Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:07, реферат
Российский историк, профессор Императорской Петербургской Академии наук. Родился в пасторско-ученой семье. Его отец был ректором гимназии, мать – из семьи профессора теологии Бодинуса. По окончании гимназии в 1722 Миллер поступил в университет Ринтельна, а в 1724-25 обучался у известного философа и историка И. Б. Менке в Лейпцигском университете, где получил степень бакалавра.
Биография ……………………………………………………………………….. 2
Экспедиция в Сибирь …………………………………………………………… 2
Петербургский период жизни ………………………………………………….. 3
Московский период ……………………………………………………………... 4
Изучение сибирских народов …………………………………………………... 5
Содержание
Биография ……………………………………………………………………….. 2
Экспедиция в Сибирь …………………………………………………………… 2
Петербургский период жизни ………………………………………………….. 3
Московский период ……………………………………………………………... 4
Изучение
сибирских народов ………………………………
Биография
Российский историк, профессор Императорской Петербургской Академии наук. Родился в пасторско-ученой семье. Его отец был ректором гимназии, мать – из семьи профессора теологии Бодинуса. По окончании гимназии в 1722 Миллер поступил в университет Ринтельна, а в 1724-25 обучался у известного философа и историка И. Б. Менке в Лейпцигском университете, где получил степень бакалавра. Однако уже вскоре он принял предложение о работе в только что основанной Петербургской Академии наук и в ноябре 1725 прибыл в Россию.
Первоначально
преподавал в академической гимназии,
был помощником академического библиотекаря
И. Д. Шумахера и участвовал в организации
архива и библиотеки Академии наук.
В 1728, когда Академии было поручено
издание «Санкт-Петербургских
Экспедиция
в Сибирь
В
1733 в составе академического отряда
Великой Камчатской экспедиции Миллер
отправился в Сибирь, где в течение
десяти лет изучал документы местных
архивов, собирал географические, этнографические
и лингвистические данные по истории
Сибири. Собрал коллекцию подлинников
и копий сотен уникальных исторических
документов 16-17 вв., до сих пор являющуюся
ценнейшим источником по истории России.
Написал несколько первых самостоятельных
научных работ, составил словари языков
местных народов, в совершенстве освоил
русский язык.
Петербургский
период жизни.
По возвращении в 1743 в Петербург Миллер приступил к обработке собранных материалов и написанию главного труда своей жизни - многотомной «Истории Сибири». Параллельно он занимался картографией и по заданию Коммерц – коллегии написал статью «Известие о торгах сибирских». В 1744 он выступил с проектом создания при Академии наук Исторического департамента и разработал программу изучения русской истории. В 1747 решил навсегда остаться в России, принял российское подданство и получил должность историографа. Однако отношение к нему академического начальства, в частности Шумахера, носило враждебный характер. В травле Миллера активное участие принимал Ломоносов М., обвинявший историка в нелояльном отношении к России. Особой остроты взаимоотношения ученых достигли в 1749, когда состоялась дискуссия по диссертации Миллера «О происхождении имени и народа Российского», в которой историк развил принятую в тогдашней науке «норманскую теорию». В основе конфликта, помимо личной неприязни, лежала разница в представлениях Миллера и Ломоносова о задачах историка и исторической науки.
В
1754 Миллер назначается конференц-секретарем
Академии наук, а в 1755 ему было поручено
редактирование академического журнала
«Ежемесячные сочинения», в котором на
протяжении последующих десяти лет были
опубликованы труды виднейших представителей
русской культуры и науки. Журналу суждено
было сыграть важную роль в становлении
отечественной журналистики. Сам Миллер
опубликовал в «Ежемесячных сочинениях»
целый ряд собственных работ, в т. ч. первые
в русской историографии труды по истории
русского города, русского летописания,
географических открытий, Смутного времени,
русско-китайских отношений и др. Здесь
же были опубликованы написанные им первая
статья по русской археологии и ряд примечаний
на сочинения иностранных авторов о России.
