Виды монархий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, проанализировать виды монархий в современном мире, исходя из этого можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность монархии
- выделить современные виды монархии

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и сущность монархии………………………………………4
§1.1 Монархическая власть……………………………………………………..4
§1.2 Монархическая форма правления…………………………………………6
Глава 2. Виды монархий в современном мире………………………………...9
§2.1 Абсолютная монархия ……………………………………………………9
§2.2 Конституционная монархия……………................................................11
§2.3 Наследственная монархия………………………………………………..13
§2.4 Особенности современных монархий…………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Виды монархий в современном мире.docx

— 52.71 Кб (Скачать документ)

Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств, которые проявляются:

- в способности верховной власти концентрировать ресурсы на решении актуальных задач;

- в единстве государственной власти, выражающемся в соединении властных полномочий в одном центре, что обеспечивает высокую степень взаимодействия законодательной, исполнительной, судебной власти, предотвращает конфликты между ними;

- в способности проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую стабильность, правопорядок и единство нации;

- в организации единственного механизма, который исключает дублирование управленческих функций и как следствие существование относительно дешевого чиновничьего аппарата;

Однако все эти достоинства  обнаруживаются в том случае, если монархом становится сильная и умная  личность, а правящая семья ориентирована  на отстаивание национальных интересов.

Делая анализ вышесказанному, можно  сделать вывод, что наряду с достоинствами  абсолютная монархия имеет также  существенные недостатки, это - политическое бесправие народа не участвующего в  формирование институтов верховной  власти и проведении государственной  политики, юридическую безответственность монарха за принимаемые решения, монополию монарха на власть, способную  привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотребление властью.

§2.2 Конституционная монархия

Буржуазно - демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютной монархии, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом- парламентом. Ограничения власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не в праве изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую.5

Исторически дуалистическая монархия являлась переходной формой правления  от абсолютной к парламентской монархии, призванной обеспечить компромисс интересов  феодалов и буржуазии. По этой причине  она характеризуется дуализмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент интересы «третьего сословия».

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

- юридически по конституции, верховная власть разделена между парламентом, который наделен законодательной властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть;

- по стольку разделение власти не является завершенным король обладает правом вета на решения парламента и издание декретов - законов, равных по юридической силе законов парламента;

- управление государством монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, который ответственный только перед ним;

- монарх имеет право на роспуск парламента;

- монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

К началу XX века дуалистическая монархия себя изжила, в юридически чистом виде эта форма правления длительной время существовала в кайзеровской Германии в 1871-1917гг.

В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась от некоторых архаичных черт и  приобрела новые. В известном  смысле с некоторыми превращенными  чертами она функционирует в  Иордании и Марокко.

Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается  возможным благодаря наличию  ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально- экономических интересов населения, их устойчивости культуры гражданственности.

Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его  взаимодействия с парламентом и  правительством.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы, монархическая форма правления  делится на абсолютную и конституционную, а конституционная монархия в  свою очередь на дуалистическую и  парламентскую.

§2.3 Наследственная монархия

Престолонаследие - преемство  верховной власти в монархиях. Существует вида преемства: по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия.

Избрание короля - народом  или определенной, предназначенною  к тому комиссией - в настоящее  время не существует ни в одном  из цивилизованных государств. Примерами  прежде существовавших избирательных  монархий могут служить Польша, Священная  Римская Империя, в средние века - Венгрия и Богемия, а также  Шлезвиг-Голштинские герцогства и  Дания; в последних государствах свобода выбора государственных  членов была ограничена пределами царствующей  династии. Избирательная борьба партий нередко приводила государство  к самым тяжелым кризисам; монарх, обязанный властью партии, от которой  в большинстве случаев будет  зависеть и избрание преемника - а  в его выборе из лиц, ему близких, заинтересован каждый государь - не может обладать ни независимостью, ни самостоятельностью. Вместе с тем  пожизненное избрание безответственного  монарха не доставляет государству  и выгод, сопряженных со срочностью полномочий президентов республик. В настоящее время возможность избрания монарха и сам порядок этого избрания устанавливаются многими конституциями, но лишь на случай прекращения царствующей династии. В России по пресечении династии из рода Рюриковичей престол переходил несколько раз по выбору: в 1598 году. земским собором избран Борис Годунов; в 1606 году, боярами и народом - Василий Шуйский; в 1610 году - польский королевич Владислав; в 1613 году избран земским собором Михаил Федорович Романов. Затем в XVIII в. престол два раза доставался по избранию: в 1725 году сенат, Синод и генералитет избрали Екатерину I, а в 1730 году Верховный тайный совет - Анну Иоанновну.6

