Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:53, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе научного анализа воссоздать целостную и объективную картину трудовой и общественно-политической деятельности Урала.
Наши задачи:
Рассказать о промышленности и сельском хозяйстве Урала в годы войны.
Рассказать о патриотизме уральцев, их удивительной стойкости и о качестве выполнения работ, совмещенных с высокой производительностью.
Введение
3
Урал в период Великой отечественной войны
5
Урал – главная «оружейная мастерская» страны
6
Новые кадры для спасения родины
11
Все стороны жизни Урала в годы войны
12
Сельское хозяйство в годы войны
12
Транспорт
14
Общественно-политическая жизнь
15
Наука и искусство
17
Причины победы
19
Заключение
20
Библиографический список
Впервые в истории был применён блюминг для получения танковой брони, совершив технический переворот в металлургическом деле.
Характер используемой на фронте техники
предъявлял повышенные требования к
работникам, её выпускавшим. На Урале
широко развернулась подготовка новых
квалифицированных кадров в системе
трудовых резервов (школы фабрично-заводского
обучения, ремесленные и железнодорожные
училища), а также индивидуальное
и бригадное ученичество
Техническое обучение как метод повышения квалификации кадров проводилось в непосредственной связи с решением производственных задач.
Исключительно большую роль в формировании
индустриальных кадров Урала сыграли
десятки тысяч эвакуированных рабочих
и инженерно-технических
При потере важнейших аграрных районов
роль сельского хозяйства на востоке
страны существенно возросла. Это
вызвало ряд изменений в
Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшение сельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин, подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летних заморозков (температура опускалась до — 8 градусов) и от ливней с градом. В итоге в 1942 г. урожайность зернобобовых сократилась в 2—3 раза и упала до 3,5 ц с га, а в 1943 г.— до 3,4 ц с га (для сравнения: норма высева составляла 2,2 ц на га).
Материально-денежных средств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов, которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами. Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силы
частично восполнялось
Из-за резкого повышения
цен на товары в условиях
их дефицита, рынок (называемый
в то время колхозным) стал
существенным источником
Оказывая огромную материальную помощь фронту, колхозники Урала сами испытывали недостаток питания, нехватку необходимых вещей. В уральской деревне ускорилась ломка уклада сельской жизни.
В связи с новым размещением производительных сил, изменением системы кооперации между предприятиями, крупным ростом производства, резко увеличились перевозки внутри региона. В то же время на уральских магистралях, связывавших центр страны с Сибирью и Дальним Востоком, намного возрос транзитный поток: на фронт шли военные эшелоны, на восток — поезда с грузом и населением. Все это требовало исключительной четкости в работе железнодорожников. За первые два военных месяца только на Пермской железной дороге было перевезено 3 млн человек.
В 1943 г. железные дороги были переведены на военное положение. Все звенья сложного транспортного механизма стали работать более четко и согласованно. Огромная напряженность в работе транспорта требовала строительства новых железнодорожных линий, подъездных путей к новым промышленным объектам. За годы войны на Пермской железной дороге вошло в эксплуатацию 260 км вторых путей, 131 км пути был электрифицирован. За годы войны перевозка грузов на уральских железных дорогах выросла на 30 %, грузооборот увеличился на 20 %, в то время как эксплуатационная длина магистралей возросла лишь на 5 %.
Самоотверженно работали речники Камского речного пароходства. Судовые коллективы с целью экономии средств сами ремонтировали пароходы, сокращали расход топлива, выступали застрельщиками буксировки большегрузных возов. В дни битвы на Волге камские пароходы доставляли защитникам Сталинграда оружие, боеприпасы, снаряжение; на обратном пути вывозили раненых, эвакуированное население. Суда подвергались бомбежкам и обстрелам. Команды действовали мужественно, и умело выполняли задания. Водники Камского бассейна произвели более 10 % объема всех перевозок речного транспорта страны.
В годы Великой Отечественной войны наблюдались попытки возродить русский патриотизм. «Святые чувства» защитников «единственного в мире социалистического государства» были дополнены российскими и имперскими атрибутами — офицерства, генералитета, гвардии. Все это придавало патриотизму глубину и историческую преемственность. Патриотические призывы к единству и сплочению народа в годы войны не только обеспечивали его героизм на фронте, но и перевыполнение сверх напряженных планов по выпуску продукции в тылу. Вместе с тем тактические отступления власти в области большевистской идеологии не меняли ее сущности.
