Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:19, реферат
История Воронежа и Воронежского края конца XVII - первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. Впервые Петр I посетил Воронеж в феврале 1696 г., последний раз - в декабре 1722 г. С 1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев. С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя.
История Воронежа и Воронежского края конца XVII - первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. Впервые Петр I посетил Воронеж в феврале 1696 г., последний раз - в декабре 1722 г. С 1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев. С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Воронеж при Петре I интенсивно развивается, становясь на короткое время важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Отсюда уезжал видный русский посол Емельян Украинцев для заключения перемирия в Турцию, и Петр I составил для него специальные инструкции. Здесь проходили военные советы, на которых принимались важнейшие государственные решения. Первый военно-морской устав, известный как "Указ по галерам", Петр 1 написал лично, плавая по Дону и Воронежу. Вместе с Петром в Воронеж и Воронежский край в конце XVII - первой четверти XVIII в. приезжали А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Ф. А. Головин, Н. М. Зотов, А. С. Шеин и многие другие государственные деятели. В Петровскую эпоху меняется
внешний вид Воронежа. Город расширяется,
застраивается вдоль реки. Здесь
на берегу реки в районе между современными
улицами Чернышевского и В 1703 г. в Воронеже была открыта школа - первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, арифметики. Некоторые из книг, например, "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об открытии в городах России цифирных школ такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обучались "цифири и некоторой части геометрий". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей. Подъем социально- Подготовку ко второму Азовскому походу Петр I решил начать со строительства военных морских кораблей в Воронеже. здесь в то время росли превосходные корабельные леса. Местные воронежские жители имели долголетний опыт построения речных судов, лодок, плотов. Наконец, р. Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова. Для участия во втором Азовском походе строились два З6-пушечных корабля "Апостол Петр" и "Апостол Павел", парусно-гребные галеры брандеры (небольшие суда, предназначенные для поджога неприятельских судов) и струги (транспортные суда). Первые корабли были спущены на воду уже весной 1696 г. На галере "Принципиум" во главе отряда и восьми галер из Воронежа к Азову отплыл Петр I). В июле 1696 г. турецкая крепость Азов пала. С 1696 г. воронежское кораблестроение беспрерывно продолжалось до 1711 г. Кроме Воронежской вскоре помнились другие верфи в нашем крае - в Рамони, Ступине, Чертовицком, у с. Таирова, у г. Павловска при устье р. Осереди. Интересные названия давались кораблям, построенным на воронежской земле: "Шпага", "Разженое железо", "Дикий бык", "Старый орел", "Лев с саблей". "Северный медведь", "Близко не подходи!". Был и 62-пушечный корабль "Воронеж". Петр I строго следил не только за тем, чтобы строящиеся корабли были крепкими и надежными, но также за тем, чтобы русские дворяне, обучавшиеся корабельному делу, были настоящими специалистами. Весной 1699 г. на воронежских кораблях, состоялся необычный экзамен. Петр I лично экзаменовал молодых русских дворян, только что приехавших из-за границы, где они учились строить и водить корабли. Экзамен был строгим. Петр I требовал не только теоретических знаний, смотрел, как дворяне умеют управлять и маневрировать кораблями. Большинство экзаменующихся с заданием не справилось. В результате из 72 человек экзамен выдержали только четверо. Строительство кораблей в Воронежском крае велось и позже, после смерти Петра I. В ЗО-е гг. XVIII в., например, здесь строились 44-пушечные суда-прамы. Они имели нетипичную, четырехугольную форму и могли вести перекрестный огонь. Воронежские прамы сыграли большую роль в победе России в русско-турецкой воине 1735-1739 гг. Вспоминая о далеком и славном прошлом нашего края, нужно не забывать, что славу и могущество России приносили прежде всего простые русские люди. Чтобы построить Азовский флот, Петр I приказал собрать к Воронежу более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей из окрестных сел и городов. Нелегко им приходилось создавать флот. Не хватало еды, ужасными были жилищные условия. Многие крестьяне и служилые люди заболевали и умирали, а царь и дворяне, руководившие постройкой кораблей, не обращали на это никакого внимания. Беглых ловили, избивали палками и кнутом, силой возвращали па верфи. Первый Азовский поход 1695 г., а затем и второй Азовский поход новых сел в 1696 г. резко повлияли па военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке России. После взятия Азовской крепости набеги татар в пределы южнорусских владений практически прекращаются. В истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся за Белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы селятся и среди черты. В районе бывших воронежских ухожьев возникают села и деревни. Разные районы Воронежского края заселялись по-разному. Например, земли, расположенные к югу от Тихой Сосны и юго-востоку от р. Битюга, с середины 90-х гг. XVII в. захватываются острогожскими помещиками. Существовавший к этому времени Острогожский уезд превращается в район крупного помещичьего землевладения. Бассейн р. Хворостани закрепляется в качестве вотчины воронежского Покровского монастыря. Район Прибитюжья (бассейны рек Битюга, Икорца и Осереди) становится настоящей народной вольницей. царского разрешения, самовольно здесь селятся беглыe мелкие служилые люди - русские и украинцы. Осенью 1698 г. они основали здесь 18 населенных пунктов. Однако царское правительство России не могло допустить, чтобы "привольные" земли по Битюгу, Икорцу и Осереди заселялись свободно. 23 апреля 1699 г. был издан именной указ Петра I о выселении русских и украинцев с Битюга. По этому указу надлежало битюцких жителей сослать в прежние места, "а строенье все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать". Уничтожив в 1699 г. поселения беглых в Прибитюжье, правительство решило поселить здесь дворцовых крестьян. Летом 1701 г. в Прибитюжье была переселена первая большая группа дворцовых крестьян, общей численностью 4919 человек. К 1703 г. из 4919 переселенных на Битюг крестьян осталось 369 крестьян. Из 4550 человек убывших 3409 человек умерли, 1141 убежали. Привыкшие к мирной сельской жизни в центральных районax страны, откуда они были выселены, дворцовые крестьяне не могли сразу приспособиться к особенностям пограничной жизни. Здесь нужно было быть не только пахарем, но и воином. Но правительство не обратило внимания на гибель дворцовых крестьян в Воронежском крае. В 1704 г. по его указанию переселяют Прибитюжье еще одну большую группу дворцовых крестьян, и этот раз убыль населения оставалась значительной. Осенью 1705 г. переписчики Ф. Дугин и Е. Данилов писали, что переведенцы Балахонского и Суздальского районов на Битюге "все умерли и разбежались, а осталось несколько семей с десять, и те все хворы и безмочные". Царский указ об основании па Битюге Битюцкой дворцовой волости находился под угрозой срыва. Тогда местные воеводы решили пойти па хитрость и снова разрешили беглым служилым людям солиться здесь. К 1710 г. в Битюцкой
дворцовой волости Основной административно- На губернии
Российское государство впервые
было поделено в 1709 г. в ходе территориально- В 1710 г. Турция, подстрекаемая
австрийской и французской Деление России на уезды и губернии сохранялось до 1928 г., то есть более 200 лет. Дворцы и другие постройки, появившиеся в Воронеже при Петре I, до наших дней не сохранились. Они были сделаны из дерева и в первой половине XVITI в. сгорели во время пожаров. Единственным памятником петровской эпохи в Воронеже долго оставалось здание цейхгауза па острове. В годы Великой Отечественной войны оно было разрушено прямым попаданием в него снаряда. И все же в Воронеже есть "молчаливый свидетель" деятельности Петра I здесь в конце XVII - первой четверти XVIII в. Это Успенская церковь па набережной Воронежского водохранилища. До приезда Петра I в Воронеж церковь была Успенским мужским монастырем. В условиях начавшегося кораблестроения монастырь был упразднен, а монахи переведены в Алексеевский Акатов монастырь. Успенская церковь была объявлена адмиралтейской. По традиции служители этой церкви освящали суда, построенные на Воронежской верфи. Сейчас это: памятник истории и культуры Воронежа конца XVII - начала XVIII в. Охраняется законом. После реставрации здесь предполагается открыть музей истории русского военного морского флота. Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. Не случайно поэтому первый памятник монументальной скульптуры "Петр I" Воронеже был посвящен Петру I. Он был открыт в 1800 г. в центре города в Петровском сквере и по своим художественным достоинствам почти не уступал памятникам Петербурга. Авторы проекта памятника архитектор А. А. Кюи и скульптор А. Е. Шварц. В 1942 г. памятник Петру I в Петровском сквере был уничтожен фашистами. Современный памятник Петру I в Воронеже построен по проекту московского скульптора Н. П. Гаврилова. Он был открыт 10 января 1956 г. Есть в Воронеже еще
один памятник Петру I. Он находится
в музее истории Воронежского
агроуниверситета. Это оплечный бюст
Петра I. До Октябрьской революции
университет носил имя |
Литература
|