Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:41, статья
«Триумф воли», явленный исламскими террористами 11 сентября 2001 года, положил начало новой исторической эпохе; такое возникло ощущение в день катастрофы, и таким оно остается год спустя. Конечно, американцы своими действиями в Афганистане в чем-то террористам помешали, но вряд ли так уж радикально. Мало кто сомневается, что за первым ударом последуют другие, такого же или еще большего масштаба
ЮРИЙ
КАГРАМАНОВ
EXPLORATORIBUS LAUS
«Триумф воли»,
явленный исламскими террористами 11 сентября
2001 года, положил начало новой исторической
эпохе; такое возникло ощущение в день
катастрофы, и таким оно остается год спустя.
Конечно, американцы своими действиями
в Афганистане в чем-то террористам помешали,
но вряд ли так уж радикально. Мало кто
сомневается, что за первым ударом последуют
другие, такого же или еще большего масштаба. Где-то
в темных уголках Земли,
вдохновленные первым
успехом подпольщики,
обдумывают новые планы,
о которых можно только
догадываться; и прикидывают,
какое количество людей
им удастся на сей раз
угробить.
И
сны зловещие летают
Над их преступной
головой.
С технической стороны
… Пещера Али-бабы сегодня – это кладезь новейших вооружений, при виде которых у разбойников разбегаются глаза.
Не удивительно, что
Что ж, евро-американская цивилизация, очевидно, следует завету Ницше: «жить рисково». Но в данном случае Ницше лишь продолжает традицию европейского демонизма (в нейтральном смысле этого понятия: даймон здесь – творческая сила), оправдание которому можно найти даже в Священном Писании: вспомним хотя бы борьбу Иакова с Ангелом. Дар преобразовательской активности (творчества), сообщенный человеку свыше, неизбежно связан с риском. И приявшие этот дар должны принимать все его неизбежные последствия. Так что выход из положения есть только один: борьба. Это любовно выношенное, многажды воспетое понятие (тот же Фауст: «Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной...») снова делается ключевым. В некотором смысле ситуация борьбы может даже пойти на пользу Западу: она избавит его от ожирения и зазнайства.
Демократия вновь вынуждена натягивать походные сапоги, от которых она, как многим казалось, навсегда избавилась с окончанием «холодной войны». Пишет автор французского журнала «Commentaire». «Нынешняя ситуация имеет общие точки с той, что была создана большевистской революцией 1917 года: вылазка горстки активистов, организованных в секту, может вызвать планетарное эхо у двух миллиардов мусульман (в подсчете автор, видимо, несколько забежал вперед. — Ю. К), ибо она опирается на мессианский дискурс, упрощенный и вместе эффективный, соединяющий террор с верой и делающий из Запада козла отпущения за все бедствия и неурядицы, происходящие в мире... В любом случае демократические страны должны готовиться к масштабному кризису большой продолжительности с совершенно неясным исходом». Возможна, действительно, некоторая аналогия с длительным противостоянием Запада и коммунистического мира, хотя и отличия очевидны: там был конфликт, по сути, в рамках единой цивилизации, одна часть которой противопоставила себя другой под знаком ложной идеи, а в данном случае в конфликт вступили две цивилизации, и главное, что распределение правды и неправды между ними гораздо более сложное.
И совсем другие средства борьбы. С одной стороны — террор, слово, которое кажется едва ли не эвфемизмом (если учесть, к кому оно прилагалось ранее и к кому прилагается сейчас) и употребляется просто за неимением другого. В самом деле, что общего между каким-нибудь Ж. Кадудалем (покушавшимся на Наполеона I) или В. Засулич и нынешними исламскими террористами? Сейчас — совсем другой масштаб и совсем другая мораль. И еще: впервые в истории террористы ощущают поддержку или хотя бы полуподдержку широких масс: реакция их в мусульманских странах на «акцию» 11 сентября хорошо известна. Да что массы — даже власть имущие в формально дружественных Соединенным Штатам странах, таких, например, как Египет, выражая соболезнования своим «друзьям»-американцам, не могли, по впечатлению последних, скрыть внутреннего ликования.
Борьба с исламским террором — это, если использовать знаменитую формулу Клаузевица, продолжение войны другими средствами.
Отличие от прежних войн, в частности,
в том, что основным средством борьбы становится
разведка. Прежде разведчики (чья роль
в прошлых войнах мне кажется сильно преувеличенной)
были на подхвате у военных, помогая
им воевать, сейчас скорее наоборот: военные
выполняют (как за последний год в Афганистане)
лишь видимую и наиболее «грубую» часть
работы, основная же ее часть приходится
на долю разведчиков. Недаром американцы
озаботились увеличением и без того неисчислимых
штатов своих разведывательных служб
и объединением их в одну централизованную
систему. Работа предстоит — искать иголки
в стогах сена.
