Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:26, реферат
Военные реформы Александра II во многом были обусловлены неудачами в Крымской войне. Стали очевидными многие слабости как во внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой. Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, использовавших жестокие наказания и
истязания
Военная реформа Александра II.
Военные реформы Александра II во многом
были обусловлены неудачами в Крымской
войне. Стали очевидными многие слабости
как во внутренней организации войска,
так и несовершенство всей системы Военного
и Морского министерства. Подготовка офицерского
состава была крайне слабой. Образованных
офицеров в армии было мало. Обучение солдат
в большинстве случаев лежало на фельдфебелях
и унтер – офицерах, использовавших жестокие
наказания и
истязания. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми и т. п.
На службу рекрутов набирали по 6 человек с тысячи. При этом можно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того за деньги. Помещики имели право отдавать
на военную службу своих крепостных в наказание за преступления и проступки.
Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе они были бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с противником.
При рассмотрении военной реформы следует учитывать также ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав.
Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.
С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого “Положения” устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.
Развитие армии во многом зависело
от наличия хорошо подготовленного
офицерского корпуса. В середине
60-х годов более половины офицеров
не имели вообще никакого образования.
Необходимо было решить два важных
вопроса: значительно улучшить подготовку
офицеров и открыть доступ к получению
офицерских чинов не только для дворян
и выслужившихся унтер-
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска. В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу. Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
Военные реформы, начавшиеся
сразу после Крымской
войны в конце 1850-х годов , проводились
в несколько этапов. Их основной целью
было сокращение армии в мирное время
и одновременно обеспечение возможности
ее развертывания во время войны.
Итоги Реформы:
В результате реформ армия
превратилась в массовую армию современного
типа. Окрепла и повысилась ее боеспособность,
что сыграло свою роль в русско-турецкой
войне 1877 – 1878 гг. Некоторые мероприятия
по реорганизации армии вышли
за пределы военного ведомства. Они
способствовали развитию отечественной
железнодорожной сети, которая значительно
подняла мобилизационную