Внешняя и внутренняя политика СССР 1984-1991 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:38, реферат

Описание

В этой работе я постараюсь раскрыть и рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику СССР с 1984 по 1991 год. Постараюсь понять какой она была на самом деле. Ведь родители наши слышали (или хотели слышать) одно, а на самом деле происходило совершенно другое. Постараюсь проанализировать состояние экономики, жизненный уровень населения и всё остальное, что связанно с внутренней политикой. Оборонные, экономические, правовые и другие отношения с зарубежными странами, всю внешнюю политику Союза Советских
Социалистических Республик в период с 1984 по 1991 год.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 68.43 Кб (Скачать документ)

Итак, наступил конец 1987 г., прошло уже два с половиной года после  прихода к власти Горбачева, прошел год с декабря 1986 г., когда было решено (и сказал об этом Наджибулле) вывести войска в течении максимум полутра-двух лет. А их вывод еще и не начинался --- во многом по указанным выше причинам. Но была здесь еще одна причина. Продвижение на афгано- пакистанских переговорах в Женеве периодически останавливались усилиями 
Вашингтона. Однако, после состоявшейся в декабре 
1987 г. в Вашингтоне советско-американской встречи в верхах там наконец возобладала точка зрения в пользу подписания Соединенными Штатами женевских соглашений по Афганистану, с тем чтобы позволить СССР уйти из этой страны без потери лица. Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А.Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного представителя Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена позиция Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального примирения в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в целях скорейшего достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими средствами будут продолжены. Вскоре, в феврале 1987 г., дважды (в начале месяца и в конце) состоялись переговоры министра иностранных дел Э.А. 
Шеварнадзе с министром иностранных дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварнадзе подтвердил позицию Советской стороны о скорейшем выводе советских войск, как только будет достигнуто урегулирование. Стороны выразили поддержку усилиям личного представителя генерального секретаря ООН Д. Кордоаеса, через которого велись афгано-пакистанские переговоры в Женеве, и отметили их важность. 
Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во время визита в 
Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел Исламской 
Республики Иран А.А. Велаяти. Председатель Президиума Верховного Совета 
СССР А.А. Громыко обратил внимание иранского министра на то, что с территории Ирана осуществляется засылка отряда оппозиции, ведущих вооруженную борьбу против афганского народа. “Иранское руководство сделало бы доброе дело, - отметил А.А. Громыко, - если бы оно содействовало решению вопроса об обстановке вокруг Афганистана политическими средствами и использовало свое влияние для того, чтобы донести до афганцев, находящихся на территории Ирана, правду о решении правительства ДАР по вопросу о национальном примирении”.**** После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей решения афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. 
Горбачев выступил с заявлением, которое гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода советских войск --- 15 мая 1988 г.14 апреля 
1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих документов по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Данные документы не касались внутренних проблем Афганистана, которые были вправе решать лишь сам афганский народ. Значение женевских соглашений заключается а том, что они поставили преграду внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим афганцам установить мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска. 
Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя следует отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с повестки дня внешней политики СССР, т.к. решался вопрос о том, что делать с этой страной после вывода от туда войск Советского Союза. После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из самых важных препятствий на пути нормализации советско-афганских отношений.

(* - Горбачев М.С. “Годы  трудных решений”. М., 1993 г. 
** - Черняев А.С. “Шесть лет с Горбачевым”. М., 1993 г. 
*** - 1.Корниенко Г.М. “Холодная война”: свидетельство ее участника. М., 
1995 г. 
2.Нежинский Л.И., Челышев К.А. Советская внешняя политика в годы “холодной войны” (1945-1985). Новое прочтение. --- М., 1995 г. 
**** - Шеварнадзе Э.А. “Мой выбор”. М., 1991 г. )

Раздел II. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР 1984-1991 г.

Глава I. ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ  АРМИИ В ПЕРИОД 1984 - 1991 г.

