Великая Отечественная война как часть Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:03, реферат

Описание

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером.

Содержание

1)Мир в начале Второй мировой войны
2)Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии:

1) Причины
2) Основные этапы войны
3) Успехи в трудностях фронта и тыла
4) Героизм масс и личностей вождей
5) Участие в коалиции и конференции
3)Завершающий этап Второй мировой войны: война с Японией
4)Значение и последствия победы в Великой отечественной войне
5)Современный взгляд на истоки победы.

Работа состоит из  1 файл

Семинар.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Год

Фамилия

Количество
посещений

Время, проведенное в кабинете Сталина
(часов, минут)

1931

Молотов
Каганович
Постышев
Ворошилов
Орджоникидзе

97
73
49
29
24

126,15
167,0
109,25
56,45
45,15

1932

Молотов
Каганович
Постышев
Орджоникидзе
Куйбышев

117
106
56
47
45

291,45
246,30
136,40
52,20
104,55

1933

Молотов
Каганович
Ворошилов
Микоян
Орджоникидзе

140
122
65
40
35

435,15
415,20
150,30
82,20
100,50

1934

Каганович
Молотов
Жданов
Ворошилов
Орджоникидзе

103
97
86
79
59

323,10
334,45
278,30
166,30
186,50

1935

Молотов
Каганович
Орджоникидзе
Ворошилов
Ягода

101
92
77
70
53

315,35
261,20
218,00
198,15
73,15

1936

Молотов
Ворошилов
Орджоникидзе
Каганович
Ежов

109
76
67
57
31

267,40
292,15
176,35
161,55
75,30

1937

Молотов
Ежов
Ворошилов
Каганович
Маленков

213
174
142
128
62

601,20
527,55
438,35
406.10
72,35

1938

Молотов
Ежов
Ворошилов
Жданов
Каганович

170
104
99
82
74

470,25
305,50
266,0
203,55
200,45

1939

Молотов
Ворошилов
Микоян
Берия
Жданов

274
181
142
108
93

659,30
509,40
301,10
184,45
226,05


 

