Владимиро
– Суздальское княжество.
История Северо-Восточной Руси, расположенной
в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает
особенный интерес потому, что именно
эта земля позже стала ядром нового Российского
государства. Значительную часть ее территории
занимали леса и малоплодородные подзолистые
почвы. Исключение составляли т.н. “ополья”,
огромные поляны на окраине лесов в районе
Ростова, Переяславля - Залесского и Суздаля,
с относительно мощным черноземом. Здесь
развивалось пашенное земледелие, появились
монастырские и боярские вотчины.
На Северо-Востоке,
который сравнительно поздно подвергся
славянской колонизации (с Х в.), наряду
со старыми городами (Ростов, Суздаль),
появлялись новые: Владимир - на- Клязьме,
Переяславль- Залесский, Галич. Под 1147
г. летопись впервые упомянула Москву.
Переселенцы с юга и северо-запада Руси
- земледельцы и ремесленники - ускоряли
освоение этой глухой окраины, приносили
с собой не только передовые приемы хозяйствования,
но и географические названия. Торговые
пути простирались через Новгородские
земли на запад и через Волжскую Булгарию
на восток и юго-восток. Ростово-Суздальская
земля вышла из-под власти Киева в 30-х годах
ХII в. при младшем сыне Владимира Мономаха
Юрии Долгоруком. (Свое прозвище получил
за стремление преобладать на Руси и править
в Киеве). Центр своего княжества он перенес
из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку
боярства и союз с Галицким княжеством,
после нескольких неудач все же “сел на
киевский стол” в 1155 г.
Однако его
правление оказалось недолгим, в
1157 г. он умер (по одной из версий был
отравлен киевлянами, недовольными его
правлением), а пришедшие с ним
суздальцы были перебиты. В дальнейшем
власть на Северо-Востоке переходит к
старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому,
который еще при жизни отца без его ведома
покинул предназначенный ему Вышгород
на юге Руси и вернулся в милую его сердцу
Суздальскую землю. (При этом князь взял
с собой считавшуюся чудотворной икону
Божией Матери, повелев поставить ее во
Владимире – на - Клязьме. Со временем
эта икона Владимирской Божией Матери
стала одной из главных святынь русской
земли). При этом столица была перенесена
во Владимир, который ранее считался “пригородом”
старых городов.Перенос столицы диктовался
стремлением Андрея к самовластию и желанием
избежать влияния старого ростово-суздальского
боярства. Владимир же не имел сложившейся
боярской группировки и собственного
веча, ограничивающего власть князя.
Проявлением новых тенденций становится
и превращение дружинников из советников
и соратников князя в его подданных, получающих
за свою службу земельные владения. Однако
верховная собственность на землю сохранялась
за князем, который ею полностью распоряжался.
Так складывалась синкретическая связь
власти и собственности, присущая восточной
цивилизации. Вместе с тем реальная власть-собственность
князя сочеталась с традиционными представлениями
земледельцев о том, что “земля Божья”
и принадлежит на деле тому, кто ее обрабатывает.
Но, в итоге, эти представления только
усиливали власть князя - наместника Бога
на земле, а следовательно, и его права
на землю. Кроме того, он воспринимался
как хранитель земли от социальных и природных
бедствий, иноземцев, заступник перед
Господом, а со временем, как символ единства
всех русских земель.
Отличительной чертой правления Андрей
Боголюбского стало и то, что после захвата
и разорения Киева в 1169 г. владимиро-суздальским
войском и союзными половцами, он туда
не переехал, а остался во Владимире, продолжая
политику укрепления собственного княжества.
Ради этой цели он попытался, правда, неудачно,
учредить собственную митрополичью кафедру,
равную Киевской, чтобы возвысить Владимир,
превратив его в независимый от Киева
не только политический, но и религиозный
центр. Андрею удалось несколько расширить
княжество, которому платили дань даже
волжские булгары.Стремление к самовластию,
не отвечающему идеалу правителя людей
того времени, репрессии против бояр и
ряд военных неудач привели к организации
против него заговора. В 1174 г. заговорщики
убили князя в его замке Боголюбово. Вслед
за этим по всему княжеству прокатились
волнения.После смерти Андрея старшие
дружинники-бояре старых городов предложили
престол Ростиславичам, племянникам убитого
князя, но владимирцы выдвинули его сводных
младших братьев - Михалко и Всеволода.
После кровопролитной усобицы победу
одержали братья.
Всеволод Большое Гнездо, сменивший рано
умершего брата Михалко, проводил более
взвешенную политику, чем Андрей, что и
позволило значительно укрепить Владимирское
княжество и власть самого князя. Он расширил
свои владения, усилил дружину, подчинил
своему влиянию Новгород и Рязань, предпринял
новый поход на Волжскую Булгарию.
В результате в Северо-Восточной Руси
окончательно утвердилось первенство
Владимиро-Суздальского великого князя.Но
центробежные процессы развивались и
после смерти Всеволода. Вновь начались
междоусобицы, ослабившие княжество. В
результате борьбы Всеволодовичей к власти
приходит его сын Юрий , ставший последним
правителем независимого Владимиро-Суздальского
княжества и погибший в трагическую годину
монгольского нашествия.