингтоне была подписана декларация 26 государств, названных Объединёнными нациями, в число которых вошёл и Советский Союз. К моменту его вступления в войну с Японией в августе 1945 г. коалиция включала уже 56 государств.
До осени 1943 г. основным направлением деятельности союзников было экономическое сотрудничество. По трём направлениям (через Иран, Тихий океан и по Северному морскому пути) осуществлялись поставки по ленд-лизу (такое название получила система передачи Соединёнными Штатами взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия союзникам по коалиции). Первоначально поставки оплачивались золотом, затем США предоставили нашей стране беспроцентный заём в 1 млрд. долларов. Начиная с 1942 г. СССР получил помощь на сумму 11,2 млрд. долларов (427 тыс. грузовиков, 13,5 тыс. танков, более 22 тыс. самолётов, 4,5 млн. т продовольствия и т.д.). Эти поставки уступали в 20 раз общему объёму производства в СССР, но имели немаловажное значение, поскольку в начале войны Советский Союз располагал в основном устаревшими типами военной техники.
Военные операции СССР и союзников в это время были мало связаны. Политические и военно-стратегические решения принимались Черчиллем и Рузвельтом, Сталина о них только информировали. Военные операции США и Великобритания осуществляли в Северной Африке и на тихоокеанском театре военных действий. Просьбы СССР об открытии второго фронта в Европе игнорировались.
Роль Советского Союза в коалиции коренным образом изменилась после Сталинградской и Курской битв, которые привели к перелому в ходе второй мировой войны. Как уже говорилось, к этому времени завершилась перестройка экономики СССР, что давало возможность нашей стране опираться только на свои собственные силы и ресурсы. В этих условиях сотрудничество трёх великих держав вступает в новую фазу, несмотря на разглашённый германской пропагандой в апреле 1943 г. факт расстрела польских военнопленных в Катынском лесу под Смоленском. США и Великобритания удовлетворились советской версией катынских событий, в соответствии с которой в расстреле поляков были виновны немцы.
Результатом взаимного сближения стал ряд конференций: Московская трёх министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.) и три конференции на высшем уровне ("большой тройки") - Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (Крымская) (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.). На Московской конференции впервые при участии Советского Союза рассматривались вопросы послевоенного устройства, в том числе германский. Была достигнута договорённость о создании международной организации, в будущем - Организации Объединённых наций (ООН). В Тегеране договорились об открытии второго фронта в Северной Франции в мае 1944 г. (высадка англо-американских войск в Нормандии в действительности началась 6 июня 1944 г.). СССР подтвердил готовность вступить в войну против Японии после капитуляции Германии.
На Ялтинской конференции рассматривались вопросы послевоенного устройства Европы, новых государственных границ, в частности, польских. Было достигнуто соглашение об оккупации Германии, её демократизации, денацификации и демилитаризации, о репарациях. По предложению СССР к оккупации Германии была допущена Франция. Приняли решение о суде над военными преступниками. Рассматривалась также структура будущей ООН, где наряду с СССР представительство получали Украинская и Белорусская ССР.
Потсдамская конференция состоялась после окончания боевых действий в Европе и капитуляции Германии, на ней уже обозначились пункты серьёзных противоречий между союзниками. Не в последнюю очередь отношения внутри "большой тройки" обострились из-за смены действующих лиц: Ф.Рузвельт, человек прагматического склада, умер в апреле 1945 г., и в Белом доме его сменил Г. Трумэн, антикоммунистические взгляды которого не были секретом. Тем не менее в Потсдаме было принято решение о германских репарациях в размере 20 млрд. долларов (50% этой суммы должен был получить СССР, общий ущерб которого в войне составил 125 млрд. долл.), Советский Союз получил в качестве компенсации часть Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом (с 1946 г. - Калининград), другую её часть получала Польша, западная граница которой устанавливалась по рекам Одер и Нейсе. Территории Западной Украины и Западной Белоруссии, вошедшие в состав СССР в сентябре 1939 г., оставались советскими. Для подготовки мирных договоров с Германией на конференции был создан постоянно действующий Совет Министров иностранных дел.
Информация о работе Великая Отечественная война как часть Второй мировой войны