Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:13, реферат

Описание

1855 год и первые месяцы следующего не отмечены какими-либо реформаторскими начинаниями Александра. Однако происходило то, без чего любая реформа остается в истории лишь серией неудач, канувших в небытие попыток-законов, указов, а издающий их правитель выглядит в глазах потомков только «одиночкой на троне». В стране начала изменяться общественная атмосфера. После смерти Николая стало возможным думать, говорить, а главное - действовать свободнее. Тяжелое положение государства придавало этой возможности характер требования. Речь шла о будущем России, и каждый хотел работать для него, участвовать в нем-николаевское безмолвие кануло в Лету.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки либеральных реформ Александра II……………………………….....4
Реформы в области общественных отношений……………………………………...7
Социально-политические последствия реформ и их оцен­ки в исторической литературе………………………………………………………………………….…23
Заключение……………………………………………………….………………….26
Библиография……………………………………………………….………………27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

д) Реформа образования.

Развитие отечественной промышленности требовало квалифицированных кадров, а их нехватка сказывалась не только в армии и в государственном бюрократическом аппарате, но в обществе в целом. Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая нововведенные политические институты доступными только узкому кругу образованных.

Новая реформа системы образования существенно расширила сеть учебных заведений в стране и количество обучавшихся в них.

Реформа школы установила в образовании три ступени. Первой ступенью стали начальные школы различных типов; государственные, земские, церковноприходские и воскресные, со сроком обучения 3 года. Там обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему.

Второй ступенью были гимназии   классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки), которые должны были обеспечить университетам спокойный и «благонадежный» контингент слушателей, и реальные (естественные науки и начальная техническая ориентация), готовившие учащихся в технические учебные заведения, но не дающие права поступления в университеты. Естествознание, по мнению министра народного просвещения графа Д. А. Толстого, вело к материализму, а, следовательно, к вольнодумию и беспорядкам.

Высшей ступенью в системе образования оставались университеты, право поступления, в которые давало только окончание гимназии. По новому Университетскому уставу 1863 года, в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А. В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета, им была возвращена прежняя автономия: совет университета имел право:

• избирать ректора;

• назначать преподавателей;

• утверждать смету расходов;

• присуждать ученые степени;

• назначать стипендию студентам;

• число обучавшихся студентов было увеличено.

Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, в широких размерах практиковавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами или с общеполитическим положением в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями, столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ.

В связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге (курсы проф. Бестужева-Рюмина, высшие женские медицинские курсы, превратившиеся впоследствии в женский медицинский институт), Москве (курсы проф. Герье), Киеве, Казани и Одессе.

е) реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные - не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

Периодическая печать получила такую широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов, которой она никогда не имела прежде и которую она использовала в полной мере. Духовными вождями чрезвычайно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х годах становятся два журнала — «Современник» Чернышевского и Добролюбова и «Русское Слово» Писарева.

Первый сосредоточивал свое внимание на вопросах политических и особенно социальных и проповедовал переустройство общества на социалистических началах; в «Русском Слове» «нигилисты» (или, как они называли себя, «мыслящие реалисты») во главе с Писаревым проповедовали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и «предрассудков», причем в понятие «предрассудков», «обветшалой рухляди» или «хлама» включались не только религиозные верования и моральные принципы, но и семейные «путы» и даже — поэзия Пушкина! Проповедь «Современника» и «Русского Слова» находила горячий отклик в той массе разночинного студенчества, которое заполнило русские университеты после снятия ограничений доступа в высшую школу, установленных в последние годы царствования Николая.

ж) Финансовые реформы.

При проведении реформ правительство неизбежно сталкивалось с финансовыми проблемами. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов, требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863):

• установление определенного и точного порядка составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение;

• введение «единства кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы;

• введение независимого от администрации государственного контроля (в губерниях контрольных палат) с целью пресечь казнокрадство;

• создание Государственного банка взамен убыточных Заемного и Коммерческого банков;

• отмена откупной системы, существовавшей со времени Екатерины II. Была разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров, на них вводились акцизные сборы;

• постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России.

Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то, что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог экспорт вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно увеличилось. Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.

В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного подоходного налогообложения, однако по ряду причин эта мера не была осуществлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-политические последствия реформ и их оцен­ки в исторической литературе.

 

Последствия этих реформ были значительны и катастрофичны одновременно: введя элементы либерализма в экономику и политическую жизнь России, они подорвали основы государственной и экономической системы, а также заложили предпосылки глобального краха самодержавия, с одной стороны, и советской власти, с другой.

Любые реформы обусловлены острой потребностью в переменах. В период правления Александра II была очевидна необходимость перемен:

 

в экономике: крепостническое хозяйствование, тормозившее развитие капитализма, препятствовало ее позитивной динамике;

 

в политике: управлять огромной страной из единого центра в новых экономических и политических условиях было уже нерационально, поскольку центральная власть не была в состоянии детально разобраться в нуждах и потребностях каждой отдельно взятой губернии – следовательно назрела необходимость в земской реформе, которая бы обеспечила участие выборных от всех слоев общества;

 

в армии: огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону;

 

в судебной системе: перемены в экономике и социально-политической сфере требовали большей самостоятельности, а значит и правовой защищенности подданных – следовательно, назрел вопрос о реформе судебной системы, подразумевавшей независимость судей, введения бессословного суда присяжных и пр.;

 

национальных отношений: Россия не могла развиваться как конгломерат национально-религиозных групп, объединенных военной силой и наличием в некоторых случаях внешней опасности. К концу 60-х гг. империя обретает вполне цельные очертания – завоеван Кавказ, присоединено Закавказье, начинается завоевание Средней Азии, в 1867 г. Александр II продает США Аляску и определяет окончательные границы России на Дальнем Востоке. Встала задача создания российской нации – слияния народов в единую общность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уничтожение крепостного права и последовавшие за ним реформы способствовали культурному развитию и быстрому экономическому росту страны. Правительство (в частности, министр финансов М. X. Рейтерн) стремилось к упорядочению государственного хозяйства и поднятию общей производительности страны; особое внимание правительства привлекала постройка железных дорог и развитие внешней торговли.

Торговая и промышленная жизнь страны начала быстро развиваться. Характерным показателем этого развития был быстрый рост акционерных обществ: за пятилетие 851—55 гг. по всем отраслям народного хозяйства было учреждено 18 акционерных обществ с капиталом около 6 млн. рублей; за пятилетие 1866—70 гг.— 104 общества с капиталом около 700 млн. рублей; правда, после кризиса в начале 70-х гг. рост акционерных предприятий несколько замедлился, но все же положение акционерного дела теперь было совершенно несравнимо с дореформенной эпохой. В начале царствования Александра II линия железных дорог в России составляла немного более одной тысячи км, к концу 1880 г.— немного менее 23 тыс. км. Оборот внешней торговли, составляющий в 1860 г. около 340 млн. руб. (вывоз около 180 млн. руб., ввоз около 160 млн. руб.), в 1880 г составлял около 1120 млн. руб. (вывоз около 500 млн. руб., ввоз около 620 млн. руб.).

Города расцвели с освобождением крестьян, потому что падение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались новые связи, уничтожавшие прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получала характер бессословный и относительно демократический.

Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

Библиография

1.      Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века - М., 1993.

2.      Российские самодержцы. 1801–1917. -  М., 1994.

3.      Сайт www.edition.com

4.      Сайт www.nfurman.ru

5.      Сайт www.russiafederation.ru

 

1

 



Информация о работе Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России