Приведенная выше таблица красноречиво свидетельствует, что вместе со Сталиным репрессивную политику государства определяли такие одиозные фигуры как Молотов, Каганович, Ворошилов и др.
В истории деятельности органов госбезопасности в условиях сталинского режима представляется важным изучение персоналий тех деятелей и руководителей СССР, которые оказали значительное, а в некоторых случаях и определяющее влияние на судьбы страны и общества.
Все это показывает ограниченность возможностей сталинской системы власти в достижении гарантий соблюдения основных прав и свобод граждан.
Специфичность и монополизм в агентурно-оперативной работе органов государственной безопасности СССР предопределяли участие НКВД в контроле на объектах экономики, транспорта, выполнение контрольно-инспекторских и хозяйственно-организаторских функций и выдвигали, таким образом, органы государственной безопасности на ключевые позиции в государственном механизме.
Благодаря агентурно-оперативной деятельности, позволявшей универсально решать многие задачи, а также наличию высоко дисциплинированных и мобильных сил и средств органы государственной безопасности оказались легко приспосабливаемы к такому роду работы и зачастую вынуждены были подменять государственные и хозяйственные структуры. Выполнение таких обязанностей противоречило интересам контрразведывательной работы.
Для деятельности органов государственной безопасности СССР наряду с выполнением контрразведывательных функций были присущи и такие направления работы, которые хотя и были законодательно оформлены, однако, противоречили основным правам и свободам граждан, закрепленным в Конституции СССР (в частности, это касалось ст. 58-10 УК РСФСР).
Результаты и эффективность деятельности органов государственной безопасности в силу ее внутренней противоречивости наиболее трудны для оценок. С одной стороны - разведывательно-подрывная деятельность западных стран встречала отпор со стороны органов ОГПУ-НКВД, которые имели определенные результаты на этом направлении; с другой стороны - сказались репрессивные черты сталинской системы власти, когда органы государственной безопасности использовались для расправы с тысячами не в чем не повинных людей.
С геополитической точки зрения органы государственной безопасности СССР выступали в роли защитника общенациональных интересов своего государства в противовес Западному миру, преследовавшему цель мирового господства. И в этом случае критика коммунистического режима и его идеологии являлись своеобразной ширмой в стратегических устремлениях США и их союзников и лишь усиливали потенциал враждебности в странах Запада по отношению к СССР. Это была борьба против серьезного конкурента на мировой арене и существовавший в Советском Союзе государственно-политический режим только обострял эти противоречия.
Излишняя идеологизация деятельности органов государственной безопасности была обусловлена революционными событиями, гражданской войной и наличием в стране только одной партии - ВКП(б). Под идеологические стереотипы подгонялась практика ведомства, что снижало эффективность его работы. Вследствие этого значительная часть сил и средств органов государственной безопасности по воле Сталинского ЦК отвлекалась от проведения разведки и контрразведки, как важнейших задач обеспечения безопасности советского государства и направлялась на борьбу с мнимыми врагами народа, что в значительной мере формировало негативное отношение к органам НКВД и являлось тормозом в развитии демократических начал в обществе.
Эти тенденции в деятельности органов государственной безопасности СССР являлись отражением политических установок партийно-государственного руководства, которые основывались на классовом подходе в правовой практике. Поскольку в обществе доминировал марксистко-ленинский подход ко всем явлениям действительности и существовал примат революционной целесообразности, роль права оказалась принижена, а принцип верховенства закона приобретал формальные черты. В нормотворчестве имел место субъективизм, выразившейся в установках Сталина и функционеров партии на всех уровнях, приспособление к конкретному историческому моменту. Ведомственные подзаконные акты нередко противоречили Конституции СССР, были антидемократичны, имело место пренебрежение основополагающими правами личности.
Недостатки законодательства и расширительное толкование правовых норм отрицательно влияли на правоприменительную практику органов НКВД.
На июльском Пленуме ЦК КПСС (1953 г.) и в своем выступлении на ХХ съезде партии Н.С.Хрущев умело отмежевался от преступлений прошлых лет, взвалив весь груз ответственности в первом случае на Л.П.Берию, а во втором на тирана Сталина. Хотя сам Н.С.Хрущев, будучи секретарем Московской областной и городской партийной организации с 1935 г. по 1938 г. самым непосредственным образом участвовал в жутких репрессиях времен "ежовщины". Только с его санкции могли быть репрессированы руководители почти всех рангов г. Москвы. 3

