Автор работы: k************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:38, реферат
После свержения царского самодержавия и Октябрьского переворота органы прокуратуры были ликвидированы и не функционировали в течение почти пяти лет, в т. ч. и на территории Казахстана. Декрет о суде за №1 от 24 ноября 1917 г. упразднил ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатуру, институты судебных следователей и прокурорского надзора.
Введение
1) Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
2Становления прокуратуры
Заключение
Список литературы
С этого момента
начался третий этап развития и укрепления
прокуратуры, которая полностью
отделилась от Наркомюста и стала
функционировать как
11 ноября этого
же года был издан приказ
о разделении в республике
Наркомата юстиции и
На прокуратуру в тот период было возложено осуществление надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций, а также частных лиц, наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания и т.д..
Вместе с тем, в истории прокуратуры был период, когда она в силу сложившихся обстоятельств не могла осуществлять в полной мере свою правозащитную функцию. Только за один 1937 год из органов прокуратуры было необоснованно уволено более 40 работников, некоторые из них были арестованы по обвинению в оказании помощи в защите контрреволюционных националистических групп. Это был период массовых политических репрессий, под жерновами которых оказались и бывшие прокуроры Республики: Нигмет Нурмаков – расстрелян по решению "тройки", Нуртаза Ералин – арестован "как враг народа" и приговорен к смертной казни, Садуакас Мамбеев – более 16 лет провел в казематах НКДВ и тюрьмах, Жанайдар Садуакасов – расстрелян как "враг народа", Канай Боранбаев – в 1938 году приговорен к смертной казни, Боран Айтмагамбетов – арестован и расстрелян как "японский шпион", Мырзагул Атаниязов – более 15 лет провел в лагерях, Сулеймен Ескараев – в 1937 году был приговорен к смертной казни.
В годы Великой
Отечественной войны
После окончания войны работники прокуратуры активно способствовали восстановлению народного хозяйства, бдительно охраняли государственную и общественную собственность, решительно боролись с нарушителями общественного порядка, государственной и трудовой дисциплины.
Послевоенное
десятилетие характеризовалось
дальнейшим поднятием авторитета прокуратуры,
главной конституционной
С развитием
государственности Казахстана менялись
место и роль прокуратуры в
системе республиканских
На всех этапах развития государства неуклонно возрастала роль прокуратуры и перед ней стояла задача — обеспечить такое повседневное направление работы, чтобы каждый гражданин знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника своих интересов
Вместе с тем,
следует отметить, что до обретения
Казахстаном независимости
События августа 1991 года потребовали от органов прокуратуры республики быстрой ориентации в сложившейся ситуации, отказа от изживших себя форм работы, поиска и применения эффективных методов прокурорского надзора.
Происходящие в стране и законодательстве перемены выдвинули на первый план человека как высшую ценность общества, были расширены права граждан на судебную защиту. Правовая защита личности стала главным содержанием деятельности органов прокуратуры республики.
Дальнейшее развитие
прокурорского надзора и
6 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости" образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Казахской ССР.
Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 17 января 1992 года был введен в действие Закон "О прокуратуре Республики Казахстан", в соответствии с которым прокуратура стала органом высшего надзора за исполнением законов, подотчетным Верховному Совету.
Этот закон
сыграл свою положительную роль в
улучшении правозащитной
В дальнейшем они нашли свое закрепление в Конституции, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и в Указе Президента РК от 21 декабря 1995 года, имеющем силу Закона "О прокуратуре Республики Казахстан" (в настоящее время Закон). В статье 83 Конституции провозглашены основные положения о прокуратуре как единой централизованной самостоятельной системе.
В системе органов государственной власти республики прокуратура занимает свое конституционное место, выполняя функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов" института разделения властей, способствует согласованному функционированию всех ветвей единой государственной власти в Республике Казахстан. Будучи подотчетной лишь Президенту и осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура республики является правовым механизмом (инструментом) главы государства по осуществлению им функций гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан лишь прокуратура путем опротестования законов и иных правовых актов, в том числе и судебных, правовыми методами в состоянии обеспечить полный контроль за деятельностью всех ветвей единой государственной власти.
Заключение
Следующий этап развития органов прокуратуры связан с принятием в 2002 году Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора». Данным Законом установлена необходимость дальнейшего повышения уровня законности и защиты прав граждан. Особое внимание, при этом уделено укреплению высшего надзорного органа страны, обеспечению обязательности исполнения актов и требований прокуроров по соблюдению законов, определен механизм их принудительного исполнения, а также ужесточена ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение законных требований и актов прокурорского надзора.
Свои полномочия
прокуратура республики осуществляет
в строгом соответствии с Конституцией
и законами Республики Казахстан. На
сегодня в ее деятельности исключены
факты подмены других государственных
органов, необоснованного вмешательства
в функциональную деятельность различных
хозяйствующих субъектов. В то же время,
прокуратура в соответствии с требованиями
статьи 83 Конституции Республики Казахстан
стала активнее выявлять нарушения законности,
допущенные государственными органами
и их должностными лицами, принимать предусмотренные
законом меры к их устранению, в том числе
путем внесения протестов на незаконные
акты органов исполнительной и судебной
власти, а также чаще реагировать на неисполнение
действующих законов и указов Президента
Республики Казахстан.
Список литературы:
www/ukimet/kz