Автор работы: s*****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:17, контрольная работа
Александр II вступил на трон после смерти отца 19 февраля (3 марта) 1855 в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
1.Введение…………………………………………………………………….3
2. Предпосылки либеральных реформ Александра II………………….......4
3.Реформы в области общественных отношений (земская, городская, судебная, военная, финансовая, народного просве¬щения).
3.1.Земская и городская реформы………………………………………..6
3.2.Судебная реформа…………………………………………………….7
3.3.Военная реформа……………………………………………………...8
3.4.Финансовая реформа………………………………………………….10
3.5.Реформа народного просвещения……………………………………12
4. Социально-политические и их оцен¬ки в исторической литературе.
4.1. Социально-политические последствия реформ…………………….13
4.2. Оцен¬ки последствия реформ в исторической литературе…………14
5.Заключение………………………………………………………………….15
6.Список используемой литературы………………………………………...
3.5.
Реформы народного
просвещения
Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 – х. годов в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.
Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков».
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения.
Реформа цензуры имела особое значение в серии реформ середины XIX в. Значение негативного слова прекрасно осознавалось правительством. Понимая необходимость освобождения печати от цензурных сужений, оно долгое время не решалось осуществить эту единственную реформу, не требовавшую никаких материальных затрат.
Ослабление цензурных ограничений, начатое
в 1855г. и осуществлявшееся не столько
путем принятия нормативных
актов, сколько на практике, продолжалось
до 1861г. Однако повышение революционной
активности побудило правительство
опубликовать 12 мая 1862г. Временные
правила по цензуре, которые были
использованы для борьбы с радикальной
периодической печатью. В дальнейшем
планировалось издать новый цензурный
устав. Вопрос был передан в Министерство
внутренних дел, где была образована специальная
комиссия. Но Устав его так и не был
выработан, а дело ограничилось Именным
указом от 6 апреля 1865г. “О даровании некоторых
облегчениях и удобств отечественной
печати” и основанными на
нем Высочайше утвержденным
мнением Государственного Совета
от того же числа “О некоторых
переменах и дополнениях в
действующих ныне цензурных
постановлениях”, правил по цензуре,
которые и действовали без значительных
изменений 40 лет.
4.Социально-политические
последствия реформ
и их оценки в исторической
литературе.
4.1.
Социально-политические
последствия реформ
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная
деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом,
создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
За таким направлением жизни следовало
законодательство, создавая всесословные
суды, всесословное земство, всесословную
школу, всеобщую воинскую повинность.
На дворянство как на образованную среду
правительство возлагало руководство
новым земским самоуправлением; из дворян
по-прежнему назначались высшие чиновники.
Но это уже не был старый порядок, при котором
дворянству по праву принадлежало исключительное
господство государстве. Дворянство было
теперь только первым из прочих граждански
- равноправных общественных классов.
Утратив свое исключительно льготное
положение вследствие реформы, дворянство
пережило вместе с тем тяжелый материальный
кризис. Оно в большинстве не смогло перейти
от старых форм хозяйства при крепостном
труде на новые формы с трудом наемным
и потому разорилось и потеряло массу
своих земель, перешедших в крестьянские
и купеческие руки.
Таким образом, упадок дворянства и демократизация
общества были первым последствием реформ
60-х годов XIXв.
Вторым последствием реформ было умственное
брожение радикального политического
характера. Преобразование государственного
и общественного строя, предпринятое императором
Александром II, не имело в виду изменить
в России образ правления и ввести политическое
представительство. За дарованием новых
учреждений, судебных и земских, в которых
действовали выборные представители общества,
не последовало политической реформы,
которая бы привлекла этих представителей
общества к высшему управлению государством.
Напротив, в конце 60-х годов правительство
усвоило охранительную политику. Между
тем, возбужденное рядом глубоких перемен,
русское общество не могло быстро успокоиться.
Некоторая часть его была настроена очень
радикально и, не довольствуясь совершенными
преобразованиями, мечтала о насильственном
переходе к конституционному правлению
и даже о социальном перевороте. В 70-х годах
XIX в. в разных городах стали образовываться
революционные кружки, поставившие себе
целью распространение в народе социалистических
идей и подготовку революции. Деятельность
этих кружков вызывала преследование
со стороны властей. В течение 70-х годов
происходили большие политические процессы,
показавшие значительные размеры революционной
пропаганды в обществе. Ссылка и другие
наказания, постигавшие агитаторов, не
могли подавить движения. Напротив, оно
принимало все более и более крайний характер.
Одна из революционных организаций, малолюдная,
но очень крайняя (усвоившая себе название
«земли и воли», а позже «народной воли»),
желала достигнуть своей цели - революционного
переворота - путем «террора», то есть
ряда насильственных актов против правительственных
лиц. В конце 70-х годов начались покушения
и на жизнь самого государя. Россия, таким
образом, вступила в период тяжелой внутренней
смуты.
4.2.Оценки социально-политических последствий реформ в исторической
литературе.
Уступки, на которые пошло самодержавие, решившись на реформы 1860-х годов, провозглашались «выдающейся вехой» в истории России, их называли даже «революцией сверху» (Эйдельман Н. Ч.) Исследователь
Б.Г. Литвак считает, что Эйдельман в этой работе подменяет понятия «реформа» и «революция сверху», и делает это весьма убедительно.
Разберем двух современников эпохи кануна реформ. Князь Д.А. Оболенский, служивший в Морском министерстве («министерстве прогресса») под началом великого князя Константина Николаевича, брата Александра II, свой человек в «верхах», вместе с тем подружившийся с вернувшимися из ссылки декабристами Е.П. Оболенским и И.И. Пущиным, оставил в своем дневнике характерные записи. 16 октября 1856г.: «Вообще есть сила, на которую я начинаю возлагать большие надежды,– это сила вещей, она неоспоримо начинает действовать… Люди начинают свободно дышать, уже это большой шаг к выздоровлению. Хотя дико еще кажется многим это отсутствие постоянного гнета, хотя еще правительство не составило плана и не определило образ действия в новом направлении, но… всеобщее окоченение начинает пропадать, и как в отдельных лицах, так и в обществе начинает проявляться некоторое сознание». 30 декабря, подводя итог истекшего 1856г.: «Он, однако, ярко отличается от предшествовавших годов, как перед наступлением весны бывают дни хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году». Захарова Л.Г. Россия на переломе…
В 1860г., в самый канун отмены крепостного права, Лев Толстой в романе «Декабристы» обобщит свои впечатления о той оттепели: «Как тот француз, который говорил, что тот не жил вовсе, кто не жил в Великую французскую революцию, так и я смею сказать, что, кто не жил в пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое жизнь». Захарова Л. Г. Россия на переломе…
Оба одинаково видели рубеж, отделявший
в 1856г. Россию казарменно-палочного режима
от грядущей — новой, пробуждающейся к
общественной жизни и самосознанию. Интересна
и возникшая у Толстого ассоциация с европейской
революционной историей.
5.
Заключение
Основная реформа царствования Александра II - освобождение крестьян. Она в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
Путь реформ — от неограниченного самодержавия до устойчивого конституционного режима — очень опасен. Преобразовываясь, самодержавное государство теряет свою устойчивость и становится очень уязвимо. Этот путь можно пройти спокойно и осмотрительно, неуклонно продвигаясь от реформы к реформе, следуя логике их развития и не останавливаясь перед теми, к которым не лежит душа. Ибо самое опасное на этом пути — остановки. Страна, следующая за правительством по пути реформ, не может вдруг остановиться.
Трагическая кончина императора (01.03.1881г) сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели Александр II в значительной мере был сам повинен в разыгравшейся драме. К счастью, бразды правления перехватила властная рука Александра III. Но это была рука консерватора.
Я бы хотела закончить словами А.А. Кизеветтера о правлении Александра II: "Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход
таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям,
с высоты
беспристрастия умиротворить взаимно
враждебные партии силой разумных соглашений,
- то нельзя не признать, что император
Александр Николаевич верно понял
сущность своего призвания в достопамятные
1855-1861 годы своего царствования. "
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.«История
России с древности до наших дней» под
редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа»,
1998 г.
2.«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, изд. «Простор», 1994 г.
3. «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «Русское слово», OCR Палек, 1998 г.
4.Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991
5. Захарова Л. Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX - начала XX века. Москва, 1991г.
6. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории», Москва, изд. «Высшая школа», 1993 г.
7.Эйдельман Н. Ч. «Революция сверху» в России. Москва, 1989г.
.
Информация о работе Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России