Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:57, контрольная работа
Смерть великого князя Ольгерда вызвала глубокий внутренний разлад в Великом Княжестве Литовском. В результате междоусобной борьбы, к власти пришел его младший сын Ягайло (1377 – 1392).
С самого начала он столкнулся с целым рядом проблем, вставших перед Великим княжеством Литовским: внутренней нестабильностью в государстве, вызванной в значительной степени нарушением им принципа родового старшинства в наследовании великокняжеского престола; истощением государственного организма вследствие широкомасштабной экспансии на востоке; усилением агрессивных соседей – Тевтонского ордена и Московского княжества.
1 Заключение Кревской унии и ее особенности 3
2 Противостояние реализации унии в Великом княжестве Литовском 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Тема № 4. Внешняя политика ВКЛ в конце 14-го первой половине 15-го века.
Вариант 5.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Заключение Кревской унии и ее особенности 3
2 Противостояние реализации унии в Великом княжестве Литовском 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Смерть великого князя Ольгерда вызвала глубокий внутренний разлад в Великом Княжестве Литовском. В результате междоусобной борьбы, к власти пришел его младший сын Ягайло (1377 – 1392).
С самого начала он столкнулся с целым рядом проблем, вставших перед Великим княжеством Литовским: внутренней нестабильностью в государстве, вызванной в значительной степени нарушением им принципа родового старшинства в наследовании великокняжеского престола; истощением государственного организма вследствие широкомасштабной экспансии на востоке; усилением агрессивных соседей – Тевтонского ордена и Московского княжества. В такой ситуации Ягайло вынужден был искать внешней поддержки.
Старшие сыновья Ольгерда не согласились с тем, что власть в Вильно перешла к Ягайле. Соглашение последнего с немецкими рыцарями привело к тому, что родной брат Ольгерда старый князь Кейстут в 1381 г. занял Вильно, лишил своего племянника власти и арестовал его, но затем отпустил на свободу. А следующим летом уже Ягайло при поддержке немецкого рыцарства и виленских горожан захватил Кейстута и заточил его в башне Кревского замка, где 15 августа 1382 г. князь был удушен. Сын же Кейстута, Витовт, смог бежать из неволи и нашел пристанище у крестоносцев в Мальборке.
Захватив великокняжеский престол, Ягайло вынужден был укреплять свою власть, так как его не признавали князья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский и самый главный соперник – Витовт, который начал приводить на земли Великого Княжества войска рыцарей.
Только летом 1384 года Ягайло и Витовт пришли к соглашению. Витовт вернулся из Пруссии и получил свои Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Ольгердович вместе с подвластной ему Полотчиной отдался под покровительство Инфлянтского ордена. Таким образом, Великое Княжество оказалось в весьма сложной ситуации [3, с. 132 – 134].
Ягайло искал союза с соседними государствами. Существовала возможность избрать сближение либо с Москвой, либо с Польшей. Еще в конце 1382 г. Ягайло через свою мать Ульяну провел переговоры с Москвой и даже достиг с московским князем Дмитрием Ивановичем предварительной договоренности. Предусматривалось, что Ягайло примет христианство восточного обряда и женится на дочери московского правителя Софии. Но когда Москва потребовала от него признать себя вассалом («младшим братом») князя Дмитрия и крестить в православие «всю Литву», в Вильно от такой перспективы отказались [9, с. 153].
Ягайло находился в шатком положении, и преимущество было отдано блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры еще в 1383 г.
Уния Великого Княжества и Короны тогда отвечала интересам обеих сторон. Она позволяла объединить силы двух государств против общего врага – крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих масштабов. Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ и со стороны Великого Княжества Литовского, так как литвины только за один поход в 1376 г. вывели из Польши 23 тысячи пленных. Этот процесс сопровождался немецкой торгово-ремесленной колонизацией польских городов и захватом немецким духовенством руководящих постов в польской церкви. Таким образом, крестоносцы своей агрессией повлияли на заключение польско-литовской унии [1].
