Восточные славяне в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:12, реферат

Описание

Образование Древнерусского государства

1. Происхождение и расселение восточных славян.

2. Занятия, общественный строй, верования.

3. Образование Древнерусского государства.

Работа состоит из  1 файл

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.docx

— 20.89 Кб (Скачать документ)

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Образование Древнерусского государства

1. Происхождение  и расселение восточных славян.

2. Занятия,  общественный строй, верования.

3. Образование  Древнерусского государства.

Вопрос  о происхождении  славян дискуссионен в современной

науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,

В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в пер&

вую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной

славян  является Дунай.

Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с  Дуная славяне

попали  на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в.

восточные славяне постепенно расселились  по Русской (Восточно&

Европейской) равнине.

Большинство современных ученых считает, что  прародина сла&

вян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и

Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Ры&

баков, на основании новейших археологических  данных, предлагает

объединить  оба варианта прародины славян. Он считает, что прас&

лавяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной

Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского  моря и от Припяти

до верховьев  Днестра и Южного Буга).

По  византийским источникам устанавливается, что  к VI в. н.э.

славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточ/

ной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Дне/

стром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Меж/

дуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авто/

ры называют около 150 племен славян.

В науке высказано  мнение, что указанные  три группы в своем

развитии  дали три ветви  славянства: южную (склавины), западную

(венеды) и восточную (анты).

Однако  источники VI в. не содержат еще указаний на какие&то

различия  между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отме&

чают  единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян

сходны  по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к

свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отлича&

ются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством,

языческим многобожием и обрядами». У них  много «разнообразного

скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и про&

со». В  своем хозяйстве они использовали труд «рабов — военноплен&

1 0

ных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некото&

рого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на

положении свободных или друзей» (мягкая форма  патриархальной

системы рабства). Наряду с народным собранием  у славян были пле&

менные вожди или князья.

В VI в. племенная  раздробленность у славян еще  не была преодо&

лена, но тенденция к объединению уже  имелась. Этому способство&

вала  обстановка эпохи (войны с Византией  на протяжении всего

VI в.; необходимость  борьбы с кочевниками и варварами;  в III в.

по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.

произошло вторжение авар в Приднепровье и  т.д.).

В этот период начинают создаваться союзы  славянских племен.

Эти союзы  включали в себя 120–150 отдельных  племен, имена кото&

рых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянс&

ких племен на великой Восточно&Европейской равнине дает Нестор

в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологически&

ми, так  и письменными источниками).

На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с цент&

ром в  Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вяти&

чи (Калуга, Тула, Могилев + басейн Москвы&реки). К северу и западу

от полян  обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые

хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне.

В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях

Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д.

В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Подне&

стровье возникает политическое образование, которое историки на&

зывают «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его свя&

зях, даже союзе с Византией. Уничтожили «державу волынян» ава&

ры (русские летописи называли их «обрами»).

Очевидно, подобное политическое образование  имело место и в Сред&

нем Поднепровье. Нестор приводит сказание о Кие, основателе Киева,

который княжил «в роде своем», о его поездках в Византию.

Основным  занятием славян являлось земледелие, ставшее уже

повсеместно пашенным. К моменту образования  государства на сме&

ну родовой общине пришла территориальная или соседская (общи&

на владела  определенной территорией; ее земли  делились на обще&

ственные и личные).

Община (мир, вервь) играла большую роль в  жизни русской деревни.

Это объяснялось  сложностью и объемом земледельческих  работ (кото&

рые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить

за правильным распределением и использованием земли, коротким сро&

1 1

ком сельскохозяйственных работ (он длился от 4&4,5 мес. близ Новгорода

и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева).

Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в

добрых  и злых духов). Главными богами славян были: Перун — бог вой&

ны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сва&

рог —  бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена

называли  его по&разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.).

Арабские  источники говорят об образовании  в VIII в. на террито&

рии, занимаемой восточными славянами, трех политических цент&

ров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое

объединение южной группы восточнославянских племен во главе с

полянами, с центром в Киеве. Славия — объединение северной груп&

пы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр

Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города

Чернигов, Рязань и другие).

В начале IX в. усиливается дипломатическая  и военная активность

восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Су&

раж в  Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из

Киева посетило императоров Византии и  Германии.

В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход свя&

зан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит

о наличии  государственности у славян, живших в среднем Поднепро&

вье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену

международной жизни в качестве государства.

Есть  сведения о договоре между Русью  и Византией после этого

похода  и о принятии Аскольдом и его  окружением, дружинниками

христианства.

Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду

о призвании  северными племенами восточных  славян в качестве кня&

зя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками)

в IX веке. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянс&

ких князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась

почетной  и прибыльной). Допустимо, что и  Рюрик был реальной истори&

ческой  личностью. Одни историки даже считают  его славянином; другие

видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную

Европу. Л.Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов,

прибывшее с ним) — из Южной Германии. Дать точный ответ на вопрос

невозможно  из&за ограниченности источников.

Но эти  факты никак не могли повлиять на процесс создания Древ&

нерусского  государства — ускорить или замедлить  его. Версия же об

иноземном происхождении той или иной династии вообще типична

для раннего  средневековья (например, легенда о  призвании бриттами

англосаксов и создании Английского государства).

О правлении  Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть дан&

ные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание не&

коего Вадима.

После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вож&

дю одного из варяжских отрядов — Олегу. В 882 г. Олег предпринял

поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (пос&

ледних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно считается датой

образования Древнерусского государства. Центром  объединенного

государства стал Киев.

Существует  точка зрения, что поход Олега  на Киев был первым актом

в драматической  вековой борьбе между прохристианскими и проязы&

ческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников

родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям — языч&

никам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание

Информация о работе Восточные славяне в древности