Великобритания после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:55, реферат

Описание

Хронологически Вторую мировую войну можно разделить на три больших периода. Первый период – с 1 сентября 1939 года до июня 1942 года. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период – с июня 1942 года по январь 1944 года - это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах переходят в руки антигитлеровской коалиции. Третий период – с января 1944 года до 2 сентября 1945 года – заключительный этап войны, в ходе которого достигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в ходе разгрома армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрессоров и наступил их крах.

Содержание

I. Великобритания во Второй мировой войне.

Масштабы и периодизация войны.

Ситуация на западном фронте.

Положение Англии.

Образование антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны.

Тегеранская конференция.

Заключительный этап войны.

II. Итоги. Второй мировой войны для Великобритании.

III. Лейбористы у власти.

1.Выборы 1945 года и образование лейбористского правительства.

2. Политика лейбористов.

IV. Распад Британской колониальной империи.

V. Консерваторы у власти 1951 - 1964.

1. Парламентские выборы 1950-1951 года. Возвращение консерваторов к власти.

2. Внутренняя политика консерваторов.

3. Колониальная и внешняя политика консерваторов.

VI. Парламентские выборы 1964-1966 года. Лейбористы у власти.

VII. Правление консерваторов 1970 - 1974.

VIII. Возвращение лейбористов к власти.

IX. Проблема Ольстера.

X. Экономический кризис в Великобритании в70-е - начале 80-х гг.

XI. Консерваторы у власти.

1. Политика консерваторов.

2. Фолклендская война.

3. Перелом в экономическом развитии.

XII. Великобритания после выборов 1997 года: обычная смена власти или прорыв в XXI век?

1.Ошибки, погубившие тори.

2. Итоги выборов.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Великобритания.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

 

Правление консерваторов 1970 -1974.

 

К власти пришло консервативное правительство  Эдварда Хита. Состав кабинета вошли  бывшие директора или члены правлений крупнейших промышленных и страховых компаний.

 

Экономика страны переживала застой. В начале 70-х годов обанкротились несколько  индустриальных фирм, а многие мелкие предприятия были поглощены крупнейшими  монополиями. Резко возросла безработица, достигшая в 1972 году 1 миллиона человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. Финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Стремясь укрепить позиции фунта в условиях кризиса американского доллара, правительство ввело «плавающий» курс фунта стерлингов, что означало его фактическую девальвацию. Тем самым консерваторы фактически ликвидировали валютные преференции, которые привязывали страны содружества к Великобритании. Переход к «плавающему» курсу фунта, однако, не оградил население от роста цен и усиления инфляции. Это особенно проявилось, когда монополии подняли цены на топливо, используя в своих интересах обострение энергетического кризиса.

 

Консерваторы  стали постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных  отраслей. Были ликвидированы некоторые  министерства, созданные лейбористами, чтобы уменьшить сферу государственного вмешательства в дела промышленности. Дотации и субсидии правительство заменило налоговыми льготами, что особенно было выгодно крупным компаниям. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды.

 

Консерваторы, игнорируя широкую оппозицию  вступлению Великобритании в «Общий рынок», пошли навстречу монополиям, стремящимся сделать Западную Европу рынком сбыта своей продукции, и возобновили переговоры о приеме страны в ЕЭС. При этом тори рассчитывали использовать участие Великобритании в «Общем рынке» в целях борьбы за руководящую роль в Западной Европе и укрепление британских позиций в других районах земного шара.

 

28 октября  1971 года парламент большинством  в 356 голосов против 244 принял решение  о присоединении Великобритании  к «Общему рынку». В январе 1972 года Хит подписал договор  об условиях присоединения к  ЕЭС, а с 1 января 1973 года вместе с Данией и Ирландией  Англия вошла в состав «Общего рынка». Вступление Великобритании в ЕЭС потребовало приспособления ее экономики к условиям  «шестерки», что не могло не затронуть положения различных слоев населения.

 

Британская дипломатия предприняла такие же меры к расширению военно-политического сотрудничества Великобритании с партнерами по НАТО в Европе. Сохраняя на высоком уровне военные расходы, Великобритания, как и прежде, выступала за увеличение военного потенциала НАТО. Вместе с тем усилия консерваторов были направлены на то, чтобы не допустить трещин в «особых» отношениях с США.

 

Что касается политики в районе «к востоку  от Суэца», то консерваторы заявили  о своем намерении сохранить  там военные базы, а на них небольшие постоянные гарнизоны. Военно-политическая активность Англии в этой зоне, в частности в Индийском океане, усилилась.

 

Политика  правительства Хита ослабила позиции  консервативной партии. В стране нарастали  классовые противоречия

 

28 февраля  1974 года состоялись досрочные парламентские выборы. Из 635 мест в палате общин лейбористы получили 301, консерваторы - 296, либералы - 14, другие партии - 24. На смену кабинету Хита было сформировано лейбористское правительство, которое вновь возглавил Гарольд Вильсон.

 

Возвращение лейбористов к власти.

