Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:17, доклад
Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы.
НАЧАЛО
ПРАВЛЕНИЯ
Царь Михаил Федорович (с рис. В. Верещагина) Салтыковы
не любили, когда
кто-либо вставал
на их пути. Это поняли
многие царедворцы и
чиновники. Не конфликтуя
с Салтыковыми, они
почти откровенно
грабили страну. Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии, шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов. С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам. В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода. |
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Реформа, хотя проводилась очень жестко по отношению к патриархально настроенным слоям, была позитивной с точки зрения государственных интересов и имела огромное значение для консолидации населяющих Московское Государство народов.
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Никон после
отстранения московских правщиков
священных текстов пригласил
не только киевлян, но и иностранцев,
среди которых выделялись Паисий
Лигарид и Арсений Грек. Показательно,
что Арсений Грек трижды менял вероисповедание,
одно время он был даже мусульманином,
а Лигарид за симпатии к католичеству
был отлучен, константинопольским патриархом
от православной Церкви. Никону удалось
привлечь на свою сторону некоторых представителей
высшего клира русской православной церкви:
Дмитрия Ростовского, Илариона Рязанского,
Павла Сарского и др. Симеон Полоцкий,
его ученики Сильвестр Медведев и Карион
Истомин объявляли духовный багаж Руси
не имеющим особой ценности. Отрицалась
вся сумма привычных идей и обиходных
аксиом, в незыблемости которых было уверено
все русское население. Русская культура
объявлялась отсталой, на вооружение брались
европейские стандарты.
Полемика между староверами и никонианами
вылилась в настоящую идеологическую
войну. Аввакум и его соратники старались
действовать силой логики. Их противники,
бывало, прибегали к прямым подлогам (каким
было, к примеру, пресловутое «Соборное
деяние на еретика Мартина»). Возможность
компромисса была мизерной - столь сильный
накал приобрела полемика. Кроме того,
победа никонианам была фактически гарантирована:
за ними стояла государственная власть.
Царь Алексей, несмотря на его истовую
религиозность, не препятствовал Никону
в сломе прежнего церковного уклада. По
косвенным данным, за реформой скрывался
прицел Алексея встать во главе всего
православного мира. Старообрядцы восприняли
Алексея как вероотступника, что подтверждает
характеристика, данная царю протопопом
Аввакумом: «Отеческое откиня, странное
противоборство возлюбиша, извратишася».
Многими простыми людьми отказ от прежних
обрядов переживался как национальная
и личная катастрофа. Было непонятно, чем
оказался плох привычный уклад, освященный
временем. В 1667 году соловецкие монахи
подали челобитную Алексею Михайловичу,
в которой сквозило явное недоумение:
«Учат нас новой вере, якоже мордву или
черемису... неведомо для чего». Настроения
людей выразились в словах Аввакума: «Выпросил
у бога светлую Росию сатана да же очервленит
ю кровлю мученическою». Старообрядцы
опирались на мнение народа, приводя в
споре с никонианами аргумент: «Глас народа
- глас божий». В ответ на это один из лидеров
новообрядчества Карион Истомин усмехался:
«Мужик верещит».
Реформа проводилась с элитарных позиций,
сбрасывала со счетов народный дух православия.
Никониане ставку делали на «внешнюю мудрость»,
представляли суть полемики как конфликт
между знанием и невежеством. Староверы
же старались доказать, что в конфликт
вошли интеллект и дух. Для них главным
было нравственное совершенство. Аввакум
говорил, что в нравственном смысле все
равны- «от царя до псаря». С элитарностью,
избранничеством был связан и отказ от
старорусских образцов священных текстов
в пользу греческих, что затрудняло для
рядовых верующих доступ к истине. В дониконианской
же культуре царила демократичность. На
Руси никогда не ценили отвлеченного знания,
видя в науке путь к правде. Исправление
древнерусских книг по иноземным меркам
в глазах традиционалистов выглядело
пренебрежением «мужичьей» культурой.
Реформа проводилась с помощью насилия.
Никон был склонен к бескомпромиссности
и прямолинейности. Он стремился поднять
церковь над светской властью и основать
в России своеобразный царепапизм - только
в национальном варианте. Строптивость
Никона приводила к странным выходкам
в его поведении: он отказался от патриаршества,
а затем заявил о своем возвращении: «сшел
я с престола никем не гоним, теперь пришел
на престол никем не званный». И царю, и
клиру надоели капризы Никона - он был
лишен патриаршества. Но к моменту отречения
Никон успел внести в проведение реформы
дух крайнего радикализма. Она проводилась
деспотичными, жесткими, грубыми методами.
Старые богослужебные книги отбирались
и сжигались. Происходили целые побоища
из-за книг. Миряне и монахи тайком уносили
их в тайгу и тундру, уходя от преследований.
Люди говорили: «По этим книгам столько
русских праведниками и Божьими угодниками
стали, а теперь они ни во что считаются».
Оппозиция реформе проявилась повсеместно:
во Владимире, Нижнем Новгороде, Муроме
и т. д. Из Соловецкого монастыря раскол
распространился по всему Северу. Протест
против поспешных новшеств охватил многие
слои населения. «Огнем, да кнутом, да виселицей
хотят веру утвердить! -возмущался Аввакум.
- Которые Апостолы научили так? Не знаю
! Мой Христос не приказал нашим Апостолам
так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицей
в веру приводить». Сущность дониконовского
понимания христианства на Руси заключалась
в том, что нельзя заставить людей веровать
силой.
До раскола Русь была духовно единой.
Разница в образовании, в быте между различными
слоями русского общества была количественной,
а не качественной. Раскол произошел в
тот нелегкий момент, когда страна столкнулась
с проблемой выработки подходов к культурным
связям с Европой. Реформа готовила почву
для распространения пренебрежительных
настроений к национальным обычаям и формам
организации быта.
Следствием раскола стала определенная
путаница в народном мироощущении. Старообрядцы
воспринимали историю как «вечность в
настоящем», т. е. как поток времени, в котором
каждый имеет свое четко обозначенное
место и несет ответственность за все
им содеянное. Идея Страшного суда для
старообрядцев имела не мифологический,
а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев
же идея Страшного суда перестала учитываться
в исторических прогнозах, стала предметом
риторических упражнений. Мироощущение
новообрядцев было меньше связано с вечностью,
больше- с земными нуждами. Они в определенной
степени эмансипировались, восприняли
мотив быстротечности времени, у них появилось
больше материального практицизма, желания
совладать со временем для достижения
быстрых практических результатов.
В борьбе против старообрядцев официальная
церковь вынуждена была обращаться за
содействием к государству, волей-неволей
сделав шаги в сторону подчинения светской
власти. Алексей Михайлович этим воспользовался,
а его сын Петр окончательно расправился
с самостоятельностью православной церкви.
Петровский абсолютизм на том и строился,
что он освободил государственную власть
от всех религиозно-нравственных норм.
Государство преследовало старообрядцев.
Репрессии против них расширились после
смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено
любое распространение древних книг и
сочинений старообрядцев. В 1682 году по
приказу царя Федора был сожжен виднейший
вождь раскола Аввакум. При Софье был издан
закон, окончательно запретивший любую
деятельность раскольников. Они проявляли
исключительную духовную стойкость, отвечали
на репрессии акциями массового самосожжения,
когда люди горели целыми родами и общинами.
Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную
струю в русскую духовно-культурную мысль,
многое сделали для сохранения старины.
Они были более грамотными, чем никониане.
Старообрядчество продолжило древнерусскую
духовную традицию, предписывающую постоянный
поиск истины и напряженный нравственный
тонус. Раскол ударил по этой традиции,
когда после падения престижа официальной
церкви светская власть установила контроль
над системой образования. Наметилась
подмена главных целей образования: вместо
человека- носителя высшего духовного
начала стали готовить человека, выполняющего
узкий круг определенных функций.
Информация о работе Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова