Ввод советских войск в Афганистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание

27 сентября 1996 г. в Афганистане произошло событие, получившее широкий отклик во всем мире. Афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых. Конфликты на территории бывшей Югославии, Ирландии, столкновения на национальной почве в бывшем СССР, по сравнению с которыми война в Афганистане вызывает меньший интерес, - из-за того, что они возникли на территории Европейского континента или из-за того, что в их скорейшем урегулировании очень заинтересованы США, другие ведущие державы или даже весь мир в целом. При более глубоком рассмотрении, афганская проблема затрагивает интересы не только жителей этой страны, но и России и всех стран Содружества Независимых Государств и, возможно, всего мира в целом.

Содержание

Введение
Причины войны…………………………………...………………………………….5
Цели и планы СССР в войне……………………………………………………….13
Боевые действия Советских войск в Афганистане……………………………………..…………………………………...16
Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан…………………………………………………………………………...19
Урегулирование кризиса и вывод Советских войск из Афганистана…………….……………………………………………………………21
Положение в Афганистане после вывода советских войск……………………22
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

готов.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

     Чтобы лучше понять перспективы противоборствующих сторон, нужно учесть сложную этническую и конфессиональную обстановку в Афганистане. Что касается генерала Дустума - узбека по национальности, контролирующего северные районы страны, которые населены преимущественно этническими узбеками, то следует иметь в виду, что ему ни при каких обстоятельствах не может достаться центральная власть в стране, т. к. узбеки составляют лишь 9% от всего афганского населения, и другие этнические группы не захотят видеть над собой власть такого меньшинства. Поэтому в данной ситуации целью Дустума является сохранить под своим контролем шесть северных провинций, лавируя между интересами двух других противоборствующих сторон. В этих условиях реальными претендентами на центральную власть являются талибы-пуштуны и таджики, из которых состоит в основном войско Масуда, и между ними будет идти борьба за власть; правда, в этой борьбе с пользой для себя могут принять участие как узбеки Дустума, так и хазарейцы и другие народности Афганистана. С другой стороны, серьезным препятствием для талибов явится их суннитский ислам, в то время как таджики, узбеки и другие национальности придерживаются шиитского направления ислама.

     Как уже отмечалось выше, основную роль в создании движения    «Талибан» сыграли Пакистан и США. Официальные лица Пакистана уже фактически признали свою причастность к созданию движения. Что касается США, то выражение их позиции по отношению к талибам можно видеть как в благожелательной позиции Вашингтона в этом вопросе, несмотря на жестокие порядки, вводимые новыми властями в занятых городах, в т. ч. и в Кабуле, и нарушения прав человек

     Вообще  в политическом отношении все  заинтересованные страны разделились в рассматриваемом конфликте на два блока: к первому, поддерживающему движение «Талибан», можно отнести США, Пакистан, Саудовскую Аравию, Турцию и Туркменистан (поддержка двух последних государств пассивна); а ко второму, выступающему за официальное афганское правительство, ¾ Россию, центрально-азиатские государства СНГ (кроме Туркменистана), Иран и Индию. Кроме того, в последнее время Узбекистан смягчил свою позицию по отношению к талибам.

     Основной  мотив именно такого раздела очевиден: каждая из перечисленных стран имеет  удовлетворительные отношения со странами из своего “блока” и довольно напряженные ¾ со странами из блока противостоящего; кроме того, все эти страны имеют свои насущные интересы в рассматриваемом регионе ¾ как политические, так и экономические. Можно в этой связи отметить некоторые из противостоящих (далеко не только в данном конкретном конфликте) стран, объединив их в пары.

       Экономический аспект последних  событий в Афганистане можно  разделить на две большие части.

     а)  В большой степени на развитие конфликта повлияла проблема транспортировки нефти и газа из Центральной Азии, в первую очередь это касается туркменского газа.

     б)  Другая сторона экономического аспекта  связана с тем, что с началом  войны в Афганистане основной центр наркобизнеса переместился из Юго-Восточной Азии в т. н. треугольник исламского «Золотого полумесяца» (Иран, Афганистан, Пакистан). Установление твердой власти талибов в стране, наведение в ней порядка позволит руководителям наркокартелей взять под свой контроль этот самый выгодный бизнес в мире, что было невозможно сделать во время многолетней войны в Афганистане и раздела страны на противостоящие и борющиеся за власть этнические группировки (пуштуны, узбеки, таджики, хазарейцы и др.).

     Наконец, необходимо рассмотреть  также идеологический подтекст  последних событий в Афганистане. На первый план здесь выходит конфликт между США как государством-представителем европейской цивилизации в широком смысле этого слова и даже теперь больше ¾ североамериканской цивилизации, в последнее время подавляющей собственно европейскую, и Ираном как страной, пытающейся найти путь развития, отличный от западного, и направить по нему другие страны.

     Если  говорить о возможных последствиях, то, исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что для России дальнейшее развитие событий будет означать либо потерю ей своего влияния в регионе вследствие усиления Соединенных Штатов в случае победы талибов, либо замораживание потенциально взрывоопасной ситуации в непосредственной близости от российских границ еще на какой-то промежуток времени в случае их неудачи, причем о выгодах для России речи вообще не идет. Потенциальную опасность для России представляет и возможное развитие событий в странах ближнего зарубежья: захват талибами северного Афганистана, вплотную примыкающего к центральноазиатским республикам СНГ, грозит вылиться в последних, прежде всего в Узбекистане, мощным взрывом исламского фундаментализма и радикализма (многолетнее подавление в Узбекистане исламских движений, запрет исламских партий и гонения на духовенство грозят повториться февралем 1993 г., но в гораздо больших масштабах). Еще более печальными будут последствия при таком развитии событий для самих республик Центральной Азии, и здесь им не помогут деньги, вырученные за нефть и газ. Ослабнет также положение Ирана и Индии, которые потеряют многие рычаги влияния в регионе.

