Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:17, контрольная работа
Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси. А так же необходимо раскрыть историческую значимость внешней политики Киевской Руси в нескольких направлениях:
- отношения с Хазарским каганатом;
- отношения с кочевниками (со Степью);
- отношения с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы;
- отношения со странами Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ 5
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ 8
2.1. Разгром Хазарского каганата 8
2.2. Борьба с кочевниками 10
2.3. Отношения Киевской Руси и Византии 12
2.4.Отношения со странами Европы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Филиал
в г. Братске
Контрольная
работа
по дисциплине: Отечественная история
Тема: Внешняя политика Киевской Руси
Вариант:
6
Выполнил:
Студентка группы:
ДиАз-11
Проверил:
Григоревская Н.П.
Братск-2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ
2.1. Разгром Хазарского каганата 8
2.2. Борьба с кочевниками 10
2.3. Отношения Киевской Руси и Византии 12
2.4.Отношения
со странами Европы
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Киевская Русь вела активную
внешнюю политику. Ее правители
устанавливал дипломатические
Древняя
Русь, а позднее раннефеодальное
государство имела активные связи
с внешним миром. Характер этих связей
и взаимоотношения с
Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Актуальностью данной темы является то, что киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность.
Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси. А так же необходимо раскрыть историческую значимость внешней политики Киевской Руси в нескольких направлениях:
- отношения с Хазарским каганатом;
- отношения с кочевниками (со Степью);
- отношения с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы;
-
отношения со странами Европы.
1. ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы. Государство Киевская Русь сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Историческим ядром Киевской Руси было Среднее Поднепровье. В Киевской Руси очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью (Киевской Русью), а народ, составивший это объединение, — русами.
В связи с тем, что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.
Киевская Русь - это государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи.
На протяжении всего периода существования Киевской Руси, древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.
До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и, особенно, на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, так как Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.
Международные
отношения на Руси как неотъемлемая
часть и орудие внешней политики
появились и развивались
2. ВНЕШНЯЯ
ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ
2.1. Разгром
Хазарского каганата
Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.
Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.
Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси.
Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.
Во второй половине X в. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. Союзниками Святослава в походе 964—965 годов выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.
В осажденном городе хазарам бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали "черными" землями к Тереку и спрятались в Дагестане. Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазаров - Семендер. Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. Уже по дороге домой он взял еще одну хазарскую крепость - Саркел.
Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией. В этом городе Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. В 965г Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.
После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел.
В результате похода 964 - 965 годов Святослав исключил из сферы влияния еврейской общины Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона.
На
берегу Керченского пролива
2.2.
Борьба с кочевниками
«В этот период Древней Руси приходилось вести постоянную борьбу с кочевниками. В X и начале XI вв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега».