Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:40, реферат
Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.
Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Предпосылки военной реформы 1874 г. Правовые принципы воинской службы…………………………………………………………………………..…4
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………….…………………..16
Лишь в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжающимися с казны винтовками.
В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке «русской винтовкой» . Только с 1872 года на отечественных заводах было приступлено к освоению этой системы оружия.
С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так и тяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части.
Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным, Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним не только не уступали иностранным, но значительно превосходили их.
Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было закончено к началу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а также неспособностью его организовать казённую военную промышленность на новых началах вольнонаёмного труда.
Изменения в области боевой подготовки войск
Система обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание сосредоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект, необходимый на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, идеально выполнять ружейные приёмы – к этому, собственно, сводилась подготовка одиночного бойца.
Особое значение придавалось внешнему единству действий отдельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд – таковы основные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск.
Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в период Крымской войны свою полную несостоятельность.
Изменение системы вооружения и обусловило необходимость введения иных принципов боевой подготовки войск.
Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство манёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических качеств солдата, распространение грамотности – всё это характеризовало новую систему боевой подготовки.
В соответствии с этим были изменены и строевые уставы, в которых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.
Таким образом, реформы 60-х – 70-х годов в области обучения войск существенно изменили весь характер боевой подготовки армии.
Однако и эта новая система содержала в себе серьёзные недостатки. Основным недостатком являлось несоответствие тактических принципов уровню развития огнестрельного оружия; это находило своё выражение главным образом в сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалерии в спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новых видов вооружения (недооценка скорострельности оружия и стрельбы на дальнее расстояние) .
Кроме того, финансовое состояние самодержавного государства также служило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств на проведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, манёвров, недостаточное количество казарменных помещений) .
Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясностью обнаруживает крупные недостатки новой системы обучения войск, непреодолимых в обстановке того времени.
Реформы в области организации и комплектования войск в 70-е годы
1 января 1874 года был издан закон о введении всесословной воинской повинности. Закон этот являлся одной из наиболее последовательных буржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х –70-х годов.
Инициатива введения всесословной воинской повинности принадлежала П. А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре 1870 года.
Распространение обязательной военной службы на все сословия ликвидировало привилегию дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в 1762 г., и уничтожило право откупаться от военной службы.
Устав о воинской повинности в основном правильно решал вопрос комплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов и создавая тем самым условия для превращения вооружённых сил России в современную массовую армию буржуазного типа.
Вместе с тем закон о всесословной воинской повинности, предоставляя широкие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, а также способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшие учебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развития страны.
Введение всесословной воинской повинности имело большое положительное значение.
Заключение
Отмена крепостного права, рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны.
На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления Западноевропейских армий, формировавшихся на основе Всеобщей Воинской повинности, заставила Правительство ввести аналогичный порядок в русскую армию.
1 января 1874 г. был утвержден “Устав о Воинской повинности”, вводившийся для всего мужского населения “без различия состояний”. Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение.
Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет).
Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года.
Для лиц с высшим образованием срок действителной службы сокращался до полугода, со средним – до полутора лет.
Для получения звания требовалось специальное военнное образование. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.
Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических, медицинских).
Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении.
Список использованных источников
1. Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX–начало XX века) : опыт и уроки. Выпуск 3. М., 1994. -320 с.
2. Зайончковский. Военные реформы 1860 – 1870 годов в России. М.: МГУ, 2004. -156 с.
3. Исаев И.А., История государства и права России, М. : Юристъ, 2008. – 410 с.
4. Бобылев П.Н., История государства и права, М : Изд-во политической литературы,2002. -150 с.
5. Волкова И.В., История России, М : Высшая школа, 1997г. – 560 с.
3