Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:19, доклад
На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул.
Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское
княжество - типичный образец русского
княжества периода феодальной раздробленности.
Занимавшая большую территорию - от Северной
Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния
с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со
временем стала центром, вокруг которого
объединились русские земли, сложилось
Русское централизованное государство.
На ее территории была основана Москва. Росту
влияния этого крупного княжества в немалой
степени способствовало то, что именно
туда перешел из Киева великокняжеский
титул. Все владимиро-суздальские князья,
потомки Владимира Мономаха, - от Юрия
Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского
(1276-1303 гг.) - носили этот титул.
Туда же была перенесена и митрополичья
кафедра. После разорения Батыем Киева
в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский
патриарх поставил в качестве главы русской
Православной церкви митрополита Кирилла,
русского по происхождению, который во
время разъездов по епархиям явно отдавал
предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий
митрополит Максим в 1299 г., "не терпя
насилья татарского", окончательно
покинул Киев и "седе в Володимире со
всем клиром своим". Он же первым из
митрополитов стал называться митрополитом "всея
Руси".
Ростов Великий
и Суздаль, два
древнейших русских города, издревле давались
великими киевскими князьями в уделы своим
сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир
Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею.
Город вошел в состав Ростово-Суздальского
княжества, где княжеский престол занимал
старший брат Андрея - Юрий Долгорукий,
после смерти которого его сын Андрей
Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу
княжества из Ростова во Владимир. С тех
пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское
княжество.
Владимиро-Суздальское княжество недолго
сохраняло единство и целостность. Вскоре
после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое
Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на
мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало
самостоятельным и Московское княжество.
Общественный строй.
Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском
княжестве мало чем отличалась от киевской.
Однако здесь возникает новая категория
мелких феодалов - так называемые дети боярские.
В XII в. появляется и новый термин - "дворяне".
К господствующему классу относилось
также духовенство, которое во всех русских
землях периода феодальной раздробленности,
и во Владимиро-Суздальском княжестве
в том числе, сохранило свою организацию,
строившуюся по церковным уставам первых
русских христианских князей - Владимира
Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь,
татаро-монголы оставили неизменной организацию
православной церкви. Привилегии церкви
они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший
из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267
гг.), гарантировал неприкосновенность
веры, богослужения и церковных канонов,
сохранил подсудность духовенства и других
церковных лиц церковным судам (за исключением
дел о разбое, убийствах, освобождении
от податей, повинностей и пошлин). Митрополит
и епископы Владимирской земли имели своих
вассалов - бояр, детей боярских и дворян,
которые несли у них военную службу.
Основную массу населения Владимиро-Суздальского
княжества составляли сельские жители,
называвшиеся здесь сиротами, христианами,
а впоследствии - крестьянами.
Они платили феодалам оброк и постепенно
лишались права свободного перехода от
одного хозяина к другому.
Политическая система.
Владимиро-Суздальское княжество представляло
собой раннефеодальную
монархию с сильной великокняжеской властью.
Уже первый ростово-суздальский князь
- Юрий Долгорукий - был сильным правителем,
сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей
Боголюбский вновь покорил "матерь
городов русских", но столицу свою туда
не перенес -вернулся во Владимир, тем
самым вновь утвердив его столичный статус.
Он же сумел подчинить своей власти ростовских
бояр, за что и был прозван "самовластием"
Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору
татаро-монгольского ига владимирский
стол продолжал считаться первейшим великокняжеским
престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли
оставить нетронутыми внутреннее государственное
устройство Владимиро-Суздальского княжества
и родовой порядок преемства великокняжеской
власти.
Великий князь владимирский опирался
на дружину, из числа которой, как и во
времена Киевской Руси, формировался Совет при князе.
Кроме дружинников, в совет входили представители
высшего духовенства, а после перенесения
митрополичьей кафедры во Владимир - и
сам митрополит.
Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий)
- второе по значению лицо в государственном
аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.)
в числе княжеских помощников упоминает
также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует
о том, что Владимиро-Суздальское княжество
унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную
систему управления.