Руководство органов госбезопасности и рядовые сотрудники, претворяя в жизнь партийную политику, сами оказались беззащитными пред накатившим маховиком репрессий. Выбора для них практически не оставалось: либо приспособляться, либо самому стать жертвой.
Обратимся еще раз к словам очевидца тех лет. "Не выполнение лимита (для оперативного сотрудника органов госбезопасности - А.П.) - в лучшем случае - снятие с работы; в большинстве - арест... Многие работники органов не выдерживают - кончают жизнь самоубийством. Стрелялись даже некоторые руководители НКВД. Зам. Наркома - Курский. Пускают липовый слух - на личной почве, семейные неурядицы. Чепуха, конечно же, не в этом дело. Вскоре вслед за Курским кончает жизнь самоубийством другой зам. Наркома, начальник СПО - Литвин. И опять мертвая тишина. Никто нечего не делает, а о работниках периферии и говорить нечего..." 4.
Взять к примеру начальников Управления НКВД по г. Москве и Московской области, которые были репрессированы в этот период.
1. Агранов Я.С. - начальник УНКВД с 09.1931 г. по 02.1933 г. арестован в 07.1937 г. - расстрелян (08.1938 г.)
2. Реденс С.Ф. - начальник УНКВД с 02.1933 г. по 01.1938 г. - арестован в 11.1938 г. - расстрелян (01.1940 г.)
3. Заковский Л.М. - начальник УНКВД с 01.1938 г. по 04.1938 г. - арестован в 04.1938 г. - расстрелян (08.1938 г.)
4. Каруцкий В.А. - начальник УНКВД с 04.1938 г. по 05.1938 г. - застрелился сам.
5. Цесарский В.Е. - начальник УНКВД с 05.1938 г. по 09.1938 г. - арестован 12.1938 г. - расстрелян (01.1940 г.)
6. Журбенко А.С. - начальник УНКВД с 09.1938 г. по 12.1938 г. - арестован в 12.1938 г. - расстрелян в 02.1940 г. 5
И совсем не случайно, что с приходом к власти, Н.С.Хрущев приказал уничтожить многие документы из партийных и государственных архивов.
Вовсе не оправдывая Л.П.Берию, который, как и Н.С.Хрущев повинен во многих необоснованных репрессиях, нужно отметить, что вина Л.П.Берии соизмерима вине Н.С.Хрущева и всех остальных вождей сталинского окружения. И нужно признать, что после назначения Л.П.Берии руководителем НКВД волна репрессий спадает и мало того, начинаются первые реабилитации под лозунгом борьбы с перегибами прошлых лет. (Это коснулось, прежде всего, многих военачальников и ученых).
В условиях сталинской тоталитарной системы органы госбезопасности были обречены на проведение репрессий, и руководство ВЧК-НКВД, по сути, не могло кардинально влиять на проведение массовых чисток. Ягода, Ежов и Берия могли только опосредованно сужать или увеличивать масштабы репрессивной политики. Многое здесь зависело от желания выслужиться перед "хозяином", показать свое рвение. Безусловно, что больше всего в этом преуспел Ежов.
Берия потенциально был способен сделать и больше, но в отличие от Ежова он был на голову выше по уровню образования, да и опыт партийных интриг у Берии был больше. К тому же сама натура дальновидного и хитрого политика интуитивно подсказывала Берии, что в делах с уничтожением "врагов народа" нельзя перегибать палку. Из печальной участи своих предшественников на посту руководителей НКВД Берия не мог не извлечь для себя уроки. Инициативу в проведении массовых чисток "большой мингрел" проявлять не хотел, и делал это лишь с санкции самого Сталина. Логика исторического процесса подсказывала Берии показать свою деятельность в лучшем свете для Сталина - провести первые реабилитации, чтобы выглядеть справедливым и мудрым на фоне малообразованного Ежова. Такая тактика соответствовала и сталинским планам. Поэтому с одобрения Сталина в 1939 г. прошел, так называемый, "бериевский антипоток" из ГУЛАГа и ссылок. А.И.Солженицын оценивает этот факт в истории НКВД "как случай в истории Органов невероятный". 6
Ученые по разному подсчитывают количество полностью реабилитированных лиц в 1939 г. Но в целом, число такой категории граждан колеблется в пределах от 1% - до 9% от числа репрессированных до того, как Берия возглавил НКВД. 7
Уроки прошлого показывают, что эффективная система безопасности общества может быть построена только на путях построения демократического, правового государства.
Исторический опыт свидетельствует о том, что примат интересов государства может вступать в противоречие с интересами его граждан и общества.
В результате непродуманных и фальшивых заявлений о том, что органы госбезопасности якобы стояли над партией и самочинно творили беззаконие, а не выполняли волю высшего партийного руководства (которое собственно и вовлекло органы госбезопасности в преступления) усилилась неприязнь со стороны общества к органам НКВД, возникли немалые трудности в их работе.
В условиях сталинского режима роль субъективного фактора крайне высока. Абсолютная власть создавала предпосылки для принятия любых решений (в том числе и иррациональных) небольшой группой стоящих у власти людей. В результате появлялись угрозы безопасности страны, её потенциал подрывался массовыми репрессиями, игнорировались научная экспертиза по важнейшим вопросам жизни государства. Обладая абсолютной властью, высшее партийное руководство активно использовало органы безопасности в противоправных делах, побуждали их к нарушению Конституции и неправомерному насилию, а затем в нужный для себя момент возбуждали против них и руководства органов народное негодование, ослабляя моральный и профессиональный потенциал НКВД. Тоталитарное мышление Сталина и его сторонников, низкий уровень их общей и политической культуры, в условиях сохранившегося режима единоличной власти, своими волюнтаристскими решениями нанесли серьезный ущерб безопасности страны.
Именно поэтому, раскрывая деятельность органов госбезопасности, важно показать влияние субъективного фактора на неё.
Уделяя внимание субъективным факторам в деятельности Сталина и его окружения, нужно дать более полную оценку политической и оперативной обстановки нежели это дается в исторических работах посвященных этому периоду. Следует отметить, что отсутствие продуманной программы реформ, научного прогнозирования развития событий, не учет уроков периода 30-х-40-х гг. не послужили уроком для руководителей реформ и архитекторов перестройки, начавшейся в 1985 г. Неправильный расчет ресурсных возможностей страны, пренебрежительное отношение к историческим традициям, отрицательное влияние субъективного фактора (деструктивное воздействие которого возрастает в периоды крупных поворотов в политике и в переходное время) существенно подорвали систему безопасности СССР и ускорили развитие кризисных явлений, приведших к распаду Советского Союза. Решающую роль в этом опять же сыграли субъективные факторы, и среди них противоречивость политической натуры М.С.Горбачёва и других архитекторов перестройки, совмещавших тоталитарные установки с псевдодемократией. Существенное значение здесь сыграло незнание психологии собственного народа, непонимание страшной разрушительной силы стихийной социальной инерции больших социальных групп людей, подверженных иррациональному влиянию стоящей у власти политической элиты. Беспринципность М.С.Горбачёва и его окружения и назначенного им для разрушения КГБ В.Бакатина, вновь поставили под удар органы госбезопасности и нанесли серьёзный ущерб государственным интересам страны.
Внешняя деятельность органов НКВД была подчинена решению задач разведывательного и контрразведывательного обеспечения военно-политической стратегии СССР, силового противостояния первого в мире социалистического государства с враждебным окружением западных стран.
Необходимо отметить, что противостояние между СССР и Западом явилось не только и не столько следствием идеологической несовместимости двух систем, сколько противоречием геополитических интересов СССР и Запада.
Потребность обеспечения этой стратегии отразились на активности и направленности разведывательной и контрразведывательной работы органов госбезопасности СССР против враждебного капиталистического окружения.
Необходимо указать на увеличение масштабов разведывательной и контрразведывательной работы органов НКВД, в частности, с позиций Коминтерна.
Изменения происходившие в сфере агентурно-оперативной деятельности, увеличение агентурного аппарата, категории осведомителей.
Сохранение массовой базы "подучётного элемента", тенденции к осуществлению широкого оперативного контроля за обществом и расширение функций органов НКВД, не входило в противоречие с потребностью реализации поставленных Сталиным задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в коалиции и конференции

