Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, реферат
Печально, но факт: сегодня наше молодое поколение почти совсем не интересуется прошлым своего народа. Вот и бытует ложное представление, будто “татарский народ смирился с фактом порабощения русскими уже в 1552 году после вовсе не пытался бороться за свою независимость, за возрождение своего государства”.
В действительности же как Татры, так и чуваши, башкиры, черемисы, вотяки и другие народы, населявшие Казанское ханство, никогда не смирялись со своим рабством. Уже в 1552 году они, объединившись, начали справедливую освободительную борьбу против русского гнета, за воссоздание Казанского ханства.
В 1555 году война не возобновлялась: население было подавлено обрушившимися на него страшными бедствиями, но весной 1556 года жители Казанского ханства подняли восстание против завоевателей. Мамыш-Берды с 2000-ым войском повел наступление, но в апреле месяце русские под начальством П. В. Морозова открыли военные действия против г. Чалыма. Неприступная крепость была взята, как и Казань, при помощи взрыва подкопов. После падения Чалыма перевес окончательно перешел на сторону русских, и борьба за независимость становилась уже безнадежною. Инородцы, в особенности чуваши, стали переходить на сторону русских. Хан Али был убит. Чуваши хитростью захватили Мамыш-Берды и выдали его русским. Вождь борьбы за независимость был отправлен в Москву и казнен.
После гибели Мамыш-Берды вождем повстанцев стал богатырь Ахмед. Он повел наступление на горную сторону, но потерпел поражение, был взят в плен и казнен. Силы казанцев были окончательно истощены. Народ, доведенный до отчаяния, отказался от продолжения бесплодной борьбы, и в 1557 году война уже не возобновилась. Край был присоединен к русскому государству.
Русские начали прочно устраиваться в завоеванном крае. Проекту Hyp-Али относительно дружного сожительства казанцев и русских под унией Московского государя, разбитому 9 марта 1552 г. тремя пылкими патриотами, не суждено было осуществиться. У русского правительства оказался свой план устройства присоединенного государства, и взаимоотношения завоевателей и покоренных вылились в самые тяжелые формы, какие только могли существовать между победителями и побежденными. В столице Казанского ханства русские применили крайне жестокую меру: опасаясь покушений, они категорически запретили казанцам жить и даже входить внутрь города, обнесенного крепостною стеною. Всем уцелевшим жителям города было приказано выселиться за пределы городской черты, и для поселения им было отведено место за р. Булаком, в так называемой Кураишевой слободе (ныне Старо-Татарская слобода). Принудительное выселение из прежних домов, несомненно, внесло новую разруху в разоренное население, пережившее ужас разграбления и погрома. Конечно, не все дома разрешено было разобрать и перенести из города на новое место — владельцам лучших домов, занятых русскими учреждениями, чиновниками и солдатами, было запрещено ломать дома и перевозить за Булак. Не многие могли построить заново или хотя бы восстановить на новом месте перенесенный из города дом, и большинство жителей окончательно разорилось, впало в нищету или было принуждено рассеяться по деревням. Город пришел в упадок и опустел.
В 1557 году из 30–40 тысяч жителей в Казани осталось лишь 6000 татар, к которым прибавилось 7000 русских. Таким образом, город потерял не менее 4/5 своих прежних жителей, и общее количество его населения уменьшилось более, чем на половину.
Принудительное выселение
Правительство митрополита Макария позаботилось о присоединении только что покоренного края и в религиозном отношении: в Казани была учреждена кафедра архиепископа, и предполагалось начать обращение жителей в христианство. Митрополит Макарий недаром в торжественной речи при возвращении Ивана IV из Казанского похода сравнил его подвиг не только с победами Дмитрия Донского и Александра Невского, но также с деятельностью великого князя Владимира "просветившего русскую землю святым крещением": очевидно, у митрополита, еще в 1536 году занимавшегося крещением татарок, сидевших в тюрьме, уже созрел план обращения в христианство жителей Казанского ханства. Для обращения казанских татар в христианство архиепископ получил от митрополита Макария подробный наказ, причем рекомендовалось "новокрещеных к себе приучать, кормить, поить, жаловать и беречь во всем, дабы прочие неверные, видя такое бережение и жалование, поревновали к христианскому праведному закону и просветились св. крещением. Когда новокрещеные из-под учения выйдут, архиепископу звать их к себе обедать почаще, поить их у себя за столом квасом, а после стола отсылать их поить медом на загородный двор. Которые татары станут приходить к нему с челобитьем, тех поить и кормить у себя на дворе квасом, а медом поить на загородном дворе. Миссионеры должны были избегать насильственных мер, но зато изъявившим желание перейти из мусульманства в христианство были обещаны гражданские льготы и привилегии, и таким образом русское правительство действовало при помощи той же системы подкупов, которой оно старалось привлечь в русское подданство жителей горной стороны после построения Свияжска. Завоеватели стали энергично хозяйничать в столице бывшего ханства. Вызванными с западной границы псковскими мастерами была начата постройка каменной крепости на кремлевском бугре. Рядом с ханским дворцом был начат постройкой христианский собор — "громадное, столичных пропорций здание, затеянное великой державой после победы", "демонстративная эмблема московского могущества". Наместник поселился не в ханском дворце, стоявшем на окраине города, а ближе к центру, на другом конце кремлевского бугра, около бывшей главной мечети, над Тезицким оврагом.
В 1557 году, тотчас же вслед за покорением ханства, русское правительство произвело раздачу казанских земель русским людям.
Заключение
Последствия завоевания Казанского
ханства для его
Во-первых, татары лишились своей государственности. Они были включены в состав совершенно иного государства, стали зависимым, подчиненным народом. Из истории известно, что такие серьезные перемены в положении народа влекут за собой резкое замедление естественного политического, экономического и культурного развития. Для татар этот фактор, безусловно, играл отрицательную роль на протяжении последующих столетий.
Во-вторых, в результате конкретной
и целенаправленной правительственной
политики татары стали подвергаться
сильному и жесткому давлению в сфере
религии и национальной культуры.
Серьезные ограничения
В-третьих, татарский народ
в результате завоевания практически
полностью лишился своей
В-четвертых, новая власть
последовательно создавала
Исторические последствия завоевания Казани имели и другую сторону. Со временем проявились определенные положительные черты включения края в состав Русского государства. Так, экономика этого государства в целом развивалась более быстро, чем экономика бывшего Казанского ханства. Присоединение Среднего Поволжья способствовало постепенному включению и татарского населения в общероссийское экономическое развитие. Гораздо более активными стали в крае и межэтнические контакты татар с другими народами, в первую очередь с русским, например, в хозяйственной и культурной сферах, что благотворно влияло на все народы.
Таким образом, овладение обширной территорией Среднего Нижнего и Поволжья имело для Русского государства далеко идущие и довольно противоречивые последствия. Со временем стал обнаруживаться ряд позитивных последствий присоединения для населения края. Последствия утраты государственности для татарского народа стали по-настоящему катастрофическими, и некоторые положительные стороны произошедших событий не смогли изменить общую картину.
Список использованной литературы
1. Б.Л.Хамидуллин «Народы Казанского ханства: этносоциальное исследование». Казань, 2002.
2. З.З.Мифтахов «Курс лекций по истории татарского народа». Казань, 2002
3. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань, 2000.
4. К.Р.Синицына «История Татарстана и татарского народа», Казань, Магариф, 2000.
5. «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования». Материалы научного семинара. Казань, 2002.
6. Ф.А.Рашитов «История татарского народа». Саратов, 2001.
Информация о работе Война за независимость казанского ханства