Внешняя политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:20, реферат

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период правления Николая I наша страна попыталась стать иной, выйти на новый уровень развития. Николай I взошёл на престол после выступления декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения отмены крепостного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Личность и биография Николая I………………………………………4
Внутренняя политика Николая I……………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

николай 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Столь же внимательно правительство следило и за литературой, публицистикой, периодической печатью. Главной формой надзора в этой сфере была цензура, которая при Николае I становится чрезвычайно жесткой. В 1826 г. был принят цензурный устав, который современники прозвали «чугунным». В 1828 г. он был заменен другим, чуть более мягким, который, тем не менее, также давал широкую возможность борьбы с «подрывом успеха».

В целом благодаря охранительным мерам, проводившимся с невиданными прежде последовательностью и замахом, Николаю I удалось на какое-то время предотвратить серьезные перемены. Однако николаевский «порядок» носил в значительной степени внешний характер. Остановить глубинные процессы, разъедавшие самодержавно-крепостнический строй, царь конечно же был не в силах.

Николай I, который по-своему был весьма серьезным и ответственным государственным деятелем, достаточно ясно понимал, что управлять страной с помощью исключительно репрессивных, охранительных средств невозможно. Для наведения и поддержания столь любимого царем «порядка» необходимы были меры позитивного характера: без реформ и нововведений не мог обойтись даже такой их не любитель, как Николай. Одной из первых и весьма удачных мер подобного рода стала кодификация — выявление, обработка и сведение  одну систему огромной массы законодательного материала, накопившегося со времен Соборного уложения 1649 г., последнего упорядоченного свода законов России.

В 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии, которое возглавил М. М. Сперанский. В результате интенсивной и хорошо организованной работы этим органом были изготовлены два грандиозных издания. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов Полного собрания законов Российской империи (с 1649 по 1825 г.), материалы в котором располагались в хронологическом порядке. В 1833 г. было опубликовано 15 томов Свода законов -  здесь огромный массив законодательного материала был тщательно обработан  и систематизирован. Свод сделал русские законы доступными для употребления и государственными чиновниками, и частными лицами. Работа по кодификации была, несомненно, полезной. Однако она имела чисто технический характер, не внося ничего нового ни в российское законодательство, ни в государственный строй, ни в принципы управления.

 В 1837 в России была открыта для движения первая железная дорога, протяжностью 27 км, связавшая Петербург с Царским селом. Так же была построена самая длинная для того времени (более 600 км) железнодорожная магистраль, связавшая два столичных города — Москву и Санкт-Петербург. Её строили около десяти лет, а движение по ней началось в 1851 г. По имени царя дорога получила название Николаевская.10

Важную роль в создании относительно стабильного  положения в стране сыграла деятельность министра финансов Е. Ф. Канкрина. Свою главную задачу он видел в том, чтоб преодолеть инфляцию, приведя в порядок денежную систему, подорванную как бесконечными войнами, так и непродуманной деятельностью, его предшественников. Решение подобной задачи требовало больших денег. Канкрин попытался накопить их, не повышая прямых налогов, которыми и так было обременено население. Он при поддержке Николай I навёл режим строгой экономии в системе государственного управления. Значительные средства были получены благодаря заметному повышению таможенных пошлин на большинство  промышленных изделий, ввозимых в Россию из-за рубежа. Наконец, по инициативе Канкрина в России была введена система  винных откупов: государство, имевшее монополию на продажу крепких напитков, стало продавать право на торговлю водкой частным лицам с аукциона, получая таким образом, единовременно очень хороший доход. Накопив в казне достаточно средств, Канкрин в 1843 г. заменил обесцененные ассигнации кредитными билетами, причём правительство взяло на себя обязательство обмена этих билетов на звонкую монету — серебро, по первому требованию. Данная мера сыграла важную роль в оживлении промышленности и особенно торговли, в восстановлении кредитоспособности государства.

В целом реформы  Канкрина, так же как и другие меры подобного рода, принятые в  царствование Николая I, не  носили принципиального характера. С их помощью невозможно было выйти из того состояния застоя, в которое все в большей степени попадала Российская империя.

Принципиально важное значение имел, конечно, крестьянский вопрос, который постоянно привлекал внимание Николай I: за время его царствования было создано десять секретных комитетов, посвященных этому вопросу. Но, конечно, секретное обсуждение подобного вопроса бюрократами, равнодушными, как правило, ко всему, кроме своих личных выгод, серьезных результатов дать не могло. Здесь можно отметить лишь указ об обязательныхкрестьянах 1842 г. По указу помещик мог предоставить крестьянам личную свободу, оставив свою землю в своей собственности. Однако часть земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условии отбывания ими повинностей — барщины и оброка (отсюда и название указа — крестьяне сохраняли определенные обязанности по отношению к своим бывшим хозяевам). Этот указ явился своеобразным дополнением к указу о «вольных хлебопашцах» 1803 г.; оба указа носили рекомендательный характер, предполагая помещикам добровольно отказаться от крепостных. Основная масса помещиков предложения правительства проигнорировала.