Найти можно. Мы теперь знаем, что даже
о показавшемся таким неожиданным теракте
11 сентября спецслужбам заранее было известно
многое, но это многое состояло из деталей,
которые не сложились в общую картину,
между прочим, по причине рассогласованности
действий спецслужб. Сейчас ведется большая
«игра в темной комнате на опережение»,
которую, как утверждают специалисты,
выиграть можно. Американцы рассчитывают
покончить с «Аль Каидой» в течение двух-трех
лет. Но всех алькаидовцев извести так,
чтобы никого на семена не оставить, все
равно не получится. Исламский терроризм
будет давать новые и новые всходы — пока
есть для него питательная почва.
Американцы и это понимают: администрация
Буша определяет главную свою, по линии
борьбы с терроризмом, задачу как «борьбу
за умы и сердца» мусульманского мира.
Успех на этом фронте, не говоря о том,
что он расчистил бы горизонт, существенно
облегчил бы текущую войну с террористами. Известно,
что наиболее эффективным
средством ведения такой
войны являются осведомители,
притом не столько платные,
сколько «идейные».
Мы помним об этом и
по опыту советской
разведки. Дуболомное
ежовско-бериевское
НКВД могло что угодно
творить в границах
СССР (а потом и стран
«социалистического
содружества»), но было
бы совершенно бессильно
в мировом масштабе,
если бы не было мощного
встречного движения
со стороны тех, чьи
умы и сердца полонила
коммунистическая идея. И
ведь какие умы на эту
наживку шли!
/(Здесь необходимо уточнить – что понимать
под «умом»…. Есть ведь умы: податливые
и твердые, прозорливые и безмятежные….
А для яркости картины, пожалуй, подойдут
аналогии из паразитологии, эпидемиологии
и иммунологии…)/
Вот с этим дела у американцев обстоят
не лучшим образом. Найти сколько-нибудь
ценных осведомителей в мусульманской
среде (точнее, в среде воинствующих исламистов)
оказывается чрезвычайно трудно. И наоборот,
у «Аль Каиды» есть на Западе своя мощная
агентурная сеть, и она состоит не только
из арабов или иных людей Востока, способных
навести на себя подозрение своей внешностью,
но и местных европеоидов, перешедших
в ислам. И таких становится все больше. «Борьба
за умы и сердца» пока
никаких осязаемых результатов
не дает. /(В
нашем случае наша «высшая школа» этой
«борьбы» давно перевела ее в бойню
умов…. Подтверждение тому массы изувеченных
умов и сердец….)/
Чего они хотят
Чего добиваются исламские террористы?
Есть такая распространенная точка зрения, что они ударили по Америке, руководствуясь главным образом тактическими соображениями, что настоящая их цель — свалить «коллаборационистские» режимы в мусульманских странах, в первую очередь таких, как Саудовская Аравия и Пакистан. Защищаясь, Америка, как выразился один дипломат, неизбежно поставит себя в положение комического охотника, стреляющего в муху из ружья; муха вряд ли будет поражена, зато пули будут ложиться по мусульманским городам и весям. В ответ поднимется волна «народного гнева», которая смоет Саудовских принцев, пакистанских военачальников и иных прочих «коллаборационистов».
Версия,
объясняющая поведение
При чем тут ислам? Говорят, что психологию
террористов можно определить формулой
Что на разведку сейчас ложится основная
нагрузка в борьбе с терроризмом,
я уже говорил. Пора сказать и
о том, какую важность приобретает в этом
плане «глубокая разведка» — академические
исследования мусульманского мира.
В
некоторых языках близость
разведки и «разведки»
отражена терминологически.
Так, латинское слово explorator
означает сразу и «разведчик»,
и «исследователь».
И в английском языке:
intelligence — «интеллект»
и «разведка». Терминологическая
близость отражает близость
предметную.
Научные исследования, относящиеся к различным
сторонам жизни других народов, объективно
могут быть использованы как разведданные.
Не случайно многие исследователи, работавшие
и работающие в чужедальних странах, связаны
с разведывательными службами. Ничего
заведомо дурного в этом нет: добываемые
ими сведения могут быть использованы
в корыстных интересах пославшей их страны,
но могут и послужить во благо страны принимающей….