Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:53, реферат
На рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
1.введение
2.западничество
2.1.западничество
2.2.предшественники западничества
2.3.возникновение западничества
2.4.спор о судьбе крестьянской общины
2.5.В.С.Соловьев о западничестве и западниках
2.6.Литература и журналистика
3.славянофильство
3.1.славянофильство
3.2.представители
3.3.славянофилы в печати
3.4.значение славянофильства
4.В.С.Соловьев о западниках и славянофилах
5.заключение
6.список литературы
Содержание
1.введение
2.западничество
2.1.западничество
2.2.предшественники
западничества
2.3.возникновение западничества
2.4.спор о судьбе крестьянской
общины
2.5.В.С.Соловьев о западничестве
и западниках
2.6.Литература и журналистика
3.славянофильство
3.1.славянофильство
3.2.представители
3.3.славянофилы в печати
3.4.значение славянофильства
4.В.С.Соловьев о западниках и славянофилах
5.заключение
6.список литературы
1.Введение
На
рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской
интеллигенции сложились два
течения общественной и политической
мысли под условными
Тема
самобытности истории России и ее политического
опыта обсуждалась не впервые. Она ставилась
и истолковывалась разработчиками темы
Москва — третий Рим, затем Аввакумом,
патриархом Никоном, Ю. Крижаничем, а в
начале века также Карамзиным, декабристами,
представителями просвещенной бюрократии.
В этом же плане воспринималась формула
режима правления при Николае I, выдвинутая
министром просвещения С. С. Уваровым в
виде триады «православие, самодержавие,
народность». Самодержавие объявлялось
главным устоем, обеспечивающим мощь и
величие России; православие считалось
соответственно основой духовной жизни;
народность истолковывалась как проявление
многовековой традиции патриархального
единения народа со своим царем. Эта официальная
теория усердно насаждалась в школах,
университетах, в канцеляриях, в церкви
и армии.
2.1.За́падничество — сложившееся в 1840-х—50-х годах направление русской общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи Западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Николай Мельгунов, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников отчасти разделяли писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
2.2.Предшественники западничества
Своего рода
предшественниками
В. С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности». Если для «начинателей русской культуры», к которым Соловьёв относил Петра I и Михаила Ломоносова, всякие различия закрывались общей противоположностью между «западным» образованием и домашней дикостью, между «наукой» и «невежеством», то уже в царствование Екатерины II среди приверженцев «западного» образования обозначилось резкое разделение двух направлений: мистического и вольномыслящего — «мартинистов» и «вольтерианцев». Лучшие представители обоих направлений, такие как Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, сходились, однако, в любви к просвещению и интересе к общественному благу.
2.3.Возникновение западничества
Формированию
западничества и
2.4.Спор о судьбе крестьянской общины
В практической
плоскости основное расхождение
между западниками и
2.5.В. С. Соловьёв о западничестве и западниках
Три фазиса
Как указывал В. С. Соловьёв, к более полному осознанию принципов «западного» развития российских интеллектуалов привели «великие общеевропейские движения» 1789—1815 годов.
Соловьёв выделяет «три главные фазиса», которые «в общем ходе западноевропейского развития последовательно выступали на первый план, хотя и не упраздняли друг друга»:
Последовательность этих фазисов, имеющих, на взгляд Соловьёва, несомненно общечеловеческое значение, повторилась в миниатюре и при развитии русской общественной мысли в XIX веке.
По его словам, первый, католический аспект отразился во взглядах П. Я. Чаадаева, второй, гуманитарный, — у В. Г. Белинского и так называемых людей 1840-х годов, а третий, позитивно-социальный, — у Н. Г. Чернышевского и людей 1860-х годов. Этот процесс развития русской общественной мысли был настолько стремительным, что некоторые его участники уже в зрелом возрасте приходили к смене взглядов.
2.6. Литература и журналистика
В 40-е гг. XIX века
крупнейшим печатным органом русских
западников стал журнал «Отечественные
записки»,
возглавляемый Виссарионом Белинским.
Сотрудниками журнала в разное время были
почти все крупнейшие западники: Грановский,
Боткин, Кетчер, Герцен, Огарёв. С трибуны
«Отечественных записок» велась основная
полемика с оппонентами-славянофилами,
в первую очередь, с журналом «Москвитянин». В 1846 году Белинский
из-за разногласий с владельцем журнала Краевским перешёл в «Современник».
3.1.Славянофи́льство — литературно-философское течение общественной мысли[1], оформившееся в 40—х годах XIX века[2], представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии[1].
Течение возникло как антипод западничества, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Как писал Ю. М. Лотман, «Отношение к западному миру было одним из основных вопросов русской культуры на всем протяжении послепетровской эпохи. Можно сказать, что чужая цивилизация выступает для русской культуры как своеобразное зеркало и точка отсчёта, и основной смысл интереса к „чужому“ в России традиционно является методом самопознания»[3]. В то же время Ю. М. Лотман категорически отвергал утверждение, что русские славянофилы — носители «подлинно русских начал», «противостоящие западной цивилизации». По его мнению, истинное славянофильство первой половины XIX века представляло собой «русское отражение идей немецкого романтизма», что, однако, «ни в коей мере не унижает его оригинальности и органичности для России»[3].
Ю. М. Лотман писал:
По своей природе
классическое славянофильство - одно из
течений европейского романтизма -
порождено страстным порывом
«найти себя». Такая постановка вопроса
уже подразумевала исходную потерю
себя, потерю связи с народом и
его глубинной культурой, тем, что
ещё предстоит обрести и
Таким образом, исходно славянофильство
было движением теоретическим. Противники
славянофилов неоднократно создавали
образ русского дворянского интеллигента,
пропитанного немецкими романтическими
идеями и мучительно переживающего конфликт
между своим идеалом русского крестьянина
и реальным, непонятным и чуждым ему мужиком,
который принимает одетого в «русские
одежды» барина за ряженого, никак не отождествляя
его ни с собой, ни со своими идеалами
Наибольшее развитие славянофильское мировоззрение приобрело в конце XIX века, в период правления Александра III.
3.2.Представители
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Информация о работе В.С.Соловьев о западниках и славянофилах