В 1847 г. правительством Николай I была проведена инвентарная реформа — единственное преобразование, имевшее обязательный характер для помещиков. При составлении так называемых «инвентаре»*, устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права превышать. «Инвентари» были  серьезным шагом на пути ограничения эксплуатации крепостных крестьян. Однако реформа охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний на Украине). Правительство преследовало прежде всего политические цели: помещики в этих краях были в основном поляками и католиками, находившимися в постоянной оппозиции к самодержавной власти, которая стремилась найти опору в православном украинском крестьянстве. Когда же Николаю предложили распространить инвентарную реформу на великорусские губернии, он дал ответ, в высшей степени характерный, он сказал, что  хоть он всевластный и самодержавный, на это никогда не пойдёт, так как он не мог ссориться дворянством.

Несколько смелее царя действовал в отношении «своих», т.е. государственных, крестьян, чье положение тоже было достаточно тяжелым. В 1837 г.  было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д, Киселев — один из немногих деятелей николаевского времени, искренне стремившийся улучшить положение крестьян. В ходе реформы, проводимой министерством, было организованно переселение крестьян из густонаселенных районов; увеличены земельные наделы; уменьшены подати; создана сеть медицинских и учебных заведений в деревнях и селах. Однако даже эта самая серьезная мера николаевского царствования в крестьянском вопросе имела общий для всей политики правительства недостаток. Она проводилась чисто бюрократическими мерами и была связана с созданием обширного штата администрации, что ослабляло положительные результаты реформы.

Общий дух николаевского  царствования, идеологические установки правящей бюрократии, методы, которыми действовало правительство, делали невозможным последовательное решение крестьянского вопроса.

В 1848 г. во Франции  началась революция, охватившая затем  всю Европу. Для Николая I и его окружения самым опасным было то, что она могла проникнуть и в Россию. Поэтому царь решительно ужесточил внутреннюю политику.

Так, для усиления цензурного кордона был создан новый  орган - специальный комитет, называемый обычно по имени его председателя Д. П. Бутурлина «бутурлинским». Под надзором комитета попали все прочие цензурные органы, за которыми царь приказал следить на менее строго, чем за деятельностью журналистов и писателей.

В 1849 г. на российские университеты обрушился целый ряд  охранительных мероприятий. Были запрещены заграничные командировки, отнято право выписывать книги из-за границы, сведены на нет остатки автономии. Контингент студентов в каждом университете ограничивался 300 человек. В 1849 г. получил отставку С. С. Уваров, который пытался развить русское просвещение, пусть и по «особому» пути. На его место был назначен оголтелый реакционер П. А. Ширинский-Шихматов, стремившийся преобразовать преподавание в гимназиях и университетах таким образом, «чтобы впредь все положения и науки были основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах». Еще активнее, чем раньше, действует III отделение. Ряд писателей, ученых, общественных деятелей различных направлений подвергаются репрессиям, попадают под тайный и явный полицейский надзор. Недаром в общественных кругах эти годы получили название «мрачное семилетие».

Заключение.

Подводя итоги  внутренней политики Николая I, нужно отметить, что в целом она была более прямолинейна и последовательна, чем политика его старшего брата Александра I.

Я считаю, что  на протяжении всего своего правления Николай I вёл консервативную политику, стремясь сохранить и укрепить существующий строй, отказываясь от каких-либо перемен принципиального характера. Попытки самодержавной власти изменить ситуацию к лучшему носили робкий и непоследовательный характер.

Большие силы, лучше  организованные, чем в предыдущие царствование, были брошены им на борьбу с противниками существующего положения вещей, он старался не давать высказывать своё мнение народу, ужесточая тем самым цензуру, чтобы не допустить народные восстания.

В то же время  в экономике и социальной сфере  Николаем I предпринимались некоторые меры реформаторского характера, связанные с необходимостью развивать хозяйство, решать финансовые вопросы. Он так и не решился отменить крепостное право, хотя попытки были, но его приказы носили необязательный характер, тем самым он не оправдал надежды людей. С одной стороны правительство не могло поссориться с такой серьезной силой, как поместное дворянство, по-прежнему в большинстве державшуюся за крепостничество, с другой опасалось сломать государственную систему опирающуюся на крепостных отношениях. Но всё таки, во время его правления был сделан ещё один шаг на пути к отмене крепостного права.

 

*описи помещичьих имений.

Список литературы

 

Аксёнова  М. Д. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.:Аванта+,1999.С.704.

Сахаров А. В. История России: В 2 т. Т. 2: Сначала XIX в. до начала XXI века. М.:Издательство Астрель,2005.С.862.

Соловьев В. М. История России для детей и взрослых. М.:Белый город,2007.С.256.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Аксёнова М. Д. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1999.С.338.

2 Соловьев В. М. История России для детей и взрослых. М.,2007.С.234.

3 Там же.

4 Аксёнова М. Д. Указ. соч. С.337.

5 Сахаров А. В. История России: В 2 т. Т. 2: Сначала XIX в. до начала XXI века. М.,2005.С.93.

6 Аксёнова М. Д. Указ. соч. С.339.

7 Аксёнова М. Д. Указ. Соч. С.339.

8 Там же.

9 Там же. С.344.

10 Сахаров А. В Указ. Соч. С.93.


Информация о работе Внешняя политика Николая I