      В апреле 1979 года, через год после  «апрельской  революции», одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима. Правительство со своей в 90000 человек контролировало только города, но потеряло власть над центральной труднодоступной частью страны.

      В мае 1979 года премьер – министром стал Хафизулла Амин. Он жестоко подавлял восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход  к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения советских центрально – азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме того, у них еще со времен басмаческого движения двадцатых годов продолжают  существовать родственные связи с афганцами. 

    Цели и планы СССР в войне.

     Западные  официальные структуры и пресса оценили как фальсифицирующее события заявление правительства СССР о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи последнему в борьбе с восставшими бандитами и во имя исполнения интернационального долга. Ведь бывший правитель Афганистана Амин был убит во время штурма советскими спецподразделениями его дворца, а его преемник на этом посту еще не появился на политической арене к моменту так называемого приглашения.

     Политические  маневры советского руководства  не убедили общественность капиталистического мира в его искренности, и, хотя на Западе по-разному оценивались цели Советского Союза в этой войне, все прекрасно понимали ее агрессивный характер. Одни видели в ней желание сверхдержавы изменить баланс сил в регионе, стремление вести диалог с окрестными государствами, главным образом с Пакистаном, с позиции силы и продемонстрировать всему миру мощь и волю СССР. Другие, не отрицая в основном всего этого, переносили центр тяжести на то, что Советский Союз просто не мог оставить без помощи коммунистический режим в стране, где его неизбежно ожидали хаос и поражение. Некоторые политические экстремисты на Западе склонны даже были считать, что советская агрессия в Афганистане - не больше не меньше как "долгосрочная стратегия, нацеленная на получение геостратегических преимуществ, связанных с получением доступа к теплым морям и нефтяным ресурсам Персидского залива".

     По  словам М. Гареева, в 1979 году - заместителя  начальника оперативного управления Генерального Штаба, «... ввод советских войск был непродуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон нашей стране и афганскому народу». Гареев занимал первую из двух позиций, возникших в армейском руководстве при подготовке к вторжению: или вообще не вводить войска (причем это было бы предпочтительней для большинства генштаба - по оценке того же Гареева), или ввести не 4-5 дивизий, а сразу 30-40, за два-три года достичь стабилизации в стране и прекращения боевых действий, перекрыть все каналы помощи оппозиции из-за афганских рубежей и уничтожить ее. С трудом можно предположить, что даже этот последний вариант был лучше, на чем настаивает генерал Гареев, но в любом случае он не прорабатывался.

     С уверенностью можно сказать, что  советская акция в Афганистане  расценивалась на Западе и рассматривалась в кругу советского руководства однозначно - не как помощь истинно народному правительству Демократической республики Афганистан в ее борьбе с империалистами и душманами, и не для защиты принятых афганцами завоеваний революции, а для предотвращения неизбежного в условиях банкротства просоветского режима контрреволюционного переворота.

     Положение в Афганистане по оценке западной прессы резко обострило отношения между Востоком и Западом  и привело к переоценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира.

     Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.

     Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось  как переломный момент в советской  внешней политике и новый этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.

     Естественной  реакцией Западного мира было противодействие  советской агрессии, что толкало  капиталистические страны на сближение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердившиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, администрации Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных институтов в регионе. Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. На пример, конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия Советского Союза как агрессивные, не смотря на оказанную им длительную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств было существенно нарушено недавней Ирано-Иракской войной, и поэтому они не в значительной степени влиять на внешнюю политику СССР. 
 

     Боевые действия Советских войск в Афганистане.

    
         Вторжение советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 года потрясло мировое сообщество.

         Западная пресса историки политики и более широкие  слои общественности имели свою, почти  никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие события: в 1978г. в Афганистане произошел государственный переворот под руководством коммунистической партии при несомненном пособничестве СССР.

     Первой  реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать ненавистного народу, но национально настроенного Амина. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном, узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю. С этой миссией 2 декабря 1979г. в 
Кабул отправился генерал – лейтенант МВД Виктор Папутин.

  Советское вторжение было проведено по образцу  вторжения в 
Чехословакию в 1968г. Первыми высадились 24 декабря 1979г. на аэродроме Баграм, в 50км к северу от Кабула, части 105-ой гвардейской воздушно – десантной дивизии. Одновременно советские «советники» нейтрализовали афганские части: под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное состояния афганские танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на праздник с угощением и напитками. 25 и 26 декабря вся 105-я Баграм при помощи транспортных самолетов Ил – 76, Ан – 22, и Ан – 12.

     Критическим днем было 27 декабря 1979г. В то время как части высадившейся 105-й дивизии въезжали на своих БМД в Кабул и занимали узловые стратегические точки, другие части на танках АСУ – 85, окружили дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого Папутин под предлогом безопасности посоветовал Амину переехать туда. Папутин пытался уговорить Амина официально обратиться к СССР за военной помощью на основании заключенного в декабре 1978г. договора и подать в отставку в пользу Кармаля. Амин воспротивился этому. Папутин был убит телохранителем Амина. После этого советские десантники штурмовали дворец и убили Амина.

Информация о работе Ввод советских войск в Афганистан