Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:58, контрольная работа

Описание

Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, из каких составных частей оно состоит, каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, - это вопрос о взаимосвязи содержания понятия «государства» и формы выражения этого содержания. Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается самое прямое, поскольку это определяет объемы свободы человека, его возможности реализовать свои права и обязанности. Наиболее консервативным элементом формы государства, трудно поддающимся изменениям, является форма правления.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная КПЗС.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

      Во  Франции же наоборот, президент имеет  неограниченное право на роспуск Национального собрания. Такое право предоставляет ему ст.12 Основного закона Французской Республики.17 Правда, данная конституционная норма предусматривает, что он должен предварительно запросить консультацию на роспуск этой палаты у председателей обеих палат парламента. Однако мнение председателей палат не является для него обязательным, и он вправе распустить Национальное собрание даже вопреки их возражениям. Важно отметить, что конституция Франции запрещает президенту роспуск парламента в том случае, когда глава государства объявляет о введении в стране чрезвычайного положения (ст.16). 
 

      В заключение хотелось бы сказать несколько слов о взаимоотношениях парламента и президента в Российской Федерации.

      В многочисленных источниках Российская Федерация определяется как полупрезидентская республика, юридическим основанием которой является Конституция РФ, где в ст. 80 определен статус Президента. Согласно данной статье Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.18

      Президента РФ единолично назначает и освобождает министров иностранных и внутренних дел, является верховным главнокомандующим, назначает и отстраняет от должностей руководителей всех силовых структур.

        В отношениях с Федеральным  Собранием, Президент наделен  правом законодательной инициативы, причем указы Президента не подлежат утверждению парламентом. Президент имеет право наложить вето на закон принятый Государственной Думой. Президент имеет право распустить парламент, но только в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры председателя правительства предложенного Президентом, и выражении Думой повторно в течение трех месяцев недоверия правительству. Президент предлагает на утверждение Государственной Думе кандидатуры председателя правительства, председателя Центрального банка, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

      Приведенный анализ полномочий Президента России позволяет сделать вывод о  том, что в России сложилась полупрезидентская  форма правления с доминирующим положением президента, который не является главой исполнительной власти, и все полномочия которого должны осуществляется в рамках Конституции и федеральных законов, не могут выходить за их пределы.19

      Сравнительный анализ Конституций двух стран –  США, Франции и  краткий анализ Конституции России показал, что во всех странах действует разумная система «сдержек и противовесов» (checks and balances), введенная праотцами американской конституции.

      В американской модели эта система  выражается в том, что президент  самостоятелен в выборе своей  администрации (правительства) и парламент не имеет права отправить правительство в отставку, но и президент не имеет права на роспуск парламента.

      Во  Франции президент имеет право  на роспуск парламента, и самостоятелен  в выборе правительства, но дальнейшая работа правительства зависит от парламента. Не имея контроля над правительством, президент теряет значительную часть своих полномочий. Парламент через министров контролирует деятельность Президента. Контроль достигается при помощи контрассигнации указов президента премьер – министром.

      В России система баланса между  различными ветвями власти нарушена в пользу президентской власти. Президент имеет право распустить Думу, по своему усмотрению назначать и отправлять правительство в отставку, издавать указы, имеет право вето. Противовесом президентским полномочиям может стать импичмент, но его процедура достаточно сложна. Однако следует учитывать, что Российская государственность находится в процессе становления, совершенствования общественного строя страны в процессе постоянного его реформирования. 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 
 

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов. Общая  часть. 4-е издание/Отв.ред. Б.А. Страшун . М.: Норма, 2005.
  2. Конституции зарубежных государств: учеб.пособие. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  3. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юр.лит, 1994.
  4. Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства. М.: Юнити, 2007.
  5. Козлова Е.И., О.Е.Кутафин. Конституционное право России.М.:Проспект, 2010.
  6. Конституция Российской Федерации. М.:Проспект, 2009.

Информация о работе Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