Московский
период
Необходимость
исполнять многочисленные административные
обязанности, отнимавшие много времени,
а также тяжелая обстановка в
Академии вынудили Миллера в 1764 просить
Екатерину II о назначении главным
надзирателем Московского воспитательного
дома. Вскоре он был переведен на службу
в Московский архив Коллегии иностранных
дел, где и работал до конца жизни, став
со временем его управляющим. Миллер внес
существенный вклад в развитие отечественного
архивоведения: им были разработаны принципы
систематизации и описания архивных документов,
он явился воспитателем первого поколения
русских профессиональных архивистов
(Бантыш-Каменского Н.Н., В. Ф. Малиновского),
фактически основал библиотеку архива
(на сегодняшний день одно из ценнейших
книжных собраний Москвы), под его руководством
архив стал важным научным и культурным
центром. Не прекращал он и собственных
научных занятий. В эти годы им была написана
книга «Известие о дворянах российских»,
составлено историческое описание городов
Московской губернии. Активно занимался
Миллер и издательской деятельностью.
Под его редакцией вышли труды В. Н. Татищева,
А. И. Манкиева, С. П. Крашенинникова, первый
русский географический словарь Ф. А. Полунина,
ряд изданий исторических источников.
Миллер содействовал издательской деятельности
Н. И. Новикова, помогал М. М. Щербатову
в поисках источников для его «Истории
Российской».
Изучение
сибирских народов
С особым увлечением Миллер занимался этнографическими изысканиями, что, по его словам, было ему «вместо отдохновения». Он впервые предпринял попытку комплексного сравнительного изучения этнической истории, языков, материальной и духовной культуры сибирских народов. О том, какие задачи Миллер ставил перед собой и своими сотрудниками в ходе полевой работы, лучше всего свидетельствует его программа «Показание, каким образом при описании народов, а паче сибирских, поступать должно», написанная в 1740. В документе, состоящем из 923 статей, он сформулировал цели и методы этнографической работы. Научный уровень и подробность этой программы таковы, что исследователь начала XXI в. найдет очень мало проблем современной этнографии, о которых бы не было заявлено в этом удивительном памятнике XVIII в. Именно в Сибири Миллер заявил, что этнография является «настоящей» — самостоятельной — наукой.
Задачи, поставленные Миллером в области изучения коренных народов Сибири, нельзя не признать грандиозными. Столь же масштабной была и его деятельность, направленная на решение этих задач. В нее входили сбор архивных материалов по этнической истории, анкетирование местных канцелярий, опросы информаторов из числа русских и коренных жителей, личные наблюдения, составление этнографических коллекций. Результаты этой работы отражены в полевом дневнике ученого, насчитывающем около 2,5 тысячи страниц, а также в других экспедиционных рукописях.
В этнографических текстах Миллер с особой симпатией писал о «лесных» народах Сибири. Среди важнейших качеств, органически им присущих, он называл естественную доброту, сострадание к сородичам, неспособность наносить сознательные обиды и т. д. Эталоном нравственности для ученого представлялись тунгусы (эвенки и эвены). Пожалуй, Миллер первым из отечественных ученых смог увидеть в бедных кочевниках тайги подлинных рыцарей чести, во многом способных показать пример искушенным в аморализме европейцам.
Такое отношение Миллера к сибирским аборигенам шло вразрез с привычными взглядами той эпохи. Его не разделяли даже ближайшие соратники ученого. Тот же И. Г. Гмелин, спутник Миллера в сибирских скитаниях, писал о тунгусах Илимского уезда: «Наконец, что касается нравов этих тунгусов, то они являются нечистоплотным, неотесанным и грубым народом. У них нет больших пороков, но, как я полагаю, скорее из-за недостатка возможностей для этого, нежели из-за природного отвращения к ним».
Литература