Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:12, реферат
Образование Древнерусского государства
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия, общественный строй, верования.
3. Образование Древнерусского государства.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Образование Древнерусского государства
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия, общественный строй, верования.
3. Образование Древнерусского государства.
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной
науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,
В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в пер&
вую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной
славян является Дунай.
Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне
попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в.
восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно&
Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина сла&
вян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и
Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Ры&
баков, на основании новейших археологических данных, предлагает
объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что прас&
лавяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной
Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти
до верховьев Днестра и Южного Буга).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э.
славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточ/
ной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Дне/
стром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Меж/
дуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авто/
ры называют около 150 племен славян.
В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем
развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную
(венеды) и восточную (анты).
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие&то
различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отме&
чают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян
сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к
свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отлича&
ются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством,
языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного
скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и про&
со». В
своем хозяйстве они
1 0
ных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некото&
рого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на
положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной
системы рабства). Наряду с народным собранием у славян были пле&
менные вожди или князья.
В VI в. племенная раздробленность у славян еще не была преодо&
лена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способство&
вала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всего
VI в.; необходимость
борьбы с кочевниками и
по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.
произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен.
Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена кото&
рых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянс&
ких племен на великой Восточно&Европейской равнине дает Нестор
в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологически&
ми, так и письменными источниками).
На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с цент&
ром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вяти&
чи (Калуга, Тула, Могилев + басейн Москвы&реки). К северу и западу
от полян обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые
хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне.
В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях
Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д.
В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Подне&
стровье возникает политическое образование, которое историки на&
зывают «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его свя&
зях, даже союзе с Византией. Уничтожили «державу волынян» ава&
ры (русские летописи называли их «обрами»).
Очевидно, подобное политическое образование имело место и в Сред&
нем Поднепровье. Нестор приводит сказание о Кие, основателе Киева,
который княжил «в роде своем», о его поездках в Византию.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже
повсеместно пашенным. К моменту образования государства на сме&
ну родовой общине пришла территориальная или соседская (общи&
на владела определенной территорией; ее земли делились на обще&
ственные и личные).
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни.
Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (кото&
рые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить
за правильным распределением и использованием земли, коротким сро&
1 1
ком сельскохозяйственных работ (он длился от 4&4,5 мес. близ Новгорода
и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева).
Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в
добрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун — бог вой&
ны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сва&
рог — бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена
называли его по&разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.).
Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на террито&
рии, занимаемой восточными славянами, трех политических цент&
ров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое
объединение южной группы восточнославянских племен во главе с
полянами, с центром в Киеве. Славия — объединение северной груп&
пы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр
Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города
Чернигов, Рязань и другие).
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность
восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Су&
раж в Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из
Киева посетило императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход свя&
зан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит
о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепро&
вье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену
международной жизни в качестве государства.
Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого
похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками
христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду
о призвании северными племенами восточных славян в качестве кня&
зя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками)
в IX веке. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянс&
ких князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась
почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной истори&
ческой личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие
видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную
Европу. Л.Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов,
прибывшее с ним) — из Южной Германии. Дать точный ответ на вопрос
невозможно из&за ограниченности источников.
Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древ&
нерусского государства — ускорить или замедлить его. Версия же об
иноземном происхождении той или иной династии вообще типична
для раннего средневековья (например, легенда о призвании бриттами
англосаксов и создании Английского государства).
О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть дан&
ные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание не&
коего Вадима.
После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вож&
дю одного из варяжских отрядов — Олегу. В 882 г. Олег предпринял
поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (пос&
ледних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно считается датой
образования Древнерусского государства. Центром объединенного
государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом
в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязы&
ческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников
родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям — языч&
никам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание