Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:21, реферат
Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Над строительством всего комплекса вместе с садами работали лучшие французские архитекторы своего времени — Луи Ле Во, Андре Ленотр, Франсуа дьОрбе, Жюль Ардуэн-Мансар, Габриэль. Внутреннее
Введение
1.Становление Версальского дворца
1.2.Период преобразования
2.История создания Версальского парка
3.Заключение
4.Список литературы
Оглавление:
Введение
1.Становление Версальского дворца
1.2.Период преобразования
2.История создания Версальского парка
3.Заключение
4.Список литературы
Верса́ль — дворцово-парковый
ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей
в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи
«короля-солнца», художественно-архитектурным
выражением идеи абсолютизма. Над строительством всего комплекса
вместе с садами работали лучшие французские
архитекторы своего времени — Луи Ле Во,
Андре Ленотр, Франсуа дьОрбе, Жюль Ардуэн-Мансар,
Габриэль. Внутреннее переоформлении
и перестройки внутренних покоев Версальского
дворца происходили практически все время,
пока он был главной резиденцией — с 6
мая 1682 по 6 октября 1789: при королях Людовике
XIV, Людовику XV и Людовике XVI
Этапы строительства Версальского дворца
Когда-то на этом месте находилась деревушка Версаль, окруженная лесами и полями, в которых водилось множество дичи. В этих местах любили развлекаться соколиной охотой Генрих IV , а затем его сын Людовик X III . Желая проводить время с большими удобствами, чтобы, как говорит Сен-Симон, «не спать на соломе», Людовик X III в 1624 г. приказал выстроить в деревне Версаль маленький охотничий домик, который в 1631 г. был заменен небольшим замком. Работы осуществлял малоизвестный архитектор Филибер Леруа. Сен-Симон называет этот первый Версальский дворец карточным домиком. Вскоре по распоряжению короля он был перестроен архитектором Лемерсье. Снаружи дворец походил на средневековый замок с четырьмя павильонами по углам и широким рвом, окружавшим его со всех сторон. Внутри он состоял из четырех покоев, украшенных штофными обоямиикартинами. Этот замок сохранился до наших дней, и составляет ядро нынешнего комплекса Версаля. Cвоей славой Версаль обязан прежде всего Людовику X IV , при котором небольшой охотничий замок превратился во всемирно известный дворец. При нем были произведены огромные строительные работы, построен город и создан садово-парковый ансамбль. Первоначальный замысел Версаля принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над сооружением ансамбля с 1668 г. Этот ансамбль задуман как строго упорядоченная система, основанная на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим. В строительстве Версальского дворца выделяют три основных этапа и один дополнительный (уже на закате жизни Людовика X IV ). Первый этап начался, когда Людовику X IV исполнилось двадцать лет. Начало второго этапа совпадает с тридцатилетием короля (1668 г.) — тогда Лево создал новый дворец, или Конверт, как его называли. Старый замок Людовика XIII был сохранен, а новый образовал его оболочку. («Делайте что угодно, но только не разрушайте старый замок, — говорил Людовик X IV своим мастерам, — иначе я прикажу восстановить его в прежнем виде».) Кроме того, построенные ранее корпуса превратили в жилые и соединили с Конвертом. Получилось U -образное с выступами сооружение. В него входят два главных двора, маленький двор старого замка, называемый Мраморным (от старого замка лучше всего сохранился фасад, который как раз и выходит в этот двор) и двор между двумя боковыми корпусами дворца (Королевский двор). В Мраморном дворе впоследствии устраивались пиры, театральные представления, здесь впервые был поставлен «Мизантроп» Мольера. Украшением дворца как внутри, так и снаружи, руководил Лебрен. Третий этап начался с сорокалетия монарха (1678 г.). Строительство возглавил Жюль Ардуэн-Мансар. Он взял на себя обременительную миссию ускорить темпы работ, чтобы осуществить королевское решение — переместить в Версаль правительство и двор, что и совершилось в 1682 г. Ардуэн-Мансар заметно изменил облик Версаля. Он преобразовал четыре павильона в два параллельных крыла, прозванных Министерскими, удачно включил конюшни в ансамбль дворцовых построек, наконец, он отстроил огромные Северное и Южное крылья на поперечной оси, где еще имелось пространство для увеличения сооружения. Последним выдающимся творением Мансара в Версале стала большая капелла, строительство которой, начатое в 1699 г., завершил в 1710 г. его зять Робер