Немаловажной причиной заключения унии было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы стремились укрепить Польшу в союзе с ВКЛ. В перспективе польские магнаты рассчитывали, видимо, на свое доминирование в соседней державе. Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.
Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный момент. Литва являлась последним языческим государством в Европе, где язычество доминировало над христианством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Это и поставило Литву в уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор [7].
Вскоре после смерти короля Людовика Венгерского, во время правления его дочери Ядвиги, состоялись переговоры между польскими магнатами и литовским великим князем Ягайло. Польские магнаты заставили королеву Ядвигу пыйти замуж за Ягайло, который был провозглашен польским королем под именем Владислава II (1386–1434) [6].
Акт унии был подписан 14 августа 1385 г. в Беларуси, в княжеской башне Кревского замка. Ягайло получил право вступить в брак с польской королевой Ядвигой и стать королем Польши.
Вследствие заключения унии Ягайло взял на себя ряд обязательств:
Войска, законодательство и
судебная система, а также казна
(включая денежную эмиссию) оставались
раздельными, сохранялась и граница
между государствами с
Окончательное утверждение унии произошло в 1386 г., после того как Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался. Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского»[ 4, с. 74].
Условия Кревской унии (в 1401 г. их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 г., когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию.
Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого Княжества Литовского к Польше.
С юридической стороны акт Кревской унии (кстати, некоторые иследователи считают этот документ более поздней фальсификацией, так как он был неизвестен при жизни Ягайлы и о нем нет упоминаний в белорусских летописях) означал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польши. Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство было невозможно. Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества Литовского этот план так и не стал реальностью [2].
Уния 1385 г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы присоединением Великого княжества к королевству Польскому.
Статус Ягайло определялся как монарх обеих стран. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.
Последствия Кревской унии были следующими:
Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого княжества Литовского к Польше. Значительная же часть белорусских феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества. Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.
Еще продолжались коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: брат Ягайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов, при поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество. Нападение отличалось особой жестокостью.
Собрав войско, князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский Корибут выступили к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князя Святослава. В ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многими своими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен. После этого войска Великого княжества пошли на Полоцк, взяли его, а князя Андрея заковали в цепи и посадили в склеп. В Полоцке стал княжить Скиргайло, в смоленском княжестве остался его ставленник.
Осенью 1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей политики на будущее в новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку. Тем более, что распространялись слухи о его намерении не только крестить язычников, но и обращать православных в католичество [4, с. 75 – 76].
Кревская уния, оказала большое влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ. Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду Великое княжество. И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, в московские и рязанские земли.
И действительно, с принятием
Ягайло католичества стало меняться
социально-политическое и правовое
положение белорусских земель в
Великом княжестве. Чтобы укрепить
свое положение, Ягайло в 1387 г. издал
привилей, который давал литовским феодалам
большие права и вольности по принятии
ими католической веры. Католическая знать
получала неограниченные права владения
и распоряжения своими вотчинами, освобождалась
от ряда государственных повинностей.
На православную знать привилегии не распространялись.
Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный,
дискриминационный по отношению к знати
восточнославянского происхождения акт
вызвал не только недовольство с ее стороны,
но и породил «антилитовские настроения».
Православные феодалы были поставлены
в неравное положение с феодалами-католиками.
В 1413 г. был создан Городельский привилей,
позволивший только феодалам католического
вероисповедания занимать высшие государственные
должности. Также устанавливалось, что
только «католики, Римской церкви подвластные»,
владеют и пользуются экономическими
привилегиями. Православные феодалы лишались
права избирать великого князя. Проводится
территориально-
Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387 г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи [5, с. 164 – 165].
Во всех делах этого периода Ягайло опирался на помощь своего брата Скиргайло-Ивана, который, кстати, к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, после смерти Кейстута, отдал брату его удел.
Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добиться нужных показаний.
Витовту также постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.
В 1389 г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Попытка выступления не удалась, и Витовт бежал в Гродно. Собрав здесь значительное войско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьей перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце 1389 г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.
Информация о работе Внешняя политика ВКЛ в конце 14-го первой половине 15-го века