С конца 70-х годов советское  политическое руководство все чаще стало выдвигать идею об отказе применения ядерного оружия первыми. 12 июня 1982 года Советский Союз заявил об этом официально. В этом же году Министр обороны  маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов  заявил: «Лишь чрезвычайные обстоятельства - прямая ядерная агрессия против Советского государства или его союзников - может заставить нас прибегнуть к ядерному удару возмездия, как  последнему средству самообороны». Политическое заявление нашло отражение в  положениях военной доктрины, что  сказалось и на стратегических вооружениях. Потребовалось провести модернизацию ракетных комплексов, направленную на повышение стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва и, прежде всего, к действию нейтронного излучения. 
Получили дальнейшее развитие морские стратегические ядерные силы. В конце 
70-х годов на вооружение принимается ракетный подводный крейсер типа 
«Кальмар» с ракетами Р-29Р, оснащенными разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения. В 1982 году на испытание вышла головная подводная лодка типа «Акула» ракетной системы «Тайфун». Она несла 
20 твердотопливных ракет Р-39 с 10 боеголовками типа «МИРВ» на каждой и дальностью полета свыше 8000 км. «Акула» стала самой крупной подводной лодкой в мире. Всего было построено шесть таких крейсеров. Следует отметить, что по ряду параметров они уступали американским ПЛАРБ типа 
«Огайо». 
В 1982 году все части ВМФ и ВВС, входящие в стратегические ядерные силы, получили более совершенные средства управления. С 1987 года началось развертывание мобильного грунтового БРК «Тополь» с ракетой РС-12М. В 1988- 
1989 годах на вооружение принимаются МБР РС-18В и РС-22 шахтного базирования, способные нести по 10 боевых блоков индивидуального наведения, а также модификацию РС-22 для боевого железнодорожного комплекса. С их вводом в группировку РВСН боевые возможности советских стратегических ядерных сил по нанесению ответного удара заметно возросли. 
В 80-х годах также совершенствовалось оружие морских и воздушных компонентов ядерной триады. Был принят на вооружение ракетные подводные крейсера типа «Дельфин» с БРПЛ Р-29РМ, имеющей высокие тактико-технические характеристики. Дальняя авиация стала пополняться бомбардировщиками Ту- 
95МС6 - носителями крылатых ракет большой дальности, а потом и Ту-95МС16 
(нес 16 КР), что существенно увеличивало боевые возможности стратегической авиации. С 1987 года началась опытная эксплуатация ракетоносца Ту-160, по своим боевым характеристикам превосходящего американский В-1В. 
Предполагалось, что всего будет развернуто 100 таких самолетов. 
Однако, известные политические события, а именно - развал СССР, распад единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны, существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей 
Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в вопросах СНВ между США и СССР.

Глава II. ПЕРЕСТРОЙКА. ПРИЧИНЫ  И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает  под ним нечто, соответствующее  его политическим взглядам. Кто говорит, что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокупность общественно- политических процессов в период 1984 -1991 годов.

За столь короткое время, которое было отведено мне для  написания этого реферата, невозможно полностью осветить все процессы, происходившие в стране за упомянутый период, поэтому я решил акцентировать  внимание не на делах четырнадцателетней давности, (тем более, что объективных сведений маловато, а поднимать подшивки газет за 14 лет - дело, требующее большого времени), а остановиться именно на событиях и проблемах во времена правления президента СССР до августа 1991 года.

Чуть более тринадцати лет назад руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что она носит затяжной, мучительный характер. В последнее время все реже и реже произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она завершилась, исчерпав себя и потерпела поражение.

Так завершилась перестройка  или нет? Чем она является или, во всяком случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим - в самых  общих чертах - как она развивалась, как менялась роза вызванных ею политических ветров.

Итак, термин "перестройка" появился в нашей политической лексике  в 1985 году. Но чем была тогдашняя "перестройка"? Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих  лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной  модернизации режима была осознана в  результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала  Российская империя от других европейских  держав за время, прошедшее после  триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. 
Теперь же причиной начавшегося "ремонта" стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу "звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 г.г. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. 
Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке - 41 процент, в девятой - 28, в десятой - 21, в одиннадцатой - 17 процентов. 
Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37 процентов, в девятой - 25, в десятой - 17 процентов).

Но имелось и характерное  отличие. Чтобы его показать, процитируем  одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В середине прошлого века он писал  о России следующее: "При существовавших политических условиях в стране не была возможна никакая иная административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и доведенной до предела  бюрократической системы. Чтобы  заложить основы более подходящей системы, Александр II вынужден был вновь обратиться к идее освобождения крепостных. Ему  пришлось бороться с двумя грозными противниками: с дворянством и  с той самой бюрократией, которую  он возымел намерение реформировать вопреки ее собственному желанию и которая должна была в то же время служить орудием выполнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников".

Это мысли Энгельса из его  работы "Европа в 1858 году" (Маркс  К., 
Энгельс Ф., соч.т.12, с.672). Не правда ли, все очень похоже - с точки зрения методов? Но вот что касается целей... Если Александр II поставил в повестку дня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всю систему общественных отношений, то новый Генеральный секретарь 
М.С.Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской "оттепели". Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям. Отмена крепостного права даже в том варианте, который был реализован Александром II, привела к существенному расширению "степеней свободы" для большинства населения Российской империи. 
Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".

Причины теперешнего кризиса  в экономике, по мнению специалистов, не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре  народного хозяйства страны и  отсутствии серьезных стимулов к  труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к  потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью  идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем  месте" заставить проржавевший хозяйственный  механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления  была задействована только одна седьмая  часть основных производственных фондов. 
И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку  ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так  и осталась на складах и под  открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец поняли, что при  отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода  обернулась лишь правом бесконтрольного  расходования государственных средств  и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и  резкому росту денежной массы  в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку  деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без  исключения.

Желание власти выглядеть  хорошо без всяких на то оснований  сыграло с ней злую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в  экономику инфляционные деньги. В  конце концов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства  от первой реформы Горбачева - антиалкогольной  компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению. Второе дыхание  к социализму так и не пришло - началась агония... 
( История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.Н.Зуев. Москва. “Высшая школа”. 1997 )

Глава III.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ.

Идет Брежнев по базару и видит грузина - тот торгует  арбузами. Брежнев хочет купить арбуз  и говорит:

Информация о работе Внешняя и внутренняя политика СССР 1984-1991 гг.