де Котт. Создателям удалось предвосхитить “греко-готические” элементы, которые вошли в практику лишь во второй половине XVIII в. Готические традиции – удлиненный план, вытянутая кровля, аркбутаны – успешно соединены в капелле с передовыми стилистическими тенденциями: светлый интерьер, где массивные столбы и тяжелые аркады заменены легкими коринфскими колоннами. Крыша капеллы возносилась над всеми строениями, что, возможно, напоминало о главенстве божественной власти над светской (в конце жизни под влиянием мадам де Ментенон Людовик ХIV стал набожнее). С 1671 по 1680 г. был в основном завершен декор Больших апартаментов, или апартаментов Планет. В их устройстве нашла отражение особая версальская космография. Названия соответствуют солнечным планетам античного неба, описанным Птолемеем. Нетрудно усмотреть связь между функцией комнат и характером эпонимов: салон Марса, бога войны, был залом стражи, салон Меркурия, бога посредников, – приемной, салон Юпитера, верховного божества, – кабинетом заседаний Совета, салон Аполлона, возничего колесницы Солнца, представлял, естественно, комнату короля. Ансамбль Зеркальной галереи с салонами Войны и Мира – апофеоз Версаля. Уникальное совместное творение Лебрена и Мансара. Живописное украшение залов посвящено победам Людовика ХIV и Нимвенгенскому мирному договору 1678 г. На большом овальном медальоне салона Войны Людовик ХIV предстает воином-завоевателем, в салоне Мира – дарит мир Европе, между ними на семидесяти пяти метрах свода галереи в двенадцати медальонах отражены наиболее важные события правления Людовика ХIV. На плафоне Зеркальной галереи аллегорические и мифологические образы, царящие во дворце, уступают место истории, подлинным фактам. Шарль Перро в поэме «Живопись» писал, что художник отныне может пренебречь мифологией, ибо “…подвиги Людовика, без всяких подмен, доставят более удивительные красоты”. Царственное великолепие Зеркальной галереи достигается выверенностью пропорций и сдержанностью художественных приемов. Зеркальные, в бронзовом багете аркады во всю высоту салона, помещенные напротив окон, отражают парк и солнечные лучи, делая стену легкой и вибрирующей. Сочетание прозрачных стен и яркого живописного свода создает атмосферу благородной роскоши. Здесь можно наблюдать редкое соответствие семантики произведения и художественной формы, в которой она воплощена. В галерее французская академическая эстетика празднует свой триумф. Здесь она выражает свои рационалистические категории без сухости и утомительной пышности. Многочисленные послы иностранных держав, которых принимали в Зеркальной галерее, невольно склоняли головы перед деяниями французского монарха и перед талантом его художников. Уже во времена Людовика XIV Версаль украшали не только творения прославленных французских мастеров. Король собирал шедевры европейского искусства, которые хранились в специальном кабинете редкостей. Ему дарили выдающиеся произведения. Для полотна Веронезе «Ужин у Симона Фарисея», преподнесенного королю в 1664 г. послами Венецианской республики, был спроектирован салон Геркулеса, самый просторный во дворце. Огромное полотно занимало всю стену зала, по сей день оно находится на прежнем месте. Плафон украшала роспись Франсуа Лемуана “Апофеоз Геркулеса”, исполненная в продуманной колористической гамме, приближенной к палитре Веронезе. Другим способом обретения Версалем произведений европейских мастеров были заказы и приглашения художников.
Период преобразования
В течение нескольких лет после смерти Людовика XIV дворец, заброшенный, но по-прежнему меблированный, принимал восхищенных визитеров со всей Европы. Настоящая жизнь возродилась в Версале в 1729 г. с рождением дофина, сына Людовика XV . Время правления Людовика XV , как и Людовика XVI , не нашло в архитектуре Версаля отражения, равноценного вкладу Людовика XIV , хотя Людовик XV правил страной шестьдесят лет (1715–1774). Однако короли не могли игнорировать изменения вкусов и обычаев – они отдавали дань моде. С 1729 г. начинается период преобразования внутреннего декора дворца, которое непрерывно продолжалось вплоть до революции 1789 г. Людовик XV в честь рождения сына, чтобы выразить признательность своей жене Марии Лещинской, переделал парадную комнату супруги. Последовательно, комната за комнатой, работы охватили большую часть апартаментов королев. Последние усовершенствования внесла Мария-Антуанетта. Эти переделки не затронули больших апартаментов XVII в., однако во многих помещениях великолепные произведения этого времени были утрачены.
