Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:41, реферат

Описание

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 29.35 Кб (Скачать документ)

4.: Реформа в сфере  образования и печати. Церковные  реформы.

     Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

     Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как мужчин, так  и женщин. Однако новизна положения  привела в 1861 году к некоторым  беспорядкам, после чего свободу  университетов пришлось несколько  ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под  влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу  средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был  открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и  реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом  общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой  имели право поступления в  университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в  том, чтобы давать образование людям  всех сословий, но приспособленное  к практическим потребностям и к  приобретению практических познаний.

     Этой  реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой  упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и  греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

     Таким образом, несмотря на то, что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась  и женская. До правления Александра II существовали только институты и  частные пансионы, в которых обучались  в основном дво-рянки. С конца 50-х  годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали  открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время  успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане  начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность  в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

     Церковная реформа началась одной из первых в 1863 г. в силу тех же причин, что  и другие преобразования Александра II, последовавшие за отменой крепостного  права. В конце 50-х годов XIX в. Русская  православная церковь занимала первенствующее положение среди других легитимных в стране религиозных организаций; православие являлось государственной  религией. Хотя об этом в прошлом  писали  , но правовая основа и сам  механизм взаимоотношений церкви и  государства не раскрыты. Давняя и  тесная их связь оформлялась особой отраслью юриспруденции - церковным  правом, включавшим в себя каноническое и догматическое право, гражданские  и светские законы. Источниками церковного права в России были Священное  писание, правила апостолов, вселенских и поместных соборов, отцов церкви - с одной стороны, Духовный регламент, вышедшие после него царские указы, определения Св. Синода и действующие  гражданские законы - с другой. 

5.: Значение реформ  и контрреформы Александра III.

     Проведенные реорганизации имели прогрессивный  характер. Они начали закладывать  базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени  приблизилась к передовой для  того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении  России в буржуазную монархию.

     Однако  процесс модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных  народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали  реформаторские устремления правительства.

     Зачинателями  реформ были некоторые высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

     Логическим  продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных  конституционных предложений, разработанных  в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они  предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных  проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

     После убийства царя Александра II на престол вступил его сын АлександрIII (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

     Александр III заменил в правительстве либеральных  деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана  главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым.

     14 августа 1881 г. было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.

     Важным  направлением своей политики Александр  третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс  освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель.

     В 1884 г. Александром была предпринята  университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав  резко ограничивал автономию  университетов, ставя их под контроль попечителей.

     При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и  исключало возможность борьбы рабочих  за свои права.

     Итоги контрреформ Александра III противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг