Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:27, реферат
В отечественной медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тенденция рассматривать все многообразие социальных характеристик средневекового города, притом от самых истоков. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.
Заключение
Формирование средневековых городов как центров сосредоточения торговли, ремесла, производства, культуры внесло огромный вклад в мировую историю, стало переходным этапом от средневековья к новому времени. Несомненно, большую роль в жизни средневекового горожанина играла церковь, определяя умонастроение жителей. Наряду с нищетой того времени, проблемами преступности, устраивались роскошные выезды вельмож, рыцарские состязания. Отвага и ловкость рыцарей, пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь возбуждала и разжигала страсть, проявлявшиеся то в неожиданных взрывах грубой необузданности и зверской жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в переменчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города.
Во внешнем облике городов преобладали пестрота и контрасты. Средневековый город не переходил, подобно нашим городам, в неряшливые окраины с бесхитростными домишками и унылыми фабриками, а выступал как единое целое, опоясанный стенами и ощетинившийся грозными башнями. Сколь высокими и массивными ни были бы каменные дома купцов или знати, здания храмов своими громадами величественно царили над городом. Уникальность средневековым городам Западной Европы придавал их социально-политический строй. Все остальные черты - концентрация населения, узкие улицы, стены и башни, занятия горожан, экономические и идеологические функции и политическая роль – могли быть присуще так же и городам иных регионов и иных эпох. Но только в Средневековой Европе город неизменно представляется в виде саморегулирующей общины, наделенной относительно высокой степенью автономии и обладающей особым правом и достаточно сложной структурой. Целый ряд важнейших технических изобретений, сделанных в это время, повлиял на образ жизни средневекового человека, его трудовую деятельность. Техника земледелия была представлена примитивными ручными орудиями труда: соха, борона, мотыга, серп, лопата, топор, плуг и др. Крупнейшим достижением явилась замена деревянных рабочих частей плуга и бороны железными. Наряду с земледелием стали развиваться новые отрасли сельскохозяйственного производства: виноградарство, виноделие, огородничество, животноводство. Начиная с XI в. в странах Западной Европы стало увеличиваться количество городов, в которых развивались ремесла. В Европе ремесленники объединились в цехи, которые тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла. Многочисленные статусы, уставы и постановления регламентировали труд ремесленников. Также получило развитие металлургическое производство (сыродутные горны, доменные печи), горное дело. В эту эпоху были сделаны изобретения, которые оказали огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека – это изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков и компаса. Книгопечатание способствовало развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образования, науки, культуры.
Культура средневековья в целом имела противоречивый характер. Унаследовавшая многие элементы античности, она стала трансформировать их через христианское мировоззрение. Развитие городской, народной и, отчасти, светской, рыцарской культуры стало постепенно в XI–XIII вв. подрывать церковную монополию в духовной жизни общества. В свою очередь, материальная культура, представленная ручными орудиями труда, переросла в мануфактурное производство, означавшее зарождение капиталистического способа производства. Достижения средневековой культуры стали благодатной почвой для развития культуры эпохи Возрождения.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., «Искусство» , 1989. - 368с.
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., «Искусство» 1990. - 400с.
3. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, «Полиграмма» , 1994. - 320с.
4. Карпов С.П. . История средних веков: Учебник для ВУЗов. МГУ, 1997. – 317с.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. «Прогресс-Академия» , 1992.- 409с.
6. Оссовская М.А. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали – М., 1987. – 387с.
7. Функен Ф. Средние века. VIII-XV века: Доспехи и вооружение – Крепости и осадные машины – Рыцарские турниры и гербы / Ф. Функен, Л. Функен; Пер. с фр. Н.П. Соколова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 151с.: цв. ил. – (Энциклопедия вооружения и военного костюма). – ISBN 5-17-014496-2.
8. Храмы. Монастыри /Ред. группа: Е. Афанасьева, Т. Каширина, Е. Дукельская. – М.: Аванта+, 2005. – 184с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые). – ISBN 5-94623-112-X.
Приложения
Приложение 1
Рис.1 Карта распространения чумы в Европе
Рис.2 Костюм лекаря, собирающегося к больному чумой: балахон, шляпа, маска и очки
Приложение 2
Рис.1 Крепостные стены, защищавшие город.
Рис. 2 Баллистические машины, использовавшиеся для обороны города.
Приложение 3
Рис.1 Западный фасад собора Нотр-Дам де Пари.
Приложение 4
Рис. 1,2 Обувь, изготовленная средневековыми ремесленниками.
1 Пиренн Анри (1862—1935), бельгийский историк.
Автор трудов по экономической истории западно-европейского средневековья (особенно по истории городов),
многотомной «Истории Бельгии».
2 Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозначали всех городских жителей (от германского Burg — город, откуда произошло средневековое латинское burgensis и французский термин bourgeoisie, первоначально также обозначавший горожан).
3 Zunftzwang (с нем.) — цеховое принуждение.
4 Свободное ремесло - деятельность работников, не организованная в цехи.
5 Канонисты - лица, занимавшиеся в древности собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов; ученые представляющие науки канонического, или церковного, права.