 

Лейбористское правительство провело ряд социальных реформ: повысило пенсии, заморозило повышение  квартирной платы. Первым практическим шагом в деятельности нового правительства  Великобритании явилось удовлетворение основных требований бастовавших 270000 британских горняков. Шахтеры получили 20% надбавки к заработной плате и третью неделю ежегодного отпуска.

 

Главной целью экономической политики Вильсона стала борьба с инфляцией. За год  было принято три бюджета: очередной - в марте и дополнительные - в июле и ноябре. Были отменены 3-дневная рабочая неделя, чрезвычайное положение в стране и закон «Об отношениях в промышленности», несколько повышены пенсии и пособия по безработице. Одновременно были существенно подняты цены на продукцию национализированных отраслей британской промышленности, особенно - на газ и электричество.   

 

Однако  располагая в парламенте лишь относительным  большинством, оно было ограничено в своих действиях. Чтобы упрочить положение, лейбористы провели в октябре 1974 года досрочные парламентские выборы. На этот раз они завоевали абсолютное большинство в палате общин (319). Консерваторы получили 276 мест, либералы - 13, другие - 26. Консерваторы потерпели жестокое поражение. В предвыборном манифесте лейбористы провозгласили своей целью создать «более честное, более демократическое и социально справедливое общество». Лейбористская партия выдвинула программу национализации ряда важных промышленных отраслей, установления государственного контроля за разработкой нефтяных ресурсов в Северном море, сокращения военных расходов, пересмотра условий участия Великобритании в «Общем рынке». Эти цели не затрагивают основ общественного строя и не выходят за рамки реформистской концепции «смешанной экономики». По убеждению лейбористского руководства, задача государственного сектора - всемерно содействовать сохранению капиталистических отношений и укреплению позиций частного капитала.

 

Главными  проблемами для лейбористов продолжали оставаться экономические; в стране бушевала инфляция, стремительно росли цены, увеличивалось число безработных. В апреле 1975 года в парламент был внесен еще один бюджет (первый, т. н. «осенний бюджет» был внесен в парламент 12 ноября 1974 года), в котором основной упор делался на свертывание государственных расходов и увеличение прямых и косвенных налогов. В июле 1975 года правительство провело через парламент программу антиинфляционных мер, рассчитанную на год. Она прежде всего вводила на этот срок ограничение роста заработной платы десятью процентами. Хотя цены в стране увеличивались на 20%. В то же время программа не предусматривала сколько-нибудь эффективных мер по ограничению роста цен.

 

В 1975 году в Англии развернулась подготовка к референдуму о дальнейшем пребывании страны в рамках «Общего рынка». Референдум состоялся 5 июня 1975 года. Большинство его участников - 67,2%  проголосовали за то, чтобы Англия осталась в «Общем рынке», 32,8%  избирателей высказались за выход страны из ЕЭС.

 

Лейбористскому  правительству действительно не удалось преодолеть тяжелые кризисные явления в экономике. Спад деловой активности вел  к огромному росту безработицы. В январе 1976 года в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1%  всего трудоспособного населения страны.

 

29 сентября - 3 октября 1975 года в Блэкпуле прошла 74-я конференция лейбористской партии.

 

В октябре  того же года состоялась 92-я конференция  консервативной партии. 2 поражения  подряд вызвали разброс среди  тори. Их лидеру - Э. Хиту пришлось уйти. Новым руководителем партии 20 февраля 1975 года была избрана Маргарет Тэтчер. На конференции М. Тэтчер и ее сторонники укрепили свои позиции; они добились принятия резолюций, которые призывали к большей свободе частного предпринимательства в Великобритании, к снижению налогов на корпорации, к увеличению военных расходов страны и расширению ее связей с НАТО.

 

Отражением  политического кризиса в стране стала отставка в марте 1976 года премьер-министра Великобритании Г. Вильсона с поста  лидера партии и главы правительства. 5 апреля правительство лейбористов возглавил Дж. Каллагэн. Правительству Каллагэна также не удалось ликвидировать острые экономические и социально-политические проблемы страны. Предложенный им бюджет страны на 1976/1977 финансовый год предусматривал превышение расходов над доходами на 6,7 миллиардов фунтов стерлингов и одновременное увеличение военных ассигнований почти на один миллиард фунтов стерлингов по сравнению с предыдущим финансовым годом. Дефицит бюджета правительство предложило покрыть за счет новых займов.

 

На  осенней сессии парламента 15 декабря 1976 года правительство внесло так называемый «мини-бюджет», который предусматривал еще одно сокращение государственных расходов, главным образом на социальные нужды.

 

Проблема  Ольстера.

 

В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. После предоставления независимости Ирландии в составе Великобритании осталось 6 графств Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением. Католическое меньшинство начало в 1968 году борьбу за гражданское равноправие которое вылилось вскоре в массовые беспорядки. На следующий год правительство ввело туда части британской армии, в ответ Ирландская республиканская армия - тайная террористическая организация, выступающая от имени католиков, - начала кампанию террора против английских солдат. Жертвами взаимной жестокости все чаще становились мирные жители. Насилие выплеснулось за пределы Ольстера: загремели взрывы в Лондоне и в других городах. Вооруженное насилие, развернувшиеся в Северной Ирландии, унесло с 1969 года 1300 жизней.