 

 

Успехи Германии на европейском театре второй мировой войны во многом были следствием непоследовательных действий правительств европейских государств, прежде всего Великобритании и Франции. К моменту нападения Германии на СССР стало ясно, что узко понимаемые национальные интересы и идеологические разногласия должны отойти на второй план в борьбе с общим врагом. Уже 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, известный своей антисоветской позицией, выступил по радио, выразив поддержку народа и правительства Великобритании Советскому Союзу. Через два дня президент США Ф. Рузвельт на пресс-конференции сказал о готовности оказать помощь СССР в его борьбе.

Выступление Черчилля дало возможность заключить 12 июля 1941 г. советско-британское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. В этом соглашении, во многом декларативном, были сформулированы основные принципы деятельности антигитлеровской коалиции: взаимная помощь и поддержка в войне против Германии и отказ от переговоров или заключения перемирия с противником без обоюдного согласия союзников.

В августе 1941 г. Черчилль и Рузвельт, встретившись на острове Ньюфаундленд, подписали "Атлантическую хартию", содержавшую призыв к формированию антигитлеровской коалиции. В сентябре в Лондоне на международной конференции с участием представителей СССР, Великобритании, Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Югославии, Люксембурга и движения "Свободная Франция" этот документ был одобрен и стал первым совместным заявлением СССР, США и Великобритании о целях борьбы против агрессора. Почти одновременно в Москве были начаты переговоры о поставках оружия и военного снаряжения Советскому Союзу. В декабре 1941 г. после нападения японцев на военно-морскую базу в Перл-Харборе США объявили войну Японии, в ответ на это им объявили войну Германия и Италия. 1 апреля 1942 г. в Вашингтоне была подписана декларация 26 государств, названных Объединёнными нациями, в число которых вошёл и Советский Союз. К моменту его вступления в войну с Японией в августе 1945 г. коалиция включала уже 56 государств.

До осени 1943 г. основным направлением деятельности союзников было экономическое сотрудничество. По трём направлениям (через Иран, Тихий океан и по Северному морскому пути) осуществлялись поставки по ленд-лизу (такое название получила система передачи Соединёнными Штатами взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия союзникам по коалиции). Первоначально поставки оплачивались золотом, затем США предоставили нашей стране беспроцентный заём в 1 млрд. долларов. Начиная с 1942 г. СССР получил помощь на сумму 11,2 млрд. долларов (427 тыс. грузовиков, 13,5 тыс. танков, более 22 тыс. самолётов, 4,5 млн. т продовольствия и т.д.). Эти поставки уступали в 20 раз общему объёму производства в СССР, но имели немаловажное значение, поскольку в начале войны Советский Союз располагал в основном устаревшими типами военной техники.

Военные операции СССР и союзников в это время были мало связаны. Политические и военно-стратегические решения принимались Черчиллем и Рузвельтом, Сталина о них только информировали. Военные операции США и Великобритания осуществляли в Северной Африке и на тихоокеанском театре военных действий. Просьбы СССР об открытии второго фронта в Европе игнорировались.

Роль Советского Союза в коалиции коренным образом изменилась после Сталинградской и Курской битв, которые привели к перелому в ходе второй мировой войны. Как уже говорилось, к этому времени завершилась перестройка экономики СССР, что давало возможность нашей стране опираться только на свои собственные силы и ресурсы. В этих условиях сотрудничество трёх великих держав вступает в новую фазу, несмотря на разглашённый германской пропагандой в апреле 1943 г. факт расстрела польских военнопленных в Катынском лесу под Смоленском. США и Великобритания удовлетворились советской версией катынских событий, в соответствии с которой в расстреле поляков были виновны немцы.

Результатом взаимного сближения стал ряд конференций: Московская трёх министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.) и три конференции на высшем уровне ("большой тройки") - Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (Крымская) (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.). На Московской конференции впервые при участии Советского Союза рассматривались вопросы послевоенного устройства, в том числе германский. Была достигнута договорённость о создании международной организации, в будущем - Организации Объединённых наций (ООН). В Тегеране договорились об открытии второго фронта в Северной Франции в мае 1944 г. (высадка англо-американских войск в Нормандии в действительности началась 6 июня 1944 г.). СССР подтвердил готовность вступить в войну против Японии после капитуляции Германии.

На Ялтинской конференции рассматривались вопросы послевоенного устройства Европы, новых государственных границ, в частности, польских. Было достигнуто соглашение об оккупации Германии, её демократизации, денацификации и демилитаризации, о репарациях. По предложению СССР к оккупации Германии была допущена Франция. Приняли решение о суде над военными преступниками. Рассматривалась также структура будущей ООН, где наряду с СССР представительство получали Украинская и Белорусская ССР.

Потсдамская конференция состоялась после окончания боевых действий в Европе и капитуляции Германии, на ней уже обозначились пункты серьёзных противоречий между союзниками. Не в последнюю очередь отношения внутри "большой тройки" обострились из-за смены действующих лиц: Ф.Рузвельт, человек прагматического склада, умер в апреле 1945 г., и в Белом доме его сменил Г. Трумэн, антикоммунистические взгляды которого не были секретом. Тем не менее в Потсдаме было принято решение о германских репарациях в размере 20 млрд. долларов (50% этой суммы должен был получить СССР, общий ущерб которого в войне составил 125 млрд. долл.), Советский Союз получил в качестве компенсации часть Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом (с 1946 г. - Калининград), другую её часть получала Польша, западная граница которой устанавливалась по рекам Одер и Нейсе. Территории Западной Украины и Западной Белоруссии, вошедшие в состав СССР в сентябре 1939 г., оставались советскими. Для подготовки мирных договоров с Германией на конференции был создан постоянно действующий Совет Министров иностранных дел.

Информация о работе Великая Отечественная война как часть Второй мировой войны