Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:02, контрольная работа
Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в.
Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы XX в.: |
Окончание Первой мировой войны (подписание
Версальского мирного договора в 1919 г.),
гражданской войны и иностранной интервенции
на территории России создали новые условия
в международных отношениях. Важным фактором
стало существование Советского государства
как принципиально новой общественно-политической
системы. Сложилось противостояние между
Советским государством и ведущими странами
капиталистического мира. Именно эта линия
преобладала в международных отношениях
20—30-х годов XX в. Одновременно обострились
противоречия между самими крупнейшими
капиталистическими государствами, а
также между ними и «пробуждающимися»
странами Востока. В 30-е годы расстановку
международных политических сил во многом
определила усиливавшаяся агрессия милитаристских
государств — Германии, Италии и Японии.
Внешняя политика Советского государства,
сохранив преемственность политике Российской
империи в реализации геополитических
задач, отличалась от нее новым характером
и методами проведения. Ни была присуща
идеологизация внешнеполитического курса,
основанная на двух положениях, сформулированных
В. И. Лениным.
Первое — принцип
Второе положение —
принцип мирного
Противоречивость двух этих принципиальных
положений вызывала непоследовательность
внешнеполитических акций молодого Советского
государства.
Политика Запала в отношении Советской
России была не менее противоречивой.
С одной стороны, он стремился задушить
новую политическую систему, изолировать
се в политическом и экономическом плане.
С другой стороны, ведущие державы мира
ставили своей задачей компенсировать
потерю денежных средств и материальной
собственности, утраченных после Октября.
Они также преследовали цель вновь «открыть»
Россию для получения доступа к ее сырьевым
ресурсам, проникновения в нее иностранных
капиталов и товаров. Это обусловливало
постепенный переход западных стран от
непризнания СССР к стремлению установления
с ним не только экономических, но и политических
отношений.
В течение 20—30-х годов
неуклонно возрастал авторитет
Советского Союза на международной
арене. Однако его взаимоотношения
с Западом имели
Внешняя политика в 20-е годы: |
В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановлении разрушенного народного хозяйства.
В 1921—1922 гг. были заключены
торговые соглашения России с Англией,
Австрией, Норвегией и др. В них
также содержались
Большое значение имело укрепление отношений
молодого Советского государства с его
восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала
договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией.
В этих документах решались спорные пограничные
и имущественные вопросы, провозглашались
принципы взаимопризнания и взаимопомощи.
Эти соглашения расширяли сферу влияния
Советской России на Востоке.
Советско-монгольский договор 1921 г. фактически
означал установление протектората Советской
России над Монголией и первый опыт «экспорта
революции». Части Красной Армии, введенные
в эту страну, поддержали монгольскую
революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.
Генуэзская конференция. В
1921 г. страны Антанты предложили Советскому
правительству принять участие в международной
конференции для урегулирования спорных
вопросов, связанных с экономическими
претензиями Запада к России. В случае
их принятия европейские страны обещали
официально признать Советскую Россию.
В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция.
В ней участвовало 29 государств — Россия,
Англия, Франция. Германия и др.
Западные державы предъявили России совместные
требования: компенсировать долги царского
и Временного правительств (18 млрд. руб.
золотом); вернуть национализированную
большевиками западную собственность
на территории бывшей Российской империи;
отменить монополию внешней торговли
и открыть дорогу иностранным капиталам;
прекратить революционную пропаганду
в их странах.
Советское правительство выдвинуло свои
условия: компенсировать ущерб, причиненный
иностранной интервенцией в годы гражданской
войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое
экономическое сотрудничество на основе
долгосрочных западных кредитов; принять
советскую программу всеобщего сокращения
вооружений и запрещения наиболее варварских
методов ведения войны.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной
неготовности к политическому компромиссу.
Однако в ходе конференции наметился раскол
среди западных держав.
Германия в силу своего тяжелого политического
и экономического положения пошла на сотрудничество
с Советской Россией. В Рапалло, предместье
Генуи, был подписан советско-германский
договор. Со стороны Германии он означал
политическое признание Советской России,
установление с ней дипломатических отношений
и широкого экономического сотрудничества.
Россия признала Германию, побежденную
в Первой мировой войне, равноправным
партнером, открыла свой внутренний рынок
для сбыта германской промышленной продукции.
