Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:46, доклад
Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.
В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных ре форм, начавшихся с реорганизации военного упр
Поражение
царской России в Крымской войне,
вскрывшее военно-техническую
В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных ре форм, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.
Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.
Практически
военные реформы начались с назначением
в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина
(старшего брата Н.А. Милютина), профессора
Академии Генерального штаба, затем
начальника штаба Кавказской армии,
обладавшего выдающимися
15 января
1862 г. он представил Александру
II программу военных
В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов под лежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.
В середине
60-х годов была проведена реформа
военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские
корпуса были преобразованы в
военные гимназии, близкие по программе
общеобразовательных дисциплин (помимо
специальных военных) к реальным
училищам. В 1864 г. были учреждены военные
училища, в которые поступали
воспитанники военных гимназий. Военные
училища ежегодно выпускали до 600
офицеров. Для специальной подготовки
военных инженеров, артиллеристов,
кавалеристов были созданы 16 юнкерских
училищ с трехлетним сроком обучения.
В практику вводилось повышение
квалификации офицерского состава
во время прохождения службы. Расширялась
система высшего военного образования
в военных академиях - Академии Генерального
штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской
и во вновь учрежденной Военно-
Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии - заменой старой, рекрутской системы всесословной (т.е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.
Всеобщая
воинская повинность уже давно была
введена во многих странах Европы,
в России же долгое время сохранялась
система рекрутских наборов, введенная
еще Петром I. Всеобщая воинская повинность
давала необходимый эффект только при
условии быстрой мобилизации
находившихся в запасе воинских резервов,
а это во многом зависело от состояния
средств сообщения. Быстрый рост
железнодорожного строительства в
конце 60-х - начале 70-х годов XIX в. в
России создал необходимые условия
для проведения одной из важнейших
реформ. Настоятельная необходимость
этой реформы диктовалась и сложной
внешне политической обстановкой, особенно
обострившейся в связи с
1870 г.
Д.А. Милютин представил
По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.
Для армии
мирного времени необходимый
контингент призываемых на действительную
службу был значительно меньше общего
числа призывников. Так, в 1874 г. из 725
тыс. мужчин, подлежавших призыву, было
призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. 212 тыс.
человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс. Таким
образом, из числа лиц призывного
возраста на действительную службу брали
в армию 25-30%. От действительной службы
освобождались, в первую очередь, по
семейному положению: единственный
сын у родителей, единственный кормилец
в семье при малолетних братьях
и сестрах, а также те призывники,
у которых старший брат отбывает
или уже отбыл срок действительной
службы. По семейному положению
По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.
С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.
В конце
XIX в. в русской армии были произведены
следующие изменения. По новому воинскому
уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок
действительной службы и 13-летний срок
- пребывания в запасе для всех родов
войск, с последующим зачислением
в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался
призывной возраст на действительную
службу. Предельный возраст для ополченца
увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись
прежние льготы по семейному положению,
но в 2-4 раза увеличивались сроки
службы для лиц, окончивших средние
и высшие учебные заведения, а
также и для
Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.
Реформы
50 - 70-х годов XIX в., начиная с отмены
крепостного права, знаменовали
собой существенные изменения в
политическом строе России. Общий
ход социально-экономического развития
России вызвал настоятельную необходимость
проведения реформ, которые в свою
очередь дали толчок быстрому росту
экономики и культуры страны. Однако
буржуазные по своему содержанию реформы
60 - 70-х годов носили не последовательный
и незавершенный характер. Наряду
с буржуазными принципами в новых
органах местного управления, судебной
системе, народ ном образовании
и т.д. реформы вместе с тем
ограждали сословные пре