Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:03, контрольная работа
Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.
Во времена Троянской войны в тех краях была другая, ахейская Спарта, но она каким-то образом погибла, и о ней напоминала лишь гробница прекрасной Елены и Менелая в окрестностях дорийского города.
Все это сопровождается последовательным обеднением культуры. Спарта отказывается от искусств и даже от спорта - занятия слишком непрактичного, слишком благоприятствующего развитию сильных личностей. Спартанцы перестают побеждать на Олимпийских играх. Спарта становится чисто военным государством: город находится в руках замкнутой касты военных, живущих в постоянной боевой готовности и крепко держащих тройную оборону - национальную, политическую и социальную.
Именно эта новая ситуация породила традиционное спартанское образование, обычно приписываемое Ликургу. На самом деле впервые встречаются характерные методы и обстановка лишь в IV веке, у Ксенофонта ш. Уже тогда в той среде, где вращался Ксенофонт, среде «старых спартанцев» [6;23], группировавшихся вокруг Агесилая, царит консерватизм, преувеличенный в силу реакции против свободы нравов, которая последовала, как за всякой победой, за торжеством Спарты над Афинами в 404 году после чудовищного напряжения Пелопоннесской войны. «Старые спартанцы» противопоставляют себя веяниям нового духа, воплощаемого, к примеру, Лисандром, во имя древней традиционной дисциплины, которая именно с этих пор связывается с именем Ликурга. Эта тенденция еще усилится в упадочной Спарте IV века, в полностью ослабленной Спарте эллинистической эпохи, в жалкой муниципальной Спарте времен Римской Империи.
В своей классической форме Спартанское образование имело совершенно определенную цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая пехота создала военное превосходство Спарты, которая будет побеждена лишь в результате тактических нововведений афинянина Ификрата и великих фиванских полководцев IV века, продвинувших вперед военное дело). Организованное исключительно в интересах государства, это образование целиком находится в его руках. Быть образованным как положено, было необходимым, если и не достаточным условием пользования гражданскими правами.
Педантичный закон озабочен ребенком еще до его рождения: в Спарте ведется настоящая евгеническая политика. Сразу по рождении ребенок должен предстать на Лесхе перед комиссией старейшин: будущего гражданина принимали только если он был красив, хорошо сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали в пропасть Апотеты. Пока ребенку не исполнится семь лет, государство доверяет свои полномочия семье: по представлениям греков, воспитание еще не началось - до семи лет речь идет только о «вскармливании», спартанские женщины искони были в нем искусны. Лаконские кормилицы пользовались на рынке наибольшим спросом и особенно ценились в Афинах.
Образование в собственном смысле слова продолжалось с семи до двадцати лет. За него непосредственно отвечало специальное должностное лицо, настоящий комиссар народного образования. Ребенка принимают в юношескую организацию, чья иерархия представляет некоторые аналогии со скаутизмом, а еще более - с юношескими движениями тоталитарных государств фашистского типа. Сложная и живописная лексика, служившая для обозначения годичных классов, привлекала внимание эрудитов как в древности, так и в новое время.
В двадцать или двадцать один год молодой человек, завершив свое образование, но еще не вполне удовлетворяя требованиям неумолимого тоталитарного государства, входил в формирования взрослых мужчин, прежде всего «игроков в мяч».
Аналогию со скаутизмом можно продолжить: спартанские дети распределялись по единицам, аналогичным «стаям» или «отрядам». Во главе их стояли также взрослые юноши, двадцатилетние старшие из иренов. Эти отряды подразделялись на малые группы, аналогичные «шестеркам» или «патрулям», руководимые самым бойким из ее членов, получавшим завидное звание «начальник патруля».
Итак, государственное образование - коллективное, оно изымает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество сверстников. Впрочем, переход происходит постепенно: первые четыре года «волчата» собирались только для игр и упражнений. Лишь с двенадцати лет юноша подчинялся более суровой дисциплине и оставлял отчий дом для интерната, вернее, казармы, которую уже не мог покинуть, даже женившись, до тридцати лет.
Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего - интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого»,- пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.
Cпартанцы не были
полностью неграмотны, Плутарх заверяет,
что в отношении чтения и
письма они обучались по крайне
Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, - говорит Плутарх ,- было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» .
Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.
Все это касается образования мальчиков. Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом. Архаическое изящество сменяется грубо утилитарными представлениями: как в фашистском государстве, спартанская женщина должна быть, прежде всего, плодовитой матерью здорового потомства. Воспитание подчинено евгеническим целям: ее стараются избавить от всяческой женской слабости и изнеженности, закаляя ее тело, приучая выступать обнаженной на празднествах и церемониях. Задача состоит в том, чтобы сделать из спартанских
Афи́ны - столица Греции,
нома Аттика и номархии (префектуры) Афин.
Названы в честь богини Афины, которая
была их покровителем. Афины имеют богатую
историю; в классический период (V век до
н. э) город-государство достигло вершины
своего развития, определив многие тенденции
развития позднейшей европейской культуры.
Так с городом связаны имена философов
Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших
основы европейской философии, трагиков
Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у
истоков драмы; политическим строем древних
Афин была демократия.
Афины были важным городом на протяжении
большого периода наивысшего расцвета
греческой культуры. Во времена золотого
века Греции (около 500 года до н.э. до 300
до н. э) был центром культуры и интеллигенции,
и являлся колыбелью западной цивилизации.
Именно идеи и практики Древних Афин, которые
опираются и уходят корнями в культуру
древнего города, мы называем сегодня
- "западная цивилизация". После золотого
века Афины по-прежнему оставались богатым
городом и центром культуры и знаний до
эпохи Римской империи.
Наивысший расцвет культуры произошел
в условиях политического режима Афинской
демократической республики. В этом смысле
история Древних Афин уникальна и неповторима.
Разложение родового строя и возникновение
государства как такового в Спарте и Афинах
относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII
вв. до н.е.). На рубеже VIII-VI вв. до н.е. в жизни
племен, населяющих Южную часть Балканского
полуострова, произошли крупные перемены.
Увеличилось количество железных орудий,
повысилась культура земледелия и ремесла,
появилась своя письменность. Родовой
строй уступал место классовому обществу.
Все это свидетельствовало о начале новой
эры в истории Древней Греции. Военная
демократия явилась последней стадией
родового строя. В эти времена населения
Аттики делилось на филы (племена), фратрии
и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных
членов рода, имеющих надел земли (клеры),
постепенно уменьшилось. Земли многих
общинников переходили в собственность
родовой знати, которая эксплуатировала
рабов, грабила соседние племена и занималась
морским разбоем. Обездоленные общинники
пополняли ряды батраков (фетов), нищих
и бродяг. Имущественное неравенство еще
более усилилось в конце периода военной
демократии. Богатая верхушка родовой
знати полностью контролировала деятельность
патриархальных учреждений: из нее избирались
военные вожди, знать подчинила себе совет
старейшин, который формировался только
из представителей знатных родов. Утратил
реальную власть: базилевс (скипетродержатель),
т.е. племенной царь, военачальник, главный
жрец и судья. Племенная сходка - народное
собрание - созывались в основном для одобрения
криком решений Совета старейшин. Появление
же частной собственности инициировало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых
рабов. В результате глубоких изменений
в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались
государства - полисы.
Таким городом-государством и стали Афины.
Воспитанию и обучению
детей и юношества в Афинах
придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию
умственного, нравственного, эстетического
и физического развития человека, поскольку
считали идеальным того, кто прекрасен
и в физическом, и в нравственном отношении.
Но в рабовладельческом обществе физический
труд считался обязанностью лишь рабов.
Общая направленность афинской воспитательной
системы - презрение к физическому труду
и рабам.