Власть на местах принадлежала наместникам
(в городах) и волостелям (в
сельских районах). Они же вершили суд
в подведомственных им землях, проявляя
при этом не столько заботу об отправлении
правосудия, сколько стремление к личному
обогащению за счет местного населения
и пополнению великокняжеской казны, ибо,
как говорит та же Ипатьевская летопись,
"много тяготу людем сим створиша продажами
и вирами".
Право. Источники
права Владимиро-Суздальского княжества
до нас не дошли, но не подлежит сомнению,
что в нем действовали общенациональные
законодательные своды Киевской Руси.
Правовая система княжества включала
источники светского и церковного права.
Светское право было представлено Русской Правдой
(многие ее списки были составлены именно
в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное
право исходило из норм общерусских уставов
киевских князей более раннего времени
- Устава князя Владимира о десятинах,
церковных судах и людях церковных, Устава
князя Ярослава о церковных судах. Эти
источники опять же дошли до нас в списках,
составленных во Владимиро-Суздальской
земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское
княжество отличалось высокой степенью
правопреемства с Древнерусским государством.
Великий Новгород. Новгород - особый
город в русской истории: отсюда начиналась
русская государственность. Новгород
- один из древнейших русских городов,
второй по значению после Киева. Судьба
Новгорода в русской истории необычна.
В XIII в. Новгород стал называться Великим
Новгородом, в XIV в. это название стало
официальным.
Новгородская земля занимала огромную
территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность
этой земли заключалась в том, что она
была мало пригодна для занятия земледелием.
Население выращивало технические культуры:
лён, коноплю. Жители Новгородской земли
занимались также солеварением, бортничеством,
производством металлов. Особое место
в жизни новгородцев занимало ушкуйничество - речной разбой на
лодках - ушкуях. Родители охотно отпускали
своих детей ушкуйничать и сложили пословицу:
"Чужая сторона прибавит ума" (См.
дополнительный иллюстративный материал).
Основным богатством Новгорода были леса.
В лесах в большом количестве обитали
пушные звери - куницы, горностаи, соболи,
мех которых был драгоценным и чрезвычайно
ценился на Западе. Поэтому главным занятием
населения была охота на пушного зверя.
Кроме того, Новгород занимал исключительно
выгодное место для занятия торговлей,
так как стоял у истоков двух торговых
путей - по Днепру и по Волге. Новгород
был самым торговым городом того времени.
Но всю торговлю держали в своих руках
новгородские бояре. Торговля мехом приносила
им баснословные прибыли. Среди киевских
князей Новгород считался почётным владением.
Сюда на княжение киевские князья, обычно,
посылали своих старших сыновей.
Экономическое процветание Новгорода
создало предпосылки для его политического
обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали
наместника киевского князя Всеволода,
городом стала управлять выборная администрация.
Сложилась так называемая Новгородская
боярская республика со своей оригинальной
политической традицией - республиканским правлением.
На Руси имелся
древний обычай - все главные вопросы
решать на общем собрании - вече. Но
нигде вече не имело такой силы,
как в Новгороде. В Новгороде на вече
стали избирать высшие должностные лица:
- посадник
(по современным понятиям - глава правительства
Новгорода); посадник руководил вечем,
вёл переговоры с соседними областями;
- тысяцкий
- глава новгородского ополчения;
- епископ (архиепископ)
- глава новгородской церкви; епископ обладал
и светской властью: ведал городской казной,
внешними делами; после избрания на вече
епископ должен был ездить в Киев, где
архиепископ посвящал его в сан.
По форме новгородская республика была
демократичной. Но демократия
в Новгороде была элитарной. Все важнейшие
вопросы в жизни Новгородской земли решали
несколько боярских семей. Мнение народа
использовалось для сведения счётов с
противником. Постоянно согласия на вече
не было, соперничающие группировки сходились
на мосту через реку Волхов, и начинались
кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой
общественной жизни Новгорода стала постоянная
социальная нестабильность, которая сыграет
в судьбе Новгорода свою роль.
