Восточные славяне в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:00, реферат

Описание

Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Содержание

1. Происхождение и расселение восточных славян.

2. Занятия, общественный строй, верования.

3. Образование Древнерусского государства.

Работа состоит из  1 файл

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ  В ДРЕВНОСТИ

Образование Древнерусского государства

1. Происхождение  и расселение восточных славян.

2. Занятия, общественный  строй, верования.

3. Образование  Древнерусского государства.

Вопрос о происхождении  славян дискуссионен в современной

науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,

В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в пер&

вую очередь  — «Повести временных лет») о  том, что прародиной

славян является Дунай.

Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне

попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в.

восточные славяне  постепенно расселились по Русской (Восточно&

Европейской) равнине.

Большинство современных  ученых считает, что прародина сла&

вян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и

Поприпятье или  же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Ры&

баков, на основании  новейших археологических данных, предлагает

объединить оба  варианта прародины славян. Он считает, что прас&

лавяне размещались  в широкой полосе Центральной и Восточной

Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти

до верховьев  Днестра и Южного Буга).

По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э.

славяне занимали обширные пространства Центральной  и Восточ/

ной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Дне/

стром, средним  течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Меж/

дуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авто/

ры называют около 150 племен славян.

В науке высказано  мнение, что указанные три группы в своем

развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную

(венеды) и восточную  (анты).

Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие&то

различия между  этими группами, а, наоборот, объединяют их, отме&

чают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян

сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей  любви к

свободе», «издавна живут в народоправстве»  (демократии), «отлича&

ются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством,

языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного

скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу  и про&

со». В своем  хозяйстве они использовали труд «рабов — военноплен&1 0

ных», но не держали  их в бессрочном рабстве, а по истечении  «некото&

рого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на

положении свободных  или друзей» (мягкая форма патриархальной

системы рабства). Наряду с народным собранием у  славян были пле&

менные вожди  или князья.

В VI в. племенная  раздробленность у славян еще не была преодо&

лена, но тенденция  к объединению уже имелась. Этому  способство&

вала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всего

VI в.; необходимость  борьбы с кочевниками и варварами;  в III в.

по Европе смерчем  проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.

произошло вторжение  авар в Приднепровье и т.д.).

В этот период начинают создаваться союзы славянских племен.

Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена  кото&

рых были уже  утрачены. Грандиозную картину расселения славянс&

ких племен на великой  Восточно&Европейской равнине  дает Нестор

в «Повести временных  лет» (что подтверждено как археологически&

ми, так и письменными  источниками).

На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с цент&

ром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вяти&

чи (Калуга, Тула, Могилев + басейн Москвы&реки). К северу и западу

от полян обитали  древляне (Искоростень). В Прикарпатье  жили белые

хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне.

В районе озера  Ильмень находились ильменские словене. В верховьях

Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д.

В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Подне&

стровье возникает  политическое образование, которое  историки на&

зывают «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его свя&

зях, даже союзе  с Византией. Уничтожили «державу волынян» ава&

ры (русские летописи называли их «обрами»).

Очевидно, подобное политическое образование имело  место и в Сред&

нем Поднепровье. Нестор приводит сказание о Кие, основателе Киева,

который княжил «в роде своем», о его поездках в  Византию.

Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее  уже

повсеместно пашенным. К моменту образования государства  на сме&

ну родовой  общине пришла территориальная или  соседская (общи&

на владела  определенной территорией; ее земли  делились на обще&

ственные и  личные).

Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской  деревни.

Это объяснялось  сложностью и объемом земледельческих работ (кото&

рые мог выполнить  только большой коллектив); необходимостью следить

за правильным распределением и использованием земли, коротким сро&1 1

ком сельскохозяйственных работ (он длился от 4&4,5 мес. близ Новгорода

и Пскова  до 5,5–6 мес. в районе Киева).

Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в

добрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун  — бог вой&

ны, молнии и  грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сва&

рог — бог  огня и т.д. Особо почитался бог  Солнца (различные племена

называли его  по&разному: Хорос, Даждьбог, Ярило  и т.д.).

Арабские источники  говорят об образовании в VIII в. на террито&

рии, занимаемой восточными славянами, трех политических цент&

ров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое

объединение южной  группы восточнославянских племен во главе с

полянами, с центром  в Киеве. Славия — объединение  северной груп&

пы восточных  славян во главе с новгородскими  словенами. Центр

Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города

Чернигов, Рязань и другие).

В начале IX в. усиливается  дипломатическая и военная активность

восточных славян. В самом начале IX в. они совершили  походы на Су&

раж в Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское  посольство из

Киева посетило императоров Византии и Германии.

В 860 г. ладьи  русов появились у стен Константинополя. Поход свя&

зан с именами  киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит

о наличии государственности  у славян, живших в среднем Поднепро&

вье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену

международной жизни в качестве государства.

Есть сведения о договоре между Русью и Византией  после этого

похода и о  принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками

христианства.

Русские летописцы  начала XII в. включили в летопись легенду

о призвании  северными племенами восточных  славян в качестве кня&

зя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками)

в IX веке. Сам  факт пребывания варяжских дружин на службе у славянс&

ких князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась

почетной и  прибыльной). Допустимо, что и Рюрик  был реальной истори&

ческой личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие

видят в нем  Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную

Европу. Л.Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов,

прибывшее с  ним) — из Южной Германии. Дать точный ответ на вопрос

невозможно из&за ограниченности источников.

Но эти факты  никак не могли повлиять на процесс  создания Древ&

нерусского государства  — ускорить или замедлить его. Версия же об

иноземном происхождении  той или иной династии вообще типична1 2

для раннего  средневековья (например, легенда о  призвании бриттами

англосаксов и  создании Английского государства).

О правлении  Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть дан&

ные, что был  он князем суровым, подавил в Новгороде  восстание не&

коего Вадима.

После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла  к вож&

дю одного из варяжских отрядов — Олегу. В 882 г. Олег предпринял

поход на Киев, обманом  убил киевских князей Аскольда и Дира (пос&

ледних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно  считается датой

образования Древнерусского государства. Центром объединенного

государства стал Киев.

Существует точка  зрения, что поход Олега на Киев был первым актом

в драматической  вековой борьбе между прохристианскими и проязы&

ческими силами на Руси (после крещения Аскольда и  его сподвижников

родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью  к князьям — языч&

никам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание

на то, что  поход Олега на Киев в 882 г. менее  всего был похож на завоева&

ние (в источниках нет ни слова о вооруженных  столкновениях по пути,

все города по Днепру отворяли свои ворота).

Информация о работе Восточные славяне в древности