Цель воспитания и образования в афинском
обществе определялось многозначным греческим
понятием - калокагатия - совокупность
"добродетелей", куда включалась
красота внутренняя (готовность к исполнению
гражданских обязанностей) и внешняя (культура
тела). Правом обладания этими добродетелями
имели только свободные граждане Афин,
прежде всего - мужчины.
До 7 лет все дети воспитывались в семье,
часто с помощью кормилиц. Заботясь об
умственном воспитании маленьких граждан,
им рассказывали сказки, читали литературные
произведения, играли с ними. Жизнь афинян
постоянно сопровождала музыка, одним
из любимых музыкальных инструментов
была флейта, на ней играли, читая стихи.
С малых лет детей водили на общественные
торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы.
До 13-14 лет - они учились в школе грамматиста
и кифариста (одновременно или сначала
в школе грамматиста, затем кифариста).
В школе грамматиста учителя дидаскалы
обучали детей чтению, письму, счету. Счету
учили при помощи пальцев, использовали
также и камешки, и специальную счетную
доску, напоминающую счеты. Писали дети
на вощеных досках тонкими палочками (стилем).
В школе кифариста мальчики получали литературное
образование, здесь специально занимались
их эстетическим воспитанием - учили петь,
декламировать, играть на музыкальных
инструментах. В 13-14 лет подростки переходили
в палестру, где занимались физическими
упражнениями, овладевали пятиборьем
(бег, борьба, метание копья и диска, плавание).
Наиболее уважаемые граждане вели с учениками
беседы на политические и нравственные
темы.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали
своих детей в гимнасии (позже - гимназии),
где они изучали философию, литературу,
готовились к управлению государством.
В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили
в эфебию, где в течение двух лет продолжалась
их военно-физическая подготовка.
Процесс воспитания в Афинах был пронизан
принципом
соревновательности - агонистика - личное
превосходство (индивидуализм).
Женщина в Афинах (по Еврипиду) - вещь для
присмотра за хозяйством, с запретом выходить
из дому без сопровождения рабыни. В домах
состоятельных граждан имелись специальные
женские отделения, куда вход посторонним
был запрещен -гинекея. Стыд - вот главная
добродетель женщины в афинском обществе.
Расцвет физической культуры Афин приходится на VI - начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н.э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание - за исключением содержания гимна сии - считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике.
Физическое воспитание
детей начиналось в возрасте семи
лет в особом учреждении - палестре.
Наряду с палестрами в период расцвета
Афин на первый план вышли гимнасии.
"Направляют их и к учителю физических
упражнений, - можно прочитать в "Протагоре"
Платона, - чтобы тело их было обучено,
слушалось их благородной души и чтобы
из-за телесной слабости им не пришлось
на войне или в ином случае брать на себя
роль труса".
Наряду с подвижными детскими играми,
известными с незапамятных времен, постепенно
получают распространение орхестрика
- выполняемые под музыку упражнения в
танцах и беге, обязательные упражнения
в прыжках, приседания и различные виды
игры в мяч. В середине V в. до н.э., то есть
одновременно с допуском детей на общегреческие
соревнования, в обучение включаются в
облегченном виде основные компоненты
пятиборья. (Также в середине V в. до н.э.
в Греции наблюдается стремление привести
нагрузку в физических упражнениях в соответствие
с потенциалом юного организма) Дети более
состоятельных родителей до 15-18-летнего
возраста продолжали занятия в гимнасиях.
Здесь программа физической подготовки
уже совпадала с требованиями пятиборья
для взрослых, а затем была дополнена приемами
кулачного боя и плаванием.
Юноши из семей наиболее богатых горожан
и аристократов до 18-20-летнего возраста
усваивали в группах эфебов познания из
области управления государством, философии,
а также командования войсками, изучали
тактику, строевую подготовку, верховую
езду, плавание, греблю, стрельбу из лука,
фехтование и владение другими видами
оружия.