Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:15, контрольная работа
Владимир Святославович был из рода Рюриковичей. Это был сын Святослава Игоревича. Владимир Святославоваич - был князь Новгородский в 969 - 977 гг и великий князь Киевский в 980 - 1015 гг. По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира I был брат Малуши Добрыня. С его правлением связывают самое важное событие, которое имело величайшего значения для всей Руси. Это событие определило дальнейший путь развития Руси. При князе Владимире произошло принятие христианства, как основной религии. Православие, круто изменило жизнь многих людей, была подготовлено предшествующим развитием русских земель и воплотилось в жизнь по политическими причинами. Не следует утверждать, что христианство было принято только по причине государственной пользы, князь Владимир Святославович глубокого переосмыслил собственную жизнь, искренне обратился к православию. Князь Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. По его приказу были уничтожены все идолы, а главного идола - Перуна, было велено сбросить в Днепр. Духовенство отныне стало проповедовать в городе новую веру и в назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Продолжая обращать страну в христианство, Владимир Святославович приглашает греческих мастеров для строительства храмов. Именно с их помощью в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), а также были перенесены святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизирует настоящий триумф христианства в Киевской Руси и олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". За период своего правления Владимир Святославоваич достиг больших успехов в политике, благодаря удивительной интуиции и гибкости мышления. Он всегда поступал мудро, умело применял силу, но и не злоупотреблял ею, если видел другие способы достижения цели. Владимир Святославович тонко чувствовал где нужно проявить силу, а где пойти на уступки. Своим правлением он наладил дружеские отношения с соседями, ладил и уважал свой народ, не давая при этом усомниться в своей силе. В народе его прозвали "Владимир Красно Солнышко".
Содержание
Владимир Святославович был из рода Рюриковичей. Это был сын Святослава Игоревича. Владимир Святославоваич - был князь Новгородский в 969 - 977 гг и великий князь Киевский в 980 - 1015 гг. По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира I был брат Малуши Добрыня. С его правлением связывают самое важное событие, которое имело величайшего значения для всей Руси. Это событие определило дальнейший путь развития Руси. При князе Владимире произошло принятие христианства, как основной религии. Православие, круто изменило жизнь многих людей, была подготовлено предшествующим развитием русских земель и воплотилось в жизнь по политическими причинами. Не следует утверждать, что христианство было принято только по причине государственной пользы, князь Владимир Святославович глубокого переосмыслил собственную жизнь, искренне обратился к православию. Князь Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. По его приказу были уничтожены все идолы, а главного идола - Перуна, было велено сбросить в Днепр. Духовенство отныне стало проповедовать в городе новую веру и в назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Продолжая обращать страну в христианство, Владимир Святославович приглашает греческих мастеров для строительства храмов. Именно с их помощью в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), а также были перенесены святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизирует настоящий триумф христианства в Киевской Руси и олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". За период своего правления Владимир Святославоваич достиг больших успехов в политике, благодаря удивительной интуиции и гибкости мышления. Он всегда поступал мудро, умело применял силу, но и не злоупотреблял ею, если видел другие способы достижения цели. Владимир Святославович тонко чувствовал где нужно проявить силу, а где пойти на уступки. Своим правлением он наладил дружеские отношения с соседями, ладил и уважал свой народ, не давая при этом усомниться в своей силе. В народе его прозвали "Владимир Красно Солнышко".
С 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном.
В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник. Но уже в эти годы он решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена.
Как и его отец, Владимир в дальнейшем крепкой рукой держал единство Руси. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.
Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца Святослава, вновь нацелившись на земли по Дунаю. Поход против Болгарии хотя и был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир.
В
начале правления Владимира
Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды, или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.
Печенеги
периодически грабили русские города
и села, уводили жителей в плен, а затем
продавали их на невольничьих рынках.
Крупное поражение Владимир нанес печенегам
в 992 г. В честь этой победы князь основал
город Переяславль [от слов «переять»
(«перенять») «славу»]. Но через четыре
года новая печенежская орда подошла к
городу Василеву близ самого Киева. Владимир
вышел против врагов с небольшой дружиной,
был разбит, и лишь чудо спасло его. Во
время бегства князь спрятался под мостом,
а печенежские всадники проносились над
ним.
Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов, и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15—20 км встали в этом районе на границе со степью. Большинство таких форпостов располагалось близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичев, а затем пройти через долину реки Стугна. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.
В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.
Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала «дымиться», это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.
Но
пожалуй, самым важным в этой системе
противоборства со степными кочевниками
стала практика привлечения в города-крепости
наиболее смелых, сильных, мужественных
воинов.
Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
Несмотря на то что подавляющее большинство ее жителей было язычниками, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно от правляли религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.
Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре этого мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.
В
летописи рассказывается о том, как
к Владимиру приходили
Владимир
внимательно выслушивал миссионеров,
советовался с боярами и киевлянами.
На первых порах все черты новой христианской религии, конечно, не могли проявить себя полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.
С этими прямо противоположными целями Русь и Византия начали в 987 г. переговоры, в ходе которых империя просила у Руси помощи против мятежников. Была затронута и проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.
Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь).
Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.
После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Но византийский император Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, где находились принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма.
В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василий в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами.
Владимир
вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса
иконы, церковную утварь, выведя оттуда
часть священников. Прихватил он с собой
и мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром
и священник Анастас, помогший ему овладеть
городом.