Второй Ватиканский собор, взляд современников

Автор работы: c*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:22, реферат

Описание

Второй Ватиканский собор — последний на сегодняшнее время из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI). На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.

Работа состоит из  1 файл

Сочинение по ОЦИ.docx

— 28.07 Кб (Скачать документ)

     Общие сведения о II Ватиканском Соборе

     Второй  Ватиканский собор — последний  на сегодняшнее время из Соборов  Католической церкви, XXI Вселенский Собор, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI). На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.

     Открывая  собор 11 октября 1962, Иоанн XXIII заявил, что  целью Собора является «обновление Церкви и её разумная реорганизация, чтобы Церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу»1. Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала «открытая миру Церковь»2. Задачей Собора было «не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы»3. Принятые на соборе преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, часть которого оказалась в фактическом расколе с Церковью (Священническое братство святого Пия Х), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках Церкви (Una Voce).

     Для католиков наиболее заметными результатами собора стали изменения в литургической  практике Церкви, в частности, введение богослужения на национальных языках наряду с латинским языком и новая, более открытая, позиция в отношениях с некатоликами.

     Цель  реформы богослужения — «более полное, сознательное и деятельное участие верующих в совершении Литургии»4. Теперь большое место в ней отводится проповеди, чтениям Священного Писания, общим молитвам, а священнослужитель во время мессы стоит лицом к молящимся.

     Богослужебная реформа и её последствия

     Вопреки ожиданиям отцов II Ватиканского собора, все эти либеральные «великие реформы» — попытки ввести в учение Католической церкви элементы протестантизма и идеологию прогресса и масонского «просвещения», адогматизм — оттолкнули верующих католиков от церкви, посещаемость храмов резко снизилась.

     Как признаются сами католики, «наиболее пагубным следствием II Ватиканского собора стала богослужебная реформа 1969 года»5, проведенная папой Павлом VI. После II Ватиканского собора (1962–1965) католическим священникам было практически запрещено служить латинскую Тридентскую мессу, или тридентину, которая была основной католической церковной службой на протяжении многих веков — вплоть до третьей четверти XX столетия (это было возможно только с персонального разрешения епископа). Вместо этого вводилась новая месса (т.н. «Novus ordo» — «новый чин») на местных языках. Разница состоит не только в богослужебном языке, но и в стиле совершения службы — новая месса предполагает, что священник стоит лицом к верующим, которые произносят слова молитв вместе с ним. Более древняя практика требует, «чтобы священник стоял лицом к алтарю и спиной к прихожанам, как бы возглавляя общину в ее молитве ко Всевышнему»6.

     II Ватиканский собор разрешил переводить  традиционную Тридентскую латинскую мессу на национальные языки с санкции местной епископской конференции и заменять старые богослужебные тексты вновь составленными, что и было осуществлено на практике в последующие 10–15 лет во всех католических странах. В результате многие из католиков, привыкшие к традиционной латыни в богослужении, указывали на утрату сакрального молитвенного характера богослужения, а введение в обиход новых переводов мессы и отказ от намоленого за многие столетия латинского языка богослужения не только не привели в католические храмы новых людей, но оттолкнули огромную часть постоянных прихожан, для которых латинский язык означал преемственность традиций и древней культуры Римской церкви.

     Само  богослужение было не просто сокращено: современная месса длится около 40 минут, иногда и намного меньше. В частности, реже поминаются святые, многие из которых были попросту удалены из католических литургических календарей  под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные. Вечерня и утреня перед мессой не служатся. Посты в современной Католической церкви практически упразднены: католикам теперь предписывается поститься лишь один день в году — в Страстную Пятницу, да и то не строго.

     Все эти модернистские богослужебные  реформы в Католической церкви объяснялись  «миссионерскими целями», стремлением  приблизить службу к народу, возвратом к древней практике Церкви. 

     Раскол как следствие реформ II Ватиканского собора

     Именно  «литургическое обновление, изменившее до неузнаваемости католическое богослужение после 1969 года, вызвало в Римо-католической церкви раскол»7, связанный с именем французского архиепископа Марселя Лефевра. Традиционалистически настроенное католическое духовенство во главе с архиепископом Лефевром не приняло «обновленческих» реформ II Ватиканского собора, порывавших с полутора тысячелетней традицией западного латинского богослужения. Лефевр активно выступал за сохранение традиционного учения и богослужения, за недопустимость модернизма, литургических реформ, в частности, переводов с латыни богослужебных текстов. Лефевр считал, что «после допущения в литургическую практику разных канонов мессы уже сама вариативность, анархическая возможность выбирать из всего множества этих текстов «то, что больше нравится», разрушает благоговейное отношение к Богослужению как к установлению Божию»8. Невозможно глубоко изменять «закон молитвы», не реформируя вместе с тем «закон веры».

     В 1970 году архиепископ Лефевр основывает «братство Пия X» (папа Пий Х известен в католическом мире, в частности, своей энцикликой 1907 года против церковного модернизма и обновленчества как философии, как стиля религиозной жизни, как богословия, как критического направления в исследовании Библии и церковной истории). Входившие в «братство Пия X» католические священники совершали богослужения по древнему латинскому обряду, отвергая новые редакции мессы. В 1974 году архиепископ Лефевр открыто осуждает неомодернистскую и неопротестантскую позицию Рима после II Ватиканского собора.

     Ватикан не заставил себя ждать: в том же 1974 году «братство Пия X» распускается, а в 1976 году папа Павел VI запрещает  архиепископу Лефевру совершать рукоположения, затем следует запрещение в священнослужении. 2 июля 1988 года архиепископ Марсель Лефевр был отлучен от католической церкви. Характерно, что лефевристы, будучи последовательными традиционалистами, кроме богослужебного модернизма II Ватиканского собора отвергли и экуменизм. 

     Положительные мнения о II Ватиканском соборе

     В своем интервью, данном журналу «Нескучный сад» (№ 5, 2009), профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов из наиболее положительных реформ II Ватиканского собора выделяет «по-новому декларированное и в значительной мере пережитое Католической Церковью осознание всехристианского единства перед той опасностью, о которой в эти же годы писал А.И. Солженицын: значительные силы в мире хотят, чтобы христиан не было вообще»9. До Собора утверждением католиков было: Католическая Церковь равна Вселенской Церкви, теперь Католическая Церковь определяет себя как «часть, находящаяся во Вселенской Церкви», признавая также путь Православного Востока.

     Также, по мнению протоиерея Максима Козлова, в изменениях касающихся внутренней «политики» Ватикана очень важным моментом является «шаг по преодолению многовекового клерикализма Рима»10. Имеется в виду жесткое разделение Католической Церкви, сформулированное еще на Тридентском соборе, на две неравных части: Церковь учащую ― духовенство, и Церковь учащуюся ― мирян. На II Ватиканском соборе многократно было подчеркнуто значение мирян, получивших возможность более активного участия в Церкви. Статус организаций мирян существенно повысился, церковные общины были признаны важнейшей составляющей Церкви.

     Новый подход II Ватиканского Собора к богослужению также можно обозначить как положительный. До Собора католическая месса служилась на латинском языке, который уже очень мало кто понимал в середине XX века даже из европейцев. После же миссии Католической Церкви в Латинскую Америку, Африку, Азию, ― страны, совершенно не связанные с романской культурой, стало очевидно, что латиноязычное богослужение пришло в «явное противоречие с молитвенными нуждами многих и многих миллионов католиков»11. Этот переход на национальные языки, кстати говоря, был совершен в духе восточнохристианской традиции, которая предполагает, что богослужения совершаются на национальном языке верующих.

     Однако  методы реализации этих правильных по сути реформ были очень неоднозначны, «саму реализацию реформ нельзя отнести к положительным результатам Собора»12.

     Когда декларируются реформы, часто возникают  некий административный жар, к тому же не всегда самые разумные люди оказываются  во главе процесса их проведения. На практике, к сожалению, было не просто допущено богослужение на национальных языках, но фактически запрещена латинская дореформенная месса: на ее совершение требовалось столько санкций практически из самого Ватикана, а люди, хотевшие молиться по-старому, особенно клирики, имели вид настолько неблагонадежный по отношению к господствующей тенденции, что латинское богослужение фактически прекратило свое существование. 

     Результаты  II Ватиканского собора как исторический урок для Западной и Восточной Церкви

     Послереформенный опыт Католической Церкви показал: несмотря на то, что Церковь сделала шаг навстречу обществу, стараясь стать более современной, понятной и близкой этому обществу, общество не пошло в сторону Церкви. Это нужно понять и принять ― и практически, и историософски, и эсхатологически: ожидать от общества, что оно в большинстве своем вновь готово будет принять христианские ценности не на уровне декларации, а на уровне норм, реализуемых в жизни, ― значит пребывать в иллюзии.

     Другой  важный урок, который нам дает опыт II Ватиканского собора, ― как бережно  нужно подходить к тому, что  составляет многовековое предание Церкви, прежде всего в богослужении. Важно  признать, что мы с одной стороны, сходны с католиками и страдаем определенного  рода закостенелостью, в значительной части церковного народа ― взглядом на службу как на что-то, не нуждающееся в понимании, а скорее, призванное возбудить некое благочестивое настроение. С другой стороны, важно понять, что путь изменения богослужения должен быть не в приспособлении его к упрощенным представлениям общества, сформированным средствами массовой информации и просто очень низким гуманитарным общеобразовательным развитием. Христианство ― сложная вещь сама по себе. Но не самое сложное в христианстве ― понять церковно-славянский язык. А вот как донести красоту и значительность этой службы ― это тот вопрос, который должен ставиться, и на который мы должны искать ответы. 
 
 
 

Информация о работе Второй Ватиканский собор, взляд современников