Политическим воздействием были охвачены
все слои и группы населения. В
годы войны появились новые
Особо большой размах принял на Урале сбор средств на вооружение армии. Это движение возникло в дни, когда враг рвался к столице. В октябре 1941 г. начался сбор средств на танки силами комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников в Челябинской и Свердловской областях.
На средства тружеников Урала были построены и переданы в армию три танковые колоны «Свердловский комсомолец», две танковые колонны имени В. П. Чкалова, танковые колонны «Челябинские колхозники», «Колхозники Удмуртии», имени Челябинского комсомола и другие.
Урал внес заметный вклад и в ратный подвиг, совершенный страной в годы войны. На его территории было сформировано 533 воинских частей и соединения. Среди них 3 корпуса, 78 дивизий, большое количество отдельных бригад, полков, батальонов и рот. Уральские подразделения принимали участие во многих крупных сражениях. Большинство из них, проявив героизм и доблесть, стали гвардейскими, получили правительственные награды. В военных битвах уральцы проявили личное мужество и отвагу. 1005 наших земляков были удостоены высшего звания Героя Советского Союза. Среди них И. Золин, А. Бурденок, направившие свои подбитые самолеты на скопления техники и солдат неприятеля, Я. Падерин, Г. Кунавин [Всероссийская книга памяти 1941-1945. Обзорный том. - М.: Воениздат, 1995. - С. 270.].
На Урал были эвакуированы десятки научно-исследовательских, академических, учебных, проектно-конструкторских институтов, вместе с которыми прибыли видные ученые страны и тысячи научных сотрудников. На Урале работали выдающиеся ученые И. Бардин, Э. Брицке, А. Байков, В. Образцов, Л. Шевяков и другие. В Свердловске разместилась Академия наук СССР, в Уфе — Академия наук Украинской ССР. На Урал было перевезено 46 вузов. В Уфе был открыт авиационный и нефтяной институты, в Челябинске — медицинский и механико-машиностроительный, в Чкалове (Оренбурге) — медицинский, в Кургане — сельскохозяйственный. Всего за годы войны система высшего образования Урала выросла с 48 до 60 вузов. Они подготовили 20 тыс. специалистов, среди них — 3 тыс. инженеров, 1 тыс. специалистов сельского хозяйства, 7 тыс. врачей, 5 тыс. учителей.
Ученые, конструкторы, инженеры и техники успешно решали сложные научно-технические задачи, разрабатывали новые пути и способы расширения производства. Огромную работу провела специальная комиссия Академии наук СССР по использованию в народном хозяйстве применительно к требованиям военного времени ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Возглавлял комиссию президент АН СССР В. Л. Комаров. В течение всей войны непрерывно осваивались новые, более современные виды вооружения и боевой техники.
Литература. Во всех областях и республиках работали писательские организации. В Свердловске был создан Уральский литературный центр, возглавляемый П. Бажовым и А. Караваевой. Главное внимание литераторов было обращено на героику трудовой и ратной жизни борющегося народа.
Театр. Напряженной была театральная
жизнь. Урал принял 25 эвакуированных театров,
среди которых МХАТ, Малый театр,
Московский театр Красной Армии,
Московский театр Сатиры, Ленинградский
театр оперы и балета им. С. М. Кирова,
ленинградский Малый театр
Изобразительное искусство, кино. Уральские художники создавали портреты героев войны, оформляли наглядной агитацией площади, вокзалы, агитпункты. Важную роль в деле мобилизации тружеников тыла сыграло кино. Уральские кинематографисты успешно решали задачи по увеличению количества и качества кинопродукции. Активно работала Свердловская студия кинохроники, выпустившая в военный период 242 киножурнала. С февраля 1943 г. в Свердловске начала свою деятельность киностудия художественных фильмов, в 1944 г. была снята первая картина «Сильва».
Главным действующим лицом,
героем этой войны и ее
Важнейшим условием достижения
Победы была ускоренная
Значительную роль в достижении Победы сыграло военное искусство военачальников - К. К. Рокоссовского, Н. Ф. Ватутина, И. С. Конева, А. М. Василевского, И. Х. Баграмяна, Ф. И. Толбухина, Р. Я. Малиновского, И. Д. Черняховского, Л. А. Говорова, К. А. Мерецкова, А. И. Еременко и др.
Информация о работе Великая Отечественная война. Роль Урала в победе