 

В марте 1972 года английский парламент принял закон о передаче исполнительно и законодательной власти в Северной Ирландии британскому правительству.

 

В марте 1973 года состоялся референдум о будущем  Ольстера. Результат голосования  определялся позицией протестантского большинства, которое высказалось против воссоединения Ольстера с Ирландской республикой.

 

  Экономический кризис в Великобритании  в 70-е - начале 80-х гг.

 

В начале 70-х годов в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 годах на нее обрушился тяжелый экономический кризис. Этот кризис поразил все мировое капиталистическое хозяйство, но в Великобритании он проявился гораздо раньше, чем в других капиталистических странах, так как она тесно связана с мировыми рынками топлива и сырья. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился не 5,6%, объем промышленного производства - на 10,6%. Курс акций упал на 63% резко сократились капиталовложения, возросли инфляция, безработица. Особенно сильно от кризиса пострадали автомобилестроение, текстильная промышленность и строительство. Темпы роста промышленного производства в70-е годы были крайне низкими.

 

В 1979-1981 годах экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «великой депрессией» 1929-1933 годов. Наибольшей остроты кризис достиг в 1981 году. Особенно сильно от кризиса пострадали машиностроение, металлообработка, судостроение и другие отрасли. Среднемесячное число безработных возросло с 1295,7 тыс. в 1979 году до 2520,4 тыс. в1981 году. В 1982 году промышленность Англии находилось в состоянии депрессии. Некоторое увеличение объема промышленного производства произошло прежде всего за счет нефтедобычи. Обновление основного капитала происходило крайне медленно. Капиталовложения в обрабатывающею промышленность были на 25% ниже, чем в1979 году. Это связано прежде всего с относительно низкой нормой прибыли в промышленности Англии. Масштабы безработицы возросли. В 1982 году имели место около 12 тысяч банкротств.

 

 Несмотря на отставание в темпах роста, промышленный потенциал Англии значителен. По объему промышленного производства в начале 80-х годов Великобритания находилась на пятом месте в капиталистическом мире (после США, Японии, ФРГ, Франции). Великобритания остается экспортером высококачественной промышленной продукции во многие страны капиталистического мира

 

Консерваторы  у власти.

 

В начале 70-х годов Великобританию стали  рассматривать как главного «больного» Европы. Казалось, ничто не может  вернуть ей былого престижа: ни открытие богатых месторождений нефти в Северном море, ни победа в чемпионате мира по футболу в 1966 году, ни всемирная слава «Битлз» и «Роллинг стоунз».

 

На  фоне этих обостряющихся проблем  начались перемены и в общественном сознании и в ведущих политических партиях. Среди консерваторов усилилось влияние сторонников развития частного предприятия и свертывания государственного вмешательства в экономику. На парламентских выборах 1979 года платформы консерваторов и лейбористов оказались прямо противоположными по содержанию. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Она была первой женщиной на этом посту в истории страны и оставалась на нем 11 лет.

 

Главным направлением внутренней политики стало  возрождение частного предпринимательства. Для этого были предприняты решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги были снижены, а бизнесу разрешено действовать в национализированных отраслях. Правительство открыто готовилось к их приватизации. Во внешней политике консерваторы заняли однозначную позицию солидарности с США. С началом обострения международной обстановки в 1979 году они присоединились к жестким антисоветским мерам. Военные расходы увеличились. После избрания Рейгана президентом, между ним и Тэтчер установились тесные партнерские отношения на основе общей приверженности к консерватизму и антикоммунизму. Это, впрочем, не помешало ей по достоинству оценить поворот во внешней политике, произведенный М.С. Горбачевым, и поддержать его. Твердо и последовательно отстаивала она интересы Великобритании в ЕЭС. Жесткость на переговорах дала повод назвать ее «железной леди».

 

  Фолклендская война.

 

В 1982 году появился повод для того, чтобы  продемонстрировать возрождающийся дух  Великобритании. Возник острый конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов. Расположенные в Южной Атлантике в 500 километрах от Аргентины и в 12 тысячах километров от Великобритании, эти острова давно представляют собой предмет спора между Великобританией и Аргентиной.

 

Великобритания  утверждает, что Фолклендские острова  по праву принадлежат ей с тех  пор, как 3 января 1833 года ее моряки захватили  их, и что главная забота ее правительства - судьба их жителей, британских поданных. В этой связи пресса обратила внимание, однако, на одну маленькую деталь. Закон о гражданстве от 1981 года отказывает населению Фолклендских (Мальвинских) островов в праве проживания в Англии, если они не родились в ней или если у них нет близких родственников, проживающих в ней, и они должны запрашивать визу, чтобы приехать в эту страну. Причем всякий раз они смогут оставаться там не более двух месяцев.

Информация о работе Великобритания после второй мировой войны