Назначение монархом себе преемника путем завещания или  специального закона представляет те же неудобства, что и избрание монарха, причем главным объектом происков становится сам монарх. Такая система существовала в императорском Риме; в настоящее  время она нигде не практикуется, хотя и не исключается законодательствами некоторых стран, например Англии, где «король в парламенте» в силу принадлежащей ему неограниченной власти может назначить любое лицо наследником престола. Эта система, по-видимому, существовала в России в московский период нашей истории, хотя фактически престол переходил почти всегда от отца к сыну; обыкновенно князья и цари считали себя вольными давать царство, кому хотели, а сыновья видели основание своей власти не в факте своего происхождения, а в воле родителя, благословившего сына на царство.  При наследовании по закону, принятому в настоящее время во всех монархиях, порядок преемства определяется или конституцией, или особым законом, не включаемым в конституцию и потому во всякое время подлежащим изменению (это сравнительно редкий случай; к таким государствам относится не имеющая писанной конституции Англия), или, наконец (в значительном числе государств с германскими династиями), особыми семейными договорами , устанавливающими права и взаимные отношения отдельных членов царствующего дома. Эти договоры при переходе полупатримониальных государств к современному строю обыкновенно в основных своих чертах включались в конституции; прежние семейные договоры являются в настоящее время главным материалом для толкования соответствующих постановлений конституции и восполнения их пробелов. Акт о порядке престолонаследия в России, составленный Павлом Петровичем, носит форму у нас совершенно необычную; он написан в форме договора между наследником престола и его супругой, утвержденного при короновании Павла, причем и само утверждение это совершено в форме, не употреблявшейся для санкции законов.

Относительно вопроса, какие  права на наследование престола сообщаются наследнику законом о порядке  престолонаследия, старые писатели, вообще недостаточно различавшие принципы публичного и частного права, держались  того взгляда, что наследник имеет  лично ему принадлежащее право  на престол и не может быть лишен  этого права без своего согласия. В настоящее время под влиянием Англии установилось мнение, что закон, устанавливающий порядок престолонаследия, регулирует вопрос государственной  важности, перед которым личные интересы наследника отступают на второй план. Пока наследник не вступил на престол, у него нет права на то, чтобы  закон о престолонаследии не менялся.

Итак, подводим итог, что  правило действовало и для  аллодов княжеских домов. Вообще, для аллодов установилось правило, что когнаты и когнатки, представители  старшей линии, исключают хотя бы агнатическую младшую. На почве этих обычаев, сложившихся еще в конце  средних веков, создались и современные системы - так называемая салическая, не допускающая перехода престола к женщинам и в женские линии.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы, из трех существующих видов престолонаследия (по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия) в  настоящее время прогрессивной  считается наследственная монархия. Законы, определяющие порядок преемства  престола, кладут в основание этого  порядка весьма разнообразные принципы и для каждой страны с монархической  формой правления они различны.

§2.4 Особенности современных монархий

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая  индивидуальность организации ее органов  власти и отличающая современные  монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной  особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697года, Билль о правах 1689года, Закон о престолонаследии 1701года. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император - «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947года. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер - министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров - могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).7

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью  на открытии сессии, представительство  за рубежом, подписание официальных  документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее  и символичной монархией.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория - 0.44 кв. км, население - около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия  у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных  актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная  монархия.

Но, перечисляя эти факты, следует  иметь ввиду, что наличие государственности  у такой страны как Ватикан  является всего - лишь данью средневековым  традициям Европы.

В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или  иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 года, не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.

Из южных монархий в пример можно  привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 году, когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Информация о работе Виды монархий