Новгород стал самым
богатым русским городом в
период феодальной раздробленности. Но
по отношению к другим русским
городам Новгород проводил особую политику:
новгородцы всегда пытались отгородиться
от общерусских проблем, чтобы не
делиться своими доходами с другими,
более бедными русскими городами.
Новгород в хозяйственных связях
сближался с южно - балтийским миром,
скандинавскими и немецкими землями.
Исследователи считают, что в
тот период новгородцы могли окончательно
оторваться од других русских земель
и превратиться в самостоятельный
этнос, но были две причины, которые позволили
удержать Новгород в составе русских земель.
Одной причиной был князь. Должность князя
новгородцы сохранили. По сложившейся
традиции они продолжали приглашать князя
из русских земель. Боярство всячески
ограничивало должность князя: князь не
имел права селиться в Новгороде, он не
имел права приобретать в Новгороде землю,
его доходы ограничивались. Но для народа
настоящим, истинным вождем был все - таки
не посадник, не тысяцкий, а князь. В трудных
ситуациях именно в князе видели и верховного
судью, и предводителя войска, и защитника
от врагов. Авторитет князя особенно возрастал
в военное время, и вокруг князя, а не тысяцкого,
сплачивались и княжеская дружина, и народное
ополчение.
Было еще одно обстоятельство, которое
связывало Новгород с другими русскими
городами - хлеб. Своего хлеба в Новгороде
никогда не хватало. Со временем установилась
хлебная зависимость Новгорода от других
русских городов. Обычно новгородцы приглашали
князя из того княжества, откуда поступал
хлеб.
Исторически сложившаяся обособленность
Новгорода от других русских земель имела
драматическое политическое последствие
для самого города. К ХV в. власть в Новгороде
окончательно оказалась в руках узкого
круга новгородского боярства. Это вызвало
недовольство широких кругов населения.
В это время Москва начнет вести борьбу
за объединение русских земель. К ХV в.
под ее властью окажется значительная
часть русских земель, кроме основных
противников, в том числе и Новгорода.
К концу ХV века натиск Москвы на независимость
Новгорода усилился. Новгородские бояре
обратились за помощью к правителям соседних
католических государств - Литве и Польше.
Узнав об этом, великий московский князь
Иван III предпринял самые решительные
меры - в 1471 г. собрал общерусский поход
против новгородцев - "отступников к
латинству". Бояре Новгорода обратились
к населению с призывом оказать москвичам
сопротивление. Но за 300 лет вольности
население Новгорода устало от боярских
усобиц. В ответ на призывы бояр новгородцы
заняли пассивную позицию. Немногочисленные
новгородские полки были разбиты москвичами.
Независимость Новгорода была окончательно
ликвидирована в 1478 г. - вечевой колокол
- символ независимости Новгорода - был
отвезён в Москву. Сотни новгородских
боярских семей были переселены в Москву,
а московские - в Новгород (См.
дополнительный иллюстративный материал).
Таким образом, самая большая по территории
и самая богатая русская земля периода
феодальной раздробленности - Новгородская,
из-за стремления отгородиться от общерусских
проблем потеряла исторический шанс стать
центром объединения всех русских земель.
Галицко-Волынское княжество. На юго-западе
от Киева лежали крупные древнерусские
города Галич и Волынь (Владимир-Волынский).
Галицкие земли отличали теплый климат,
богатая природа, плодородная почва, близость
к Византии и западным государствам. Эти
земли были богатейшей областью на Руси.
Их называли Червонной (Красной)
Русью. Здесь процветали земледелие,
торговля, ремёсла, добыча каменной соли.
Местное боярство имело обильные источники
существования. Нигде боярство не было
так сильно, как в Червонной Руси. Рюриковичам
всегда здесь было очень трудно править.
Положение Рюриковичей осложнялось близостью
сильных государств - Венгрии и Польши.
Западные католические государства всегда
стремились установить здесь своё влияние.
Политическое возвышение Галицкой земли
началось при Ярославе I Осмомысле (1153-1187).