В 1668 г. Людовик XIV приобретает расположенную поблизости от Версаля деревушку Трианон и через два года возводит на ее месте павильон, украшенный сине-белой фарфоровой плиткой. В 1687 г. король решает заменить этот павильон дворцом с мраморной отделкой. Строительство дворца, названного Большим Трианоном, осуществил Мансар. Особенностью этого небольшого, но монументального по своему облику одноэтажного сооружения является свободная асимметричная композиция; парадные гостиные, галереи и жилые помещения группируются вокруг небольших зеленых двориков с фонтанами. Центральная часть Трианона скомпонована как глубокая лоджия со спаренными колоннами ионического ордера, поддерживающими перекрытия. Трианон был постоянной личной резиденцией королей. Через сто лет к ансамблю Версаля добавился еще один комплекс зданий: небольшой дворец, Ферма королевы и ряд других маленьких построек различного назначения, — получивший название Малый Трианон. К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующие трезубец. Средний проспект продолжается по другую сторону дворца в виде главной аллеи огромного парка. Перпендикулярно к этой основной оси города и парка расположено сильно вытянутое в длину здание дворца. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других — в королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную резиденцию короля с различными областями страны.
Версальский парк (фр. Parc de Versailles) являет собой часть известного дворцово-паркового
комплекса Версаль,. Классический
образец барочного стиля, парк структурно
раздёлён на 3 главные зоны: регулярный сад Версаля (Jardins de Versailles), участок с боскетами из декоративных
кустарников и деревьев, образующих «кабинеты»
и искусственные рощи, а также самая отдалённая
часть парка с сохранёнными естественными
ландшафтами, предназначенная для охоты.
Этот шедевр садово-паркового искусства
вошел во все учебники по теории паркостроительства
и садоводства благодаря своим грандиозным
размерам, 815 гектарам, и имени своего знаменитого
создателя Андре Ленотру (André Le Nôtre). Под
руководством талантливого ландшафтоустроителя
были созданы большинство французских
садов XVII столетия, и парк Версаля – не
исключение. Он стал неким образцом ленотровского
стиля: многие парки Австрии, Италии, Германии,
России при дворце Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn)
в Вене, замке Касерта (di Caserta) в Неаполе,
Сан-Суси (Sanssouci) в Потсдаме или в Петергофе
(Petergof) считаются лишь подражанием паркам
Ленотра в Версале или в Во-ле-Виконте
(Château de Vaux-le-Vicomte).
История создания парка
Первые аллеи на территории будущего парка
появились в XVI столетии: малый парк (Petit Parc) в Версале, в те времена ещё охотничьей
резиденции, создал для короля Людовика XIII (Ludwig XIII) его садовник Жак Бойсо (Jacques Boyceau). А уже после пышных празднеств суперинтенданта
финансов Николя Фуке (Nicolas Fouquet) по поводу
новоселья в своей усадьбе Во-ле-Виконт
с роскошным парком Андре Ленотр был приглашён
ко дворцу, чтобы создать парк, своей роскошью
соответствующий величию французского
короля Людовика XIV (Ludwig XIV). Для грандиозного
парка земля и зелёные насаждения в повозках
доставлялась со всей территории Франции.
Редкие декоративные кустарники специально
выписывались с Нормандии или Фландрии
или привозились под заказ адмиралами
морского флота короля.
16662- 1667гг. – проходил первый этап строительных
работ в Версале, были расширены рощи и
партеры, создана оранжерея для тропических деревьев (Orangerie) и искусственный декоративный грот (Grotte de Thétys).
1668 -1677гг. - первые праздники, проведённые
в Версале, разочаровали короля. Помещений
дворца оказалось слишком мало, чтоб вместить
всех приглашённых гостей, площадь сада
была слишком тесной для театрализованных
шоу и прогулок. Во время нового предпринятого
этапа работ в парке появляются новые
рощи, партеры, фонтаны, статуи Аполлона,
символизирующие Людовика XIV, достраивается
грот, создаются бассейны Латоны (Bassin de
Latone) и Аполлона (Bassin d’Apollon), прорыт Большой
канал (Grand Canal), длина которого более 1500
м.
1678 -1689гг. - устройство сада уже проводится
под руководством Жюля Ардуен-Мансара
(Jules Hardouin-Mansart). Согласно его приказу строятся
новые восьмиугольные бассейны с бронзовыми
скульптурами, символизирующими реки
Франции. Для возведения нового северного
крыла дворца приходится разрушить грот,
а украшавшие его скульптуры Жиля Гуерина
(Gilles Guerin), Франсуа Жирардона (Francois Girardon),
Гаспара и Бальтазара Марси (Gaspard et Baltazar
Marsi) переносятся в другие участки парка.
1685 -1690гг. - для орошения парка стоится
канал Эр (Canal de l'Eure). По замыслу военного
инженера Себастьена Вобана (Sébastien de Vauban) воды левого притока Сены, реки Эр, должны
были быть перенаправлены 80-километровой
системой акведуков для нужд парка. Дорогостоящий
проект так и не был окончен.
1715- 1774 гг. во время правления увлечённого
садоводством Людовика XV (Ludwig XV) был достроен
бассейн Нептуна (Bassin de Neptune). В это же время
в Версале по проекту главного королевского
архитектора Анжа Жака Габриэля ( Ange-Jacques
Gabriel) были построены ботанические сады
Малого Трианона (Petit Trianon). Вблизи любимого
сада король провёл большую часть своей
жизни, здесь он и умер от оспы в 1774-ом году.
1775г. – после суровой зимы пострадали
многие растения парка, поэтому Людовик
XVI (Ludwig XVI) вынужден предпринять новую
строительную компанию по восстановлению
сада. А чтоб сэкономить ежегодные расходы
принимается решение преобразовать регулярный
парк Ленотра со стрижеными растениями
и геометрическими лужайками в английский
пейзажный парк с нетронутой природой.
Многие рощи выкорчёвываются, вместо дорогостоящих
и трудоёмких в уходе боскетов были посажены
аллеи лип и каштанов.
1792г. – по распоряжению французского революционного
правительств рощи вырубываются, сад открывается
для посетителей, его бассейны нередко
используются в качестве прачечных, а
близлежащие деревья – для сушки постиранных
вещей. Чтобы спасти хоты бы часть парка
его директор Луи Клод Мари Ричард (Louis
Claude Marie Richard) предлагает привить декоративные
деревья и превратить парк во фруктовый
сад, а газоны использовать в качестве
огорода. Это предложение так и не было
превращено в жизнь, но приостановило
активную вырубку парка.
1814г.– после восстановления у власти Бурбонов
делаются попытки воссоздать былую красоту
парка, но финансирования для повреждённых
временем и эрозией почвы насаждений у
страны нет.
1885 г. - лишь после назначения директором
музея Версаля известного поэта и искусствоведа
Пьера Нолака (Pierre de Nolhac) началась постепенная
кропотливая работа по восстановлению
прежнего исторического облика парка,
каким его создал Ленотр.
1999 г. – после сильнейшего урагана, унесшего
в Европе 99 жизней, многие насаждения парка
были поломаны или выкорчеваны. Благодаря
посадкам на место пострадавших растений
новых уже взрослых деревьев, парк был
полностью восстановлен.
Современный парк Версаля
Один из наиболее значительных памятников
французского ландшафтного стиля, парк
Версаль, сплошь состоит из террас разного
уровня: чем дальше удаляешься от дворца,
тем ниже опускается центральная ось аллеи,
ведущая от замка через весь сад к парку
и теряющаяся за горизонтом. Архитектурные
формы сада соподчинены существующим
постройкам замка. Предназначение большинства
скульптурных групп сада – прославление
Аполлона, древнеримского бога, олицетворяющего
солнце. Аллегорический образ короля-солнца
тесно связан с персонажем французской
истории Людовиком XIV-ого и его венценосными
потомками.
Площадь перед северным и южным крылом
замка занимают партеры, декорированные
орнаментальными плантациями цветов,
многочисленными роскошными вазами, статуями
и бордюрами из кустарника. Два бассейна
у главного фасада дворца образуют Водный
партер (Parterre d'Eau) . Их называют водными
зеркалами Версаля, отражающими красоту
дворца. 15 боскетов из стриженой изгороди
полностью имитируют расположение комнат
внутри дворца, создавая ещё один замок
с множеством залов, но уже под открытым
небом. Каждый из зелёных «кабинетов»
украшен скульптурами, фонтанами, деревьями
и кустарниками с причудливыми фигурными
стрижками.
На центральной оси парка находится один
из главных фонтанов Версаля фонтан Латоны
(Fontaine de Latone) в окружении каменных ящериц
и лягушек. Согласно легенде, превращением
в животных были наказаны жители Ликии,
отказавшиеся поклоняться богине Латоне.
Из нескольких сотен фонтанов Версаля
в современном парке сохранилось 34. Среди
них есть скульптурные фонтаны, изображающие
животных или сцены из древнеримского
эпоса, каскадные фонтаны с водопадными
каменными ступенями, многогранные пирамиды
и фонтаны-чаши скульпторов Жирардона
(Girardon), Ренодена (Renaud), Герена (Guérin), братьев
Марси (Marsi). Старинные фонтаны дополняют
современные, с множеством разноцветных
трубок. Вид фонтанов грандиозен, когда
на насколько часов в неделю к ним подают
воду, и в парке звучит классическая музыка.
Зелёный ковёр газона ведёт к расположенному
в центре фонтану Аполлона (Fontaine d'Apollon),
изображённого мчащимся на колеснице
по направлению к дворцу. Безусловно, достойными
внимания считаются многие другие скульптурные
композиции, украшающие главные аллеи
сада или спрятанные за одной из зелёных
стен многочисленных боскетов парка. В
путеводителе по Версалю, написанном Людовик
XIV-ом в качестве руководства, объясняющего,
как гулять по саду, монарх рекомендовал
обязательно замедлить шаг у скульптурной
группы, изображающей купание Аполлона,
скульптур Антония (Antonius), Бахуса (Bacchus),
Сатурна (Saturnus).
Ниже южного крыла Дворца находится оранжерея,
построенная придворным архитектором
Жюлем Ардуэн-Мансаром (Jules Hardouin-Mansart). В
зимнее время она становится прибежищем
для нескольких тысяч тропических растений,
а летом партер перед входом в оранжерею
украшают сотни апельсиновых деревьев
в горшках. Центральная галерея здания
из природного камня интегрирована прямо
в склон, его крыша держит часть большого
партера перед дворцом, а два других павильона
оранжереи служат опорой для двойной лестницы
«Сто пар ступеней» (Escaliers des Cent СMarches), ведущей
ко дворцу. Вниз от оранжереи ведёт аллея
к бассейну, названному в честь любимой
гвардии короля «Швейцарским прудом»
(Pièce d'eau des Suisses). Его общая площадь - 13 га
со средней глубиной около 1,7. В нём некогда
удили рыбу короли, его воду использовали
для нужд королевского огорода, а берега
сегодняшнего Швейцарского пруда стали
местом для проведения воскресных пикников
и традиционной площадкой для праздников
студентов, отмечающих здесь присуждение
степени бакалавра. Пруд окружает аллея
из 200-летних платанов, многие из которых,
к сожалению, погибли во время урагана
1999-го года.
Насыпь, образованная во время строительства
пруда, стала использоваться в качестве
огорода. Королевский огород (Potager du Roi)
спроектировал агроном и садовод Жан де
ла Кентини (Jean de la Quintinie). На 9-ти га осушенной
болотистой местности разместились грядки
с овощами, но даже при всём своём практическом
предназначении сад-огород был очень декоративен:
фигурные грядки, крупные растения с фактурной
листвой в центре композиций, различные
виды зелени в качестве бордюров. На огороде
выращивалась овощи, клубника, виноград
для королевского дворца. Здесь агроном
Кетини экспериментировал с расположением
грядок относительно солнца и с отоплением
теплиц.
Современный королевский огород находится
по-прежнему в ведении агрономов и, в первую
очередь, на нём культивируются растения,
некогда выращиваемые французскими монархами.
Сегодняшний урожай королевского огорода
- более 80 тонн ежегодных овощей и фруктов,
продающихся на рынке Версаля. С конца
XIX века огород стал учебной площадкой
Школы садоводства. Сегодняшнее наименование
престижного вуза с 4-хлетним курсом обучения
- Высшая национальная школа пейзажа (l’École
nationale supérieure du paysage или ENSP).
Среди множества боскетов Версальского
сада: Бального зала (Salle de Bal) с танцплощадкой
короля Людовика XV, Рощи де л'Энселад (Bosquet
de l’Encélade) c самым высоким фонтаном парка,
полукруглого участка Зеленый театр (Bosquet
du Théâtre d’Eau) с ложами в стенах живой изгороди
– самым известным считается всё же боскет
«Лабиринт» (Labyrinthe)». У входа в него находится
окрашенная свинцовая статуя Бахуса, а
в глубине узких переплетающихся зелёных
коридоров боскета посетителей ожидают
ещё несколько десятков скульптур животных,
«шагнувших» в Версаль из мира античных
басен.