Обе они отказались от взаимных денежных
претензий. На основе Рапалльского договора
1922 г. советско-германские отношения развивались
в 20-х годах в дружественном направлении.
Отношения с другими европейскими государствами
(Англией и Францией) имели сложный характер.
В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией.
Она предъявила Советскому правительству
ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала
против расширения влияния России на Ближнем
и Среднем Востоке. Через некоторое время
конфликт удалось погасить дипломатическими
средствами, стороны заявили, что считают
его исчерпанным.
Международное признание СССР. В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира.
Полоса дипломатического
признания была вызвана тремя
причинами: изменением внутриполитической
обстановки в странах Запада (приход
к власти правосоциалистических
сил), широким общественным движением
в поддержку СССР и экономическими
интересами капиталистических государств.
В 1924—1925 гг. Советский Союз установил
дипломатические отношения с
государствами разных континентов,
заключил ряд торговых соглашений.
Из ведущих капиталистических
Во второй половине 20-х
годов официальный
В 1927 г. СССР выступил с декларацией
о необходимости полного
Для укрепления безопасности своих южных
границ СССР расширял свое влияние в Иране,
Афганистане и Турции. В середине 20-х годов
с ними были заключены новые соглашения
политического и экономического характера.
Проведение официальной внешнеполитической
линии Советского правительства осложнялось
его вмешательством (через Коминтерн)
во внутренние дела других государств.
В частности, в 1926 г. была оказана материальная
помощь бастующим английским рабочим,
что болезненно восприняли британские
власти. Великобритания в 1927 г. временно
разорвала дипломатические и торговые
отношения с Советским Союзом. Правительства
США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго
на поставку советских товаров в свои
страны.
Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к временному разрыву советско-китайских отношений. Летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на территорию СССР. Отношения с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов из-за расширявшейся агрессии Японии на Дальнем Востоке, которая представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.
В 1928 г. состоялся VI конгресс
Коминтерна. Он констатировал усиление
напряженности в международных
отношениях, опасность возникновения
новой мировой войны и
Внешняя политика в 30-е годы: |
В конце 20-х — начале 30-х годов
международная обстановка существенно
изменилась. Глубокий мировой экономический
кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные
внутриполитические изменения во всех
капиталистических странах. В одних
(Англия, Франция и др.) он привел
к власти силы, стремившиеся провести
широкие внутренние преобразования
демократического характера. В других
(Германия, Италия) кризис способствовал
формированию антидемократических (фашистских)
режимов, использовавших во внутренней
политике социальную демагогию одновременно
с развязыванием политического
террора, нагнетанием шовинизма
и милитаризма. Именно эти режимы
стали зачинщиками новых
Быстрыми темпами начали
формироваться очаги
С учетом этих факторов в 1933
г. Советское правительство
В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшею укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.
Однако в середине 30-х
годов во внешнеполитической деятельности
советского руководства наметился
отход от принципа невмешательства
в международные конфликты. Летом
1935 г. на VII конгрессе Коминтерна было
принято решение о тактике
левого блока с европейской социал-
Политика «умиротворения»,
проводимая западными державами
в отношении Германии, Италии и
Японии, не давала положительных итогов.
Международная напряженность
Особенно опасными для сохранения мира
и безопасности в Европе были территориальные
притязания гитлеровской Германии. В марте
1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение)
Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала
и Чехословакии. Поэтому СССР выступил
в защиту ее территориальной целостности.
Опираясь на договор 1935 г., советское правительство
предложило свою помощь и двинуло к западной
границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако
правительство Э. Бенеша от нес отказалось
и выполнило требование А. Гитлера передать
Германии Судетскую область, населенную
в основном немцами.
Западные державы проводили политику
уступок фашистской Германии, надеясь
создать из нее надежный противовес против
СССР и направить ее агрессию на восток.
Кульминацией этой политики стало Мюнхенское
соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией,
Италией, Англией и Францией. Оно юридически
оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав
свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала
всю Чехословакию.
На Дальнем Востоке Япония, захватив большую
часть Китая, приблизилась к советским
границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный
конфликт на территории СССР в районе
озера Хасан. Японская группировка была
отброшена. В мае 1939 г. японские войска
вторглись в Монголию. Части Красной Армии
под командованием Г. К. Жукова разгромили
их в районе реки Халхин-Гол.
Информация о работе Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы XX в