Внутренняя и внешняя политика России и реформы XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 03:25, контрольная работа

Описание

В середине XVI века продолжался процесс объединения российских княжеств в единое государство, расширение границ на Юго-восток. В результате свержения ордынского ига территория увеличилась почти в десять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек. Росло население городов. Началось освоение черноземных земель “Дикого поля”, отделявших Россию от Крымского ханства. В центральных районах и Поволжье развивалось продуктивное скотоводство.

Содержание

Введение………………………………………………………..2

1. Внутренняя политика России и реформы XVI века………3-5

2. Реформы середины XVI века. Избранная рада……..……..6-9

3. Внешняя политика России………………………………….10

4.Опричнина………………………………………………….. 11-14


Заключение …………………………………………………….15

Список использованной литературы:………………………..16

Работа состоит из  1 файл

История Отечества.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

     Отъезд  царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди просили митрополита умилостивить государя. Чтобы “ударить челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В самом общем виде они заключались в следующем: отныне царь будет  по своему усмотрению” невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния”, без всяких претензий со стороны духовенства [ 1].        
 
 
 
 
 
 
 
 

          3. Внешняя политика России.

          Вторая половина XVI века прошла в дипломатических и военных попытках ликвидировать очаг агрессии  в Казани. В 1556 году в результате осады и последующего подавления восстаний Казань была превращена в русский административный и торговый центр. В 1556 году к России было присоединено Астраханское ханство. В том же году России присягнул глава Большой Ногайской Орды мурза Измаил [6]. Всё это создало оплот для дальнейшего продвижения на Восток, к богатствам Урала и Сибири. В 1574 г. купцы Строгановы получили от Ивана IV грамоту на владения землями по реке Тобол. В 1581 г. они снарядили экспедицию казаков под предводительством Ермака. В результате многолетних походов, сражений с сибирским ханом Кучумом была завоевана Тюмень. К России были присоединены земли в низовьях Оби от Иртыша до Ледовитого океана. На новые земли устремился поток торговых людей, казаков, беглых крепостных, свободных людей в поисках лучшей жизни. Устойчивые торговые отношения с Западной Европой, с голландскими и английскими купцами ставили вопрос о выходе к Балтике. Во второй половине века сложилась благоприятная обстановка для войны за Ливонию, представлявшую тогда скорее географическое, чем политическое понятие. Война началась успешными действиями русских войск в 1558 г. Были взяты Нарва, Дерпт, войска вышли к балтийскому побережью. Началось успешное наступление на Ревель (Таллинн), Ригу, оно дошло до границ Восточной Пруссии и Литвы. Однако под давлением изменившихся обстоятельств Иван IV  согласился на летнее перемирие в 1559 г. Объединение Польши и Литвы привело к ряду поражений [6]. Война приняла затяжной характер. Через 25 лет было заключено перемирие в результате, которого были утрачены практически все завоевания в Прибалтике. Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания.

           4. Опричнина. 

       2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

     Термин  “опричнина” происходит от старославянского “опричь” - кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская реформа включала три группы мероприятий [1]:

     1. В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил “опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение - государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

     2. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину. Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев - крамольников. 

     3. Та часть государства, которая осталась за пределами государева удела-опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по-прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь.

         4 февраля 1565г., т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян [7].

       Итак, главная цель ведения опричнины - борьба с пережитками политической децентрализации.

     Опричный  террор наносил безжалостные удары  не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо разбора.  Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа... Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей. На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым. [7] Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются “отдаться под власть Литовского княжества”. В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско- псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской измене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек. В годы  опричнины и Ливонской войны положение главных производителей  страны крестьян - еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, но наряду с ней увеличился и оброк.

     Опричная  дубина, ударяя одним концом по вельможной знати, еще сильнее ударила по крестьянину и посадскому человеку, причинив им неисчислимые беды. В конечном счете, опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхом наказания кнутом упоминать  это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и  земские служилые люди были объединены, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни  продолжались и после опричнины. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Иван Грозный использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия. Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеще переплетя новое со старым. Политика укрепления центральной власти проводилась под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового, государева удела - опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины [7]. Безудержное стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.

                        Заключение

            Иван   Грозный  был      сложным,   неоднозначным,   противоречивым, лишенным   нравственного  равновесия    человеком   и   царем.  Обстановка, в  которой  протекало  его  детство,   складывавшиеся   обстоятельства объясняют    сложность   характера   Иоанна.   Черты  его  личного  характера дали  особое   направление его  образу  мыслей,   а  образ  мыслей   оказал могучее нездоровое   влияние   на   его   образ действий.

     Положительное   значение   царя   Ивана   в  истории   России   далеко   не так   велико,   как   можно  было  бы  думать,  судя  по его  замыслам  и начинаниям. 

       Царь   Иван   был   замечательный   писатель,   пожалуй,   даже бойкий  политический   мыслитель,   но   он   не   был  государственный делец. Одностороннее,  себялюбивое   и  мнительное    направление  его политической   мысли   при  его  нервной   возбужденности   лишило его практического   такта,  политического   глазомера,   чутья действительности. 

       Царствование   Ивана  –  одно  из  прекраснейших   по началу – по  конечным   его  результатам   наряду  с монгольским   игом.

     Его  можно   сравнить   с  тем   ветхозаветным   слепым   богатырем, который,  чтобы   погубить   своих   врагов,   на   самого  себя повалил здание,   на   крыше   коего  эти   враги  сидели. 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  использованной  литературы: 

     
  1. Альшиц  Д.Н. Начало самодержавия в России: государство  Ивана Грозного. - Л.: Этнос, 1998. – 250 с.
  2. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным; Послания Ивана Грозного // ПЛДР: Вторая половина XVI века. – М.: Мир, 1999. – 310 с.
  3. Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. -  М.: Просвещение, 1995. – 245 с.
  4. Скрынников Р.Г. Царство террора. - СПб.: Наука, 1992. – 195 с.
  5. Андрей Курбский. История о великом князе Московском // ПЛДР: Конец XVI — начало XVII века. – М.: Проспект. 2000. – 450 с.
  6. Игнатов В.Г.. История государственного управления России. Опричное управление: причины, сущность, последствия. – М.: Прогресс. 2000. – 254 с.
  7. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Просвещение, 1984. – 315 с.
  8. Иван Грозный / Сост. И. Панкеев.-  М.: Наука, 1999. – 410 с.
  9. Иов. Повесть о житии царя Федора Ивановича //ПЛДР: Конец XVI — начало XVII века. - М.: РОСТ, 1997. -  335 с.
  10. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли - М.: Правда, 1990. – 455 с.
  11. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М.: Мысль, 1989. – 295 с.
  12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.: Мысль, 1991. – 468 с.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика России и реформы XVI века