Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:42, реферат
XVIII век занимает особое место в истории внешней политики России. Это было время, когда российское великодержавие поднималось на новую ступень, а сам характер политики страны стал постепенно меняться, приспосабливаясь к новому положению великой страны, когда сформировались главные направления международной активности русского государства, когда в новых социально-экономических, политических международных условиях были заложены основы идеологии и традиций, которыми станут руководствоваться правящие круги в XIX и начале XX столетия.
Введение
1. Северная война. Причины, ход, результаты
2. Война России и Турции в XVIII веке
3. Участие России в семилетней войне и раздел Польши
Заключение
Список литературы
Основным
вопросом внешней политики в 80-х
гг. был крымский. Дипломатическая
борьба вокруг него не прекращалась. В
ответ на происки турецкого
Участие России в семилетней войне и раздел Польши
Изменение международного положения заставило версальский и венский кабинеты пересмотреть политику в отношении друг друга. После длительной вражды традиционные европейские соперницы — Австрия и Франция — подписали 1 мая 1756 г. в Версале союзный договор, положивший начало оформлению второй европейской коалиции. Русское правительство в принципе одобрило это соглашение, но присоединилось к нему несколько позже, в декабре, когда после восьмилетнего перерыва были восстановлены дипломатические отношения с Францией. Еще весной 1756 года русское правительство предложило Австрии договориться о совместных действиях против Пруссии. Но венский двор не спешил, ибо по условиям договора с Францией мог рассчитывать на ее помощь только в случае, если Австрия подвергнется нападению. Фридрих II истолковал эту ситуацию иначе, решив, что венский двор побуждает Россию к войне, а русская армия к этому еще не готова. Желая захватить инициативу и разбить своих противников поодиночке, в августе 1756 года без объявления войны Фридрих II напал на Саксонию, разбил австрийскую армию, шедшую на помощь саксонцам. Так началась Семилетняя война 1756—1763 годов.
В этой войне Россия преследовала ряд своих целей: укрепить и придать большую действенность русско-австрийскому союзу против Турции, с целью решения проблемы выхода в Черное море; кроме того, передав Польше Восточную Пруссию, получить от нее согласие на присоединение Курляндии и на установление таких границ между Россией и Польшей, чтобы навсегда покончить взаимные споры по этому поводу; если же всем этим делам будет сопутствовать успех, «коммерцию Балтийского моря с Черным соединить и через то почти всю левантийскую коммерцию в здешних руках иметь». Следовательно, планы у русского правительства были достаточно обширные, но решить оно было должно прежде всего главнейшие проблемы: достижение выхода к Черному морю и воссоединение украинских и белорусских земель.
Русское правительство при этом никогда не стремилось уничтожить Пруссию как государство: это могло бы привести к чрезмерному усилению Франции или Австрии. Франция всегда противилась решению важнейших российских внешнеполитических проблем. Австрия, хотя и была союзницей России, тоже не приветствовала усиление ее международного влияния, особенно в Черноморском регионе: она сама стремилась стать там господствующей силой. Поэтому существование Пруссии обеспечивало в Европе определенный баланс политических сил.
Участие России в Семилетней войне 1756—1763 годов, каковы бы ни были ее конечные результаты, не только показало мощь русской армии, но и помогло пресечь агрессивные планы Пруссии, обезопасив северо-западные рубежи страны. Восшествие на престол Петра III изменило финал Семилетней войны и лишило Россию результатов ее военных побед. Но ничто не могло отнять у нее заслуженной славы. Международный авторитет и внешнеполитические позиции России в Европе после этой войны значительно выросли, что создало благоприятные условия для успешного решения при Екатерине II черноморской проблемы и воссоединения украинских и белорусских земель.
Но присоединение к России украинских и белорусских земель решалось уже правительством Екатерины путем так называемых разделов Польши, которые совершались совместно с Пруссией и Австрией. По первому разделу в 1772 г. к России отошла часть белорусских и украинских территорий; Пруссия получила Поморье и часть Великой Польши; Австрия - Галицию. Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. там была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов. В 1793 г. Россия с Пруссией совершили второй раздел: Россия получила Белоруссию и Правобережную Украину;
Пруссия - коренные польские земли. Конституция 1791 г. отменена. Второй раздел вызвал восстание в Польше (1794) во главе с Т. Костюшко. Восстание подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши:
России
отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия
и Западная Волынь: к Австрии и Пруссии
отошли исконно польские земли. В результате
разделов Речь Посполитая как государство
перестала существовать.
Заключение
В последней четверти столетия внешнеполитический курс России становится более последовательным и устойчивым. Центр тяжести был перенесен на решение черноморской проблемы. В результате двух войн и дипломатической борьбы Россия вышла широким фронтом к Черному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам. В польском вопросе правительство Екатерины II сначала ограничивало свою задачу сохранением слабой и подверженной русскому влиянию Речи Посполитой. Однако ситуация в Европе побудила встать на путь раздела этого государства, инициаторами которого выступали Пруссия и Австрия. В результате трех разделов Польши во второй половине века к России отошли находившиеся под властью поляков белорусские земли, Правобережная Украина, Курляндия и Литва. Собственно польские и западноукраинские земли были аннексированы Пруссией и Австрией. Национальная политика постепенно перерастала в имперскую.
Важным новым моментом явилось стремление Петербурга играть роль организатора коллективных акций и арбитра в европейских делах. Уже в 60-е годы русская дипломатия выступила инициатором создания так называемого «Северного аккорда», то есть союза государств Северной Европы, противостоящего франко-австрийскому блоку. Позднее правительство Екатерины II сумело упрочить свое влияние на германские дела, добившись прекращения австро-прусского столкновения из-за Баварии и выступив гарантом мирного договора между Австрией и Пруссией — Тешенского трактата 1779 года.
В 1780 году, в период борьбы североамериканских колоний за независимость, Россия приняла Декларацию о вооруженном нейтралитете, дабы ограничить не регулируемое никакими правовыми нормами хозяйничанье британского флота на морях. Россия поддержала таким образом и становление нового Североамериканского государства.
К
концу столетия задачи укрепления связей
с государствами Центральной и Западной
Европы, выхода к незамерзающим морям,
утверждения великодержавного статуса
страны были решены. Российская империя
настолько подняла свой международный
престиж, что, по словам канцлера А.А. Безбородко,
ни одна пушка в Европе не смела выпалить
без ее позволения. Царские дипломаты
и полководцы XIX и XX веков нередко обращались
к традициям петровской и екатерининской
эпох.
Список литературы