Великое переселение народов. Роль хунну в мировой истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:59, реферат

Описание

Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим - Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань, надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал.

Содержание

Шаньюй Модэ и возникновение державы Хунну
Устройство государства Хунну
Общественный строй Хуннов
Первая война Хунну и Хань
Гуннский этап Великого переселения народов
Степные наследники Великого переселения народов
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Великое переселение народов.docx

— 92.39 Кб (Скачать документ)

Гунны считаются  выходцами из Центральной Азии, районов, расположенных к северу и северо-западу от Китая. Предки гуннов – хунну, создавшие крепкий военизированный племенной союз, последние века I тыс. до н.э. тревожили границы Китайской империи. На рубеже тысячелетий китайцы сумели расколоть хунну, и часть из них была вынуждена откочевать на запад. В приуральских степях кочевники смешались с угорскими племенами. Так фактически сформировалась основа для нового этноса – "западных" гуннов, культура которых была полна североиранскими и угорскими элементами. Именно они около середины IV в. начали наступление на Восточную Европу.  

Гуннское нашествие  на столетия изменило расстановку сил  в европейских степях. Ко времени  появления гуннов наиболее заметными  объединениями в Северном Причерноморье  были Аланский и Готский племенные  союзы.  

Если аланский союз сумел организовать какое-то сопротивление  азиатским племенам, то германские племена Северного Причерноморья  были крайне разрознены. Черняховская археологическая культура, вопреки  устоявшемуся мнению, не является "государственной  культурой готского государства  Германариха", а представляет собой одну из провинциально-римских культур, объединенную экономическими связями, а не социально-политической структурой. Частые находки изделий вельбарской культуры, которую связывают с готами, присутствуют на достаточно ограниченной территории черняховцев. Специфическая мозаичность, разнообразие черняховской культуры определяется, прежде всего, историческими реалиями того времени: передвижением на огромных пространствах Восточной Европы разнородных варварских племен, их взаимодействием с античным миром.  

Владычество Гуннского  союза в Европе было ярким, но не долгим. Наибольшего размаха достигло гуннское влияние во второй четверти V в. К этому времени гуннские орды захватили Подунавье. Ставка вождя гуннов из Северного Причерноморья переместилась на берега Тиссы. Именно оттуда знаменитый гуннский правитель Аттила совершал походы на Балканский полуостров, в Малую Азию, Армению, Месопотамию. После ряда успешных походов в восточные пределы Римской империи, в 451 г. Аттила вторгся в Галлию и после длительной осады взял один из важнейших стратегических пунктов римлян – Орлеан. Но таким образом, гунны представляли опасность не только для римских граждан Галлии, но и для тех варварских племенных союзов, которые обосновались в Галлии и сопредельных землях на территории Римской империи. Под руководством Рима была сформирована коалиция из франков, вестготов ("западных готов"), аланов, бургундов, саксов и других варваров. В июне 451 г. на Каталаунских полях состоялась решающая битва между противниками. Гунны были повержены. Непрочное политическое объединение стало распадаться, и после смерти Аттилы (453 г.) прекратило свое существование. По сообщению Иордана, в результате возникших усобиц часть племен Гуннского союза, возглавляемая кем-то из сыновей Аттилы, вынуждена была вернуться "в те области Скифии, по которым протекают воды реки Данапра". С этого времени волны этнических миграций, уже значительно более тихие, пошли в обратном направлении. Возвращались в основном участники Гуннского союза, не нашедшие места среди федератов империи, - уже новые этнополитические объединения и этносы, воспринявшие элементы различных культурных традиций. 
 

Гуннский союз в  Подунавье являлся сложным объединением, в котором "европейцев" было больше, чем "азиатов". Одни племена, как остроготы ("восточные готы"), гепиды – являлись военным подкреплением гуннам. Другие обеспечивали союз данью и снабжали войско продуктами. Сами завоеватели постепенно смешивались с покоренными, перенимая их язык и обычаи. Ближайшие потомки современников событий - Приск и Иордан - сообщают, что напиток гуннов назывался "медос", а тризна по умершему - "страва". Это явно свидетельствует о наличии в рядах гуннов славян (таковыми, очевидно, были какие-то племена из склавенов и антов).  

Гуннское нашествие  послужило катализатором политических процессов в славянском обществе. Это естественно: периферийные земледельческие  племена, как правило, гораздо консервативнее, чем кочевые. Даже технические новшества, приемы ремесла заимствуются ими  в мирное время крайне неохотно. Знакомство, пусть сначала насильственное, с другими культурами, необходимость  уходить с насиженных мест подтолкнули  становление первых значительных племенных  союзов у славян (склавены и анты), а впоследствии – и ранних государств, которые стали возникать после периода славянских походов на Византию.  

В целом, после гуннского  нашествия этническая карта Восточной  Европы претерпела кардинальные изменения. Великое переселение народов, погубив  множество племен и этносов, вывело на историческую арену другие народы и этнополитические образования, ранее  неизвестные письменным источникам. Именно они и стали определять ход истории этого региона  на многие дальнейшие столетия. С конца IV в. господствующими этносами степей Восточной Европы стали гунны и пришедшие с ними племена, состоявшие, прежде всего, из гунно-сарматских кочевников урало-казахстанского региона. В частности, "гуннскими" (т.е. появившимися вместе с гуннами) являются булгары и хазары. Они принадлежали к тюркской семье языков, но этносы с такими названиями выделились из среды прототюрок очень рано.   

С уходом гуннов с  исторической арены эпохальный этносоциальный переворот в евразийский степях не завершился. Причиной тому стал природно-климатический фактор. Южные степи к середине I тысячелетия н.э. окончательно превратились в пустыни, а территории с пригодными для жизни условиями были оттеснены до кромки лесостепей и Саяно-Алтайских предгорий. Именно в это время, отмеченное новыми миграциями и войнами в Центральной Азии, на Алтае происходит формирование нового этноса – тюрок "в узком смысле".

