Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:30, реферат
История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса.
1.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Вопрос государственного устройства Веймарской республики долгое время оставался спорным для немецких юристов и историков. Веймарская конституция закрепила парламентскую республику, положила начало правового государства с разделением властей, верховенством закона, многопартийностью, свободой средств массовой информации, отменой цензуры. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительским и законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент. Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.
Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». 10 Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом - верхней палатой - наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» (suspensives veto) мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решение вопроса принадлежало президенту республики. «Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму. Рейхстаг также имел право добиваться проведения референдума, но в истории Веймарской республики это не было реализовано».11 Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членов рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом. «Президент империи избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет».12 Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированное большинство. Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).Но все же главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153».13 Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки. В положении президента и, особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.
Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102)14. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка». 15
Конституция предусматривала
образование специальной
Представитель немецкой народной партии Каль подчеркивал по этому поводу, что создаваемое этой конституцией государственное образование представляет собой не единое государство, а объединение государств.
Веймарская конституция определила вопросы и конкурирующего права, т.е. те вопросы, которые могли быть предметом законодательства и ведения земель в случае, если центральные органы власти не использовали своих прав.
Глава 3. Права
и свободы граждан по
Веймарской конституции
1.1. Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии
Веймарская конституция широко регламентировала права и свободы граждан. Из двух частей конституции вторая полностью посвящена правам граждан Германии и их свободам. Например, первый отдел описывал права личности, в частности, гарантировались неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, прямое, равное, тайное избирательное право, свобода слова, печати, отмена цензуры, право немцев образовывать свои союзы и товарищества, «не противные уголовным законам».18 Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности. Однако закон допускал нарушения этих прав. Так, согласно ст.48 конституции, президент имел большие права: он мог ввести чрезвычайное положение, ограничить свободу граждан и даже применить вооруженные силы «для восстановления гражданского порядка». Конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства вне зависимости от его социального статуса и происхождения. Так первый отдел части второй конституции Веймарской республики показывает насколько демократическими правами и обязанностями обладали граждане. Конституция гарантировала защиту прав немцев, «как находящихся в пределах имперской территории, так и вне ее».19 В период Веймарской республики по конституции не один иностранец и не один человек, не являющийся немцем не был притесняем. Каждый немец имел право по собственному желанию эмигрировать, но эмиграция могла быть ограничена имперскими законами, в случае совершения какого-либо противоречащего законам поступка. По конституции человек, которого обвиняли в преступлении имел право находиться на свободе пока его виновность не будет доказана (Ст.116). На протяжении всего развития демократической формы правления, ее основой считалось право на свободу мыслей, вероисповедания, печати и т.д. По конституции 1919 года граждане Германии обладали этими правами. Не допускалась цензура, исключение существовало только для кинематографии. Допускались «мероприятия по борьбе с порнографией и для охраны молодежи на публичных выставках и представлениях»20. Вторым и важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений между обществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попытка бюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначались пожизненно, поскольку в законе не установлено иного»21 В дальнейшем это обеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата. Впоследствии национал-социалисты выдвинули идею сокращения числа привилегий, которыми обладали чиновники. Всего две статьи во втором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством Конституции. Он основан на равноправии обоих полов».22 Следующая статья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке».23 Первая статья показывает, что женщина в браке имела одинаковые права наравне с мужчиной, что было новым для патриархальной Германии. Внебрачные дети имели право на полноценное развитие, без каких-либо ограничений. И самое главное семья и внебрачные дети находились под «особым покровительством государства». Думается, что это было важным шагом государства в регулировании брачно-семейных отношений.
Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было».24 Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность. Отдел четвертый второй части называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится под охраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственных чиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей из малообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию в школах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания и обучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ в неисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами. Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребёнка. Теологические факультеты в высших учебных заведениях сохраняются»25. Школы и их деятельность обладали достаточными свободами и находились под защитой государства. Также можно отметить, что государством поощрялось правовое и гражданственное воспитание школьников в духе немецкой народности. Следующий и последний отдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этой части конституции, прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободу личности. Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделе Конституции можно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частной собственности. Сохранив незыблемость частной собственности, Конституция одновременно объявила, что «собственность обязывает»26 и что пользование ею должно быть и «служением общему благу»,27 а потому в случае необходимости отдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могут быть социализированы. В условиях послевоенного кризиса государство заручается поддержкой рабочих и служащих, что достаточно хорошо прописано в Статье 165 Конституции: « Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием. Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета. Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский экономический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению. Социально-политические и хозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно всё-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов. Рабочим и экономическим советам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических советов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам, относятся к исключительному ведению империи».28 В данном случае государство с помощью хозяйственных объединений делало попытку контроля над сектором экономики.
После Первой мировой
войны, страны, проигравшие войну
и прошедшие социально
Заключение
Веймарская конституция – документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституция
декларировала независимость
Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституция
предусматривала образование