Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:46, доклад
Этническая и политическая панорама Восточно - Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале I тысячелетия нашей эры
. Великое переселение
народов
Этническая
и политическая панорама
Первые века
нашей эры стали временем
В ходе масштабных перемещений
стирались и изменялись границы
прежних племенных ареалов, шло
резкое увеличение межплеменных контактов,
смешивались разные этнические компоненты,
что приводило к образованию
новых народов. История многих современных
народов берет начало в этой
эпохе. Миграция послужила фоном
и главным условием начала этногенеза
большинства европейских наций.
Современные историки
не слишком расходятся в определении
состава участников великого переселения
народов (гуннские, германские, славянские,
аланские и другие племена), в оценках
роли их в этом процессе. А вот
в 20—30-х годах задававшей тон
в советской историографии
Действительно,
первая волна великого
Под напором
гуннов и славян готы были
вытеснены из Причерноморья на
запад, приведя в движение и
другие германские племена,
В советской
исторической литературе 20-30-х годов
великое переселение народов
фактически приравнивалось к
движению германских племен и
ничего не говорилось о роли
славян, тюркских племен, арабов. Это
заведомо ограничивало
В дальнейшем
эта тема была серьезно
Интенсивное
движение позволило славянским племенам
за исторически короткие сроки заселить
гигантские пространства от Вислы до Верхней
Волги, от Балтики до Черного и Адриатического
морей. Причем, если многие кочевые и часть
германских племен отрывались от своих
тылов, что вело к их гибели в военных столкновениях
или быстрому растворению в иных этнических
массивах, то славяне - в отличие от них
- не оставляли окончательно своих территорий,
а только постоянно расширяли их. Славянская
колонизация носила комбинированный характер:
наряду с организованными военными походами
шло мирное заселение новых территорий
земледельческими общинами, ищущими новых
пахотных земель.
Великое переселение
положило начало истории современных
славянских народов, в том числе
и русского. После начальных импульсов
переселения славянская единая этническая
общность разделилась на отдельные
племена и народы. При этом единство
славянской материальной и духовной
культуры на основе традиций земледельческих
общин и, свойственных им ведических
культов сохранялось еще
Тем не менее
после расселения славян на новых местах
их языки и культуры стали постепенно
расходиться. Причинами тому являлись
огромная территория расселения, естественно-географические
барьеры между славянскими племенами,
иноземные вторжения. Не последнюю роль
сыграли контакты с местными неславянскими
племенами, влиявшие на язык и культуру
славян. К примеру, на Балканах в состав
славянских общин вливались фракийцы,
частично греки, иллирийцы, пришедшие
с Волги булгары. Между Днепром и Ильменем
славяне активно вступали в контакт с
финно - уграми, балтами, тюрками. (Подробно
вопрос о славянах освещен в лекции проф.
Б. Б. Овчинниковой «Происхождение восточных
славян. Переход от варварства к цивилизации».)
Территория Восточной
Европы стала плацдармом для
перемещений не только готов,
монголоязычных гуннов и славян. В середине
I тысячелетия со стремлением к политической
гегемонии в регионе выступили тюркские
племена - авары, хазары, булгары Их движение
с востока на запад диктовалось логикой
их кочевого хозяйства и межэтнических
столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских
миграциях - особенно при заселении Сибири:
кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения
южными тюркоязычными переселенцами некоторых
палеоазиатских и тунгусских племен стал
формироваться якутский этнос.
К последним
миграционным волнам великого
переселения ученые относят
В трудах разных историков
наблюдаются несовпадения при определении
хронологии великого переселения. Марксистская
историография начало событий связывала
с движением германцев и
Налицо и расхождения
в объяснении побудительных причин
великого переселения народов. Школа
М. Н. Покровского главным двигателем
племенных перемещений называла
«потребность в больших пространствах
земли, необходимых при тогдашнем
примитивном ведении хозяйства»
По логике христианских
богословов, в смене этнической картины
в Европе после великого переселения
с наглядностью проявилось Божественное
Провидение: «старые» народы сошли
с исторической арены вместе с
завершением ветхозаветных
Эта позиция не лишена
доли практического смысла. Христианская
религия и деятельность церкви стали
факторами определенной стабилизации
положения в Европе после мощной
этнической и политической «перетряски».
Наличие цельной
н. э.
В Восточной Европе
сильнейшего динамического
Для объяснения природы
великого переселения народов - как
и других явлений этнической
истории - представляет интерес «теория
пассионарности» Л. Н. Гумилева. Согласно
ей, резкая активизация целых этносов
связывается с «пассионарным взрывом»,
т. е. всплеском жизненной энергии «молодых»
народов на фоне определенной инерционности
исторически более старших этносов. Пассионарные
толчки находятся в зависимости от
космической энергетики. Они дают начало
этногенезу тех или иных народов и представляют
собой явление не столько социальное,
сколько биосферное, которое в схеме можно
обрисовать как некую мутацию, задающую
людям особую биоэнергию, способную генетически
передаваться потомкам.
Пассионарностью Гумилев
называет «органическую способность человека
к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности
ради высокой цели». Она характеризует
этносы, которые - как и каждый отдельный
человек - рождаются, мужают, стареют и
умирают. Этносы проходят фазы подъема
активности, перегрева и медленного спада
за 1200-1500 лет, после чего рассыпаются или
сохраняются как реликт при отсутствии
видимого саморазвития. Новые этносы очень
часто сохраняют этнонимы , но это не
влияет на смену их качественных характеристик,
стереотипов поведения и исповедуемых
ценностей.
При таком подходе
идея «отсталости» или «дикости»
отдельных народов не применима.
Сравнение этносов и цивилизаций
корректно лишь с учетом их исторического
возраста. Кроме того, нужно учитывать,
что первоначальные импульсы этногенеза
- микромутации в форме пассионарных толчков
- возникают в конкретных географических
и социальных условиях, имея при этом и
различную силу воздействия. Особую роль
играют этнические контакты, которые для
народов проходят по-разному и приводят
к разным результатам. В силу всего этого
каждый этнос несет на себе печать самобытности
и неповторимости.
Однако довольно-таки
часто эти соображения
Напротив, подход сторонников культурно-исторической концепции предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из когда-либо существовавших на планете» По этой концепции каждый народ занимает свою природно-экологическую и историческую «нишу», а мир представлен не однолинейной схемой, а мозаичной красочной картиной. Этот подход оставляет надлежащее и вполне достойное место в истории древним народам, в том числе и населявшим когда-то Россию.