В парке с математически выверенными размерами
партеров и боскетов, среди каскадов с
фонтанами и бассейнами нашлось место
не только для стриженых кустарников и
деревьев. Кроме топиари с безукоризненными
геометрическими формами куба, шара или
пирамид в отдалённой части версальского
парка растут декоративные дубы, липы,
ясени, буки, клены, грабы, хвойные тис
и ель, плодовые яблони, груши, виши. Большинство
посадок сделано так называемыми «кенконсами»,
в шахматном порядке группами по 5 деревьев.
Клумбы Версаля декоративны в любое время
благодаря цветному песку, мозаике из
стекляруса, камням, использующимся в
сочетании с постоянными цветочными композициями
и выносными вазонами. Привезённые некогда
по специальному королевскому указу в
саду по-прежнему цветут нарциссы-жонкиль,
тубероза и множество других самых разных
однолетников и многолетников с разных
уголков мира. Неслучайно парадные нарядные
клубы с ярким цветочным орнаментом и
колорированной мраморной крошкой принято
назвать цветниками в версальском стиле.
Версаль вошел в историю культуры не только художественно-архитектурными шедеврами, но и искусством развлечений. Балы, балеты, ужины, фейерверки, концерты, театральные представления превращали быт в праздник. Сентябрем 1663 г. датируется представление “Версальского экспромта” Мольера. В 1664 г. ставили “Удовольствия заколдованного острова” первой фаворитки Людовика XIV – мадемуазель де Лавальер, в 1668 г. “Большой королевский дивертисмент” второй фаворитки – мадам де Монтеспан. Короли имели вкус к театру и музыке. Людовик XIII сочинял музыку, Людовик XIV играл на гитаре и клавесине. Для версальской капеллы были сочинены мотеты Делаланда и Куперена старшего.Праздники и спектакли происходили не только во дворце. Спектакли разыгрывали на Мраморном дворе, в садах устраивали особые представления, когда все фонтаны последовательно погружались в воду. Сады были дворцом на природе. Они начали планироваться уже при Людовике ХШ и состояли из партеров и боскетов. Партер – открытый участок земли, “вышитый” орнаментами, боскеты – маленькие рощицы, квадратные в плане. На них располагались бассейны, фонтаны, статуи, архитектурные постройки. Мраморные и бронзовые персонажи, представляющие все виды обитателей земли, неба, подводного царства, разыгрывали подлинные спектакли среди воды, на зеленых лужайках, в прохладных гротах. Мастерство их создателей было столь убедительно, что сегодня они кажутся истинными хозяевами и хранителями этих мест. Не меньшее восхищение они вызывали у современников, примером чему могут служить великолепные стихи Лафонтена из поэмы «Любовь Психеи и Купидона», посвященные Версалю. Особенный восторг поэта вызывал грот Фетиды. Это был маленький павильон, прямоугольный в плане, имевший наверху открытый резервуар. Интерьер, покрытый раковинами и цветными камнями, содержал гидравлический аппарат. В 1801 г. Версаль становится музеем. Этот этап жизни Версаля тоже имеет почтенную историю и предысторию, Людовик XIV собрал в своем замке значительные коллекции: получив в наследство сто пятьдесят картин, к 1710 г. он имел уже триста. Многие части замка были специально обустроены для хранения и экспонирования произведений искусства. Идея открытого для публики музея, где показывались бы королевские коллекции, восходит к середине XVIII в. Ее начали реализовывать в 1793 г. Декрет 1794 г., к счастью, исключил продажу замка, который был сохранен для “утехи народа”, однако было принято решение о распродаже королевской мебели. Поэтому, за исключением нескольких вещей, обстановка дворца принадлежит более позднему времени. В 1797 г. Версаль стал музеем Французской художественной школы, поэтому главные произведения зарубежного искусства из королевской коллекции были перемещены в Лувр. В 1837 г. король Луи-Филипп создал в Версале Музей истории Франции. Король решил запечатлеть в истории “все победы, прославившие Францию”. Позднее это деяние рассматривали как «шедевр политической пропаганды». Создатель музея стремился доказать, что орлеанцы, младшая ветвь Бурбонов, вовлеченная в революцию, имела предназначение скрепить национальное единство. Однако не это делает собранные в Батальной галерее Версаля полотна значительными. Творения Эжена Делакруа, Ари Шефера, Леона Куане, Ораса Верне, Антуана Гро, Жака Луи Давида не зависят от политической конъюнктуры.