Ярослав получил свое прозвище из-за того,
что был очень образованным человеком
и знал восемь языков. Ему удалось победить
бояр в своей земле и взять всю власть
в свои руки. Мощь его государства была
велика, а сила войск поражала. В 1159 г. галицкие
и волынские дружины под его руководством
на некоторое время захватили Киев.
В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич
объединил Галич и Волынь. Образовавшееся Галицко-Волынское
княжество стало крупнейшим в Южной
Руси. В 1203 г. он захватил Киев и получил
титул великого князя. Роман Мстиславич
подавил оппозицию местного боярства.
Организуя военные походы на Литву, половцев,
западные страны, он мечом расширял пределы
своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич
отправился с походом в Германию, но по
пути в Польше был убит. Галицко - Волынское
княжество охватили боярские смуты. Вдова
князя с малолетними детьми - Даниилом
и Васильком - едва успела покинуть пределы
княжества.
В 1221 г. выросший сын Романа Мстиславича Даниил Романович - смог вернуться
в отцовскую вотчину. В 1240 г. он смог объединить
под своей властью галицкие, волынские
и киевские земли и стал самым сильным
на Руси князем. Но в том же году на Южную
Русь обрушились монголо - татары и разрушили
Галицко - Волынское княжество. Самый сильный
на Руси князь оказался в зависимости
от монгольского хана. Перед Даниилом
встала трудная задача - укрепить разрушенное
княжество, защитить от посягательства
соседей, восстановить внутри княжества
покой и порядок. Даниил Романович реорганизовал
свои дружины, стал налаживать торговые
связи с Византией, Венгрией, Германией,
Римом, строил новые города. Так, на западной
границе он выстроил новый город и подарил
своему сыну Льву в качестве свадебного
подарка. С тех пор этот город называется
Львовом. В 1255 г. Папа римский предложил
Даниилу титул короля и военную помощь
в борьбе против монголо - татар. Даниил
же должен был способствовать распространению
католичества в своём княжестве. Даниил
титул короля "Малой Руси" принял,
но способствовать распространению католичества
не стал и военной помощи не получил.
Укрепление Галицко-Волынского княжества
беспокоило монголов. В 1261 г. их огромное
войско ворвалось в пределы княжества.
Даниилу было приказано уничтожить военные
укрепления нескольких городов. Многолетний
труд Даниила по укреплению своей вотчины
был уничтожен руками самого Даниила.
Восстановить разрушенное сил у Даниила
уже не было. В 1264 г. Даниил Галицкий умер.
Но в памяти народа остались его воинские
подвиги, а также то, что в годы суровых
испытаний он не потерялся, привёл свою
вотчину в цветущее состояние. Но в нём
ценили и другую его черту - беспримерную
дружбу с братом Васильком. С детских лет
они всё делили пополам: и горе, и радости.
Такое братское согласие в те времена
встречалось не часто и осталось в памяти
народной.
После смерти Даниила Галицкого раздоры
бояр вспыхнули с новой силой. Потомки
Даниила не смогли удержать единства Галицко
- Волынского княжества. Из - за усобиц
князей и боярства княжество постепенно
слабело и через 100 лет было поделено между
Польшей, Венгрией и Литвой.
Таким образом, одно из богатейших древнерусских
княжеств - Галицко - Волынское - в значительной
степени из - за постоянных раздоров боярства
утратило исторический шанс в будущем
возглавить объединительный процесс на
Руси.
Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине — уния об образовании единого государства — Речи Посполитой.
На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства имели некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве образовался довольно широкий слой служилого дворянства, наделенного поместными землями.
До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская уния оформила многонациональное государство — Речь Посполитую.
Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и традиций. Главой государства был господарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов (“паны-рада”), т. е. крупных феодалов-магнатов. В совет входили католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В составе Совета со временем выделяется более узкий “тайный совет”.
С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм — сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов, шляхту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается право “вето”, когда любой депутат мог отменить решение сейма.
Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), “подскарбий дворный” (государева казна), гетман земский (военное командование).
После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.
Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост, поветов, волостей, держав, уездов. Образовывались местные сеймики. Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.