Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:34, реферат
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Введение
1. Реформы органов государственного управления
2. Преобразование вооружённых сил
3. Реформы в сфере образования и культуры
Заключение
Список использованной литературы
Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.
Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.
Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизовано.
Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Ведь в начале этого века казармы были только у гвардейских полков, а основная масса войск располагалась в домах обывателей. Постойная повинность была для податных сословий одной из наиболее тяжелых. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже.
Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.
Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части. Они сторожили опасные южные границы. Детально и глубоко была разработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии.
Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.
Действия армии направлялись её мозгом – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий. Соответственно новым стратегическим и тактическим принципом была изменена концепция подготовки войск к боевым действиям.
В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия.
Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.
В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы[5].
Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организации армии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения. Табель был объявлен 24 января 1722года. Указ о табеле не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы. Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр.
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье- бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась “школа математических и навигационных наук”, ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - “гимназия” пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Светское образование потребовало массу новых учебников. В 1703 г. вышла в свет “Арифметика, сиречь Наука числительная...” Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили “Таблицы логарифмов и синусов”. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов, Ф.Прокопович и др.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А. Матвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание- газета “Ведомости”.
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Э Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время, было, положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Генин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания “потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.
По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять “как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов”, а также “старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что было старо и необыкновенно”. С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и, прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.
В области изобразительного искусства в первой четверти XVII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин (1690 - 1742), А.М. Матвеев (1701 - 1739), а среди мастеров гравюры - И. Адольский. Произведения художников-граверов А.Ф. Зубова, А.И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществлялся переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меньшикова башни (архитектор И.П. Зарудный).
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место “светскости” и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-
В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать, те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.