Во второй половине V – первой половине VI вв. на Южном  Алтае местные и пришлые кочевые  племена, в основном тюркоязычные, образовали племенной союз, который находился сначала в зависимости от центральноазиатского Аварского (Жужаньского) каганата.

Китайские хроники  акцентируют внимание на том, что  на Алтае правящий род тюрок - ашина занимался обработкой железа. Археологические данные свидетельствуют, что древние алтайцы действительно были искусными металлургами и снабжали своим железом и изделиями из него многие соседние народы. Обрабатывали тюрки и цветные металлы, в том числе золото и серебро. Все это благоприятствовало процессам социального расслоения, формирования общественных страт: могильники VI в. уже разделены на "богатую" и "бедную" части. Соответственно, ускорялось и политическое развитие, сопровождавшееся, с одной стороны, новыми завоеваниями, а с другой - междоусобицами. 
 

В 551–555 гг. тюрки  разгромили своих притеснителей, и  основатель государства тюрок Бумынь принял титул кагана в знак победы над аварами и принятия территорий, ранее подвластных этому народу. С этого момента "тюрк" становится названием союза племен, который подчинил себе в течение полувека огромные пространства от Южной Сибири и Средней Азии до Приазовья. Именно с этого периода титул кагана у кочевников евразийских степей стал обозначать правителя, подобного европейскому императору раннего средневековья. Главной особенностью Тюркского каганата была полиэтничность населения (собственно племенное объединение тюрок называлось "тюрк эль") и обширные территории. Именно этим отличались и другие каганаты, известные в Евразии: каганат авар в Центральной Азии, Уйгурский, европейский Аварский, Хазарский каганаты.   
 

В 550–560-х гг. Тюркский каганат окончательно утвердил свое господство в Центральной Азии и  Южной Сибири, подчинив племена киданей и кыргызов. Царства Северного Китая платили тюркам дань. В 563–565 гг. совместными усилиями персов и тюрок было уничтожено государство эфталитов в Средней Азии, а его земли поделены победителями. В результате к 70-м гг. VI в. Тюркский каганат стал заметным явлением на мировой политической арене того времени, с которым были вынуждены считаться Византия, Сасанидский Иран и Китай.  
 

В Восточной Европе тюркские войска появились, преследуя  остатки авар. По данным византийских и арабских источников, к 576 г. тюрки покорили племена Северного Кавказа и Восточного Приазовья, в том числе алан, хазар и часть болгар.   
 

К тому времени растянувшийся  на огромную территорию Тюркский каганат  представлял собой пестрый конгломерат  этнополитических образований, управляемых  почти самостоятельными ханами (хотя и бывшими в родстве между  собой). В 581 г. внутри правящего рода началась кровавая усобица. Результатом  этого кризиса стал распад каганата на две самостоятельных и враждебных друг другу части: Восточный (от Алтая  до Великой китайской стены) и  Западный (от Алтая до Крыма) каганаты. Еще через полвека Западный Тюркский каганат прекратил свое существование.  
 

Роль же Тюркского  каганата в истории европейской  степи и лесостепи далеко не была решающей. Большинство тюркских завоеваний оказались непрочными. Письменные источники  уже в конце VI в., то есть через  четверть века после нашествия тюрок, сообщают о возвращении предшествующей расстановки сил в Северо-Восточном  Причерноморье. Возможно, тюрки применяли  наиболее типичную для кочевников модель завоевания: завоеватели и завоеванные  сосуществуют на расстоянии, получение  прибавочного продукта осуществляется посредством дистанционной эксплуатации (набегов, дани). Но подтвердить это  данными источников пока нельзя.   
 
 
 
 
 

Другая ситуация сложилась в стратегическом для  тюрок районе северо-западного Прикаспия, где на территории хазар был оставлен военный гарнизон. Тюркские традиции ясно прослеживается у хазар, а также у средневековых жителей Дагестана.  

Среди всей пестроты позднегуннских и тюркских племен Восточной Европы эпохи раннего средневековья именно хазары были удостоены наиболее пристального внимания исследователей. Этому способствовало как относительно немалое количество письменных источников о хазарах, так и неоднозначность, а порой и противоречивость приводимых в этих источниках данных. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный - письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к главе испанской еврейской общины Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но, не смотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Список используемой литературы 

 1. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.

2. Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (кон. IV-V вв.). СПб., 1994.

3. Лебек С. Происхождение франков. М., 1993. Т.I.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Ронин В.К. Франки, вестготы, лангобарды в VI-VIII вв: политический аспект самосознания // Одиссей. 1989.

6. Шувалов П.В.  У истоков средневековья: двор  Аттилы // Двор и придворная культура  в историческом аспекте. СПб., 1997. 
 

Источники: 

1. Византийские историки  Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Пётр Патрикий, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец / Пер. С. Дестуниса. СПб., 1860.

2. Григорий Турский. История франков. М., 1987.

3. Иордан. О происхождении  и деяниях гетов (Getica) / Вст. ст., пер. и прим. Е.Ч.Скржинской. 2-е изд. СПб., 1997.

4. Олимпиодор Фиванский. История / Пер., вст. ст., коммент. Е.Ч.Скржинской. СПб., 1999.

5. Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С.П.Кондратьева. М., 1950; 1996.

6. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой. М., 1993. 
 

Сайты: 

  1. www.historylinks.ru
  2. www.historic.kz
  3. www.tarih.spring.kz
  4. www.kazakhstan.awd.kz
  5. www.atyrau-city.kz

Информация о работе Великое переселение